9 мин.

Акараже, такояки, бифанас – вот что едят на стадионах участники ЧМ

Исследование Виталия Суворова.

Благодаря Ивану Калашникову мексиканцы, аргентинцы и перуанцы уедут из России как минимум с одним отличным гастрономическим воспоминанием – тульский пряник, кажется, понравился всем. Но что делать, если вы сами оказались в Аргентине или Перу, пришли на футбол и захотели попробовать что-нибудь интереснее бургера и хот-дога? Чуть ниже – небольшой гайд по самым занятным стадионным блюдам из разных стран. 

Япония

Такояки – зажаренные в сковороде шарики из теста с начинкой из осьминога – абсолютный хит любого японского стадиона.

Говорят, первые такояки появились на улицах Осаки только в середине 30-х – то есть по сравнению с бургером и хот-догом блюдо это относительное молодое (тот же гамбургер эмигрировал из Гамбурга, чтобы разлететься по всему миру, еще на экваторе 19 века). Впрочем, японцев это точно не беспокоит – такояки регулярно поедают и в барах, и на концертах, и, само собой, на футболе, причем в самых разных видах. Где-то в начинку добавляют имбирь, чили и репчатый лук, где-то – бобы, где-то – креветки и зелень, а затем поливают все это кисло-сладким Вустерским соусом и посыпают стружкой тунца.

Если же морепродукты – не совсем ваша история, цельтесь в Эдамаме (соевые бобы, которые варят и подают прямо в стручках), жареную лапшу Якисобу (хотя стружка тунца легко может оказаться и здесь) или волшебный летний десерт Какигори, колотый лед, который разукрашивают сиропом и свежими фруктами.

Франция

Во Франции точно не могли обойтись стандартной картошкой и гамбургером. Здесь работает лучший шеф мира Ален Дюкасс, а местные жители уже несколько десятилетий ведут Великую шоколадную войну (только попробуйте приехать на юго-запад Франции и заказать там pain au chocolat, «шоколадный хлеб», как называют чудную французскую булочку на севере; скорее всего, вам не только запретят вход в кондитерскую, но и устроят целую лекцию о том, почему шоколадная булочка – это только «шоколатин» и никак иначе). Флагманское футбольное блюдо Франции, особенно популярное в Бретани, – галет-сосис, свиная сосиска, завернутая в легендарный блинчик галет, который готовят из гречневой муки и чем только ни начиняют.

Чтобы окончательно осознать важность галет-сосиса для бретонцев, просто посмотрите, как болельщики «Ренна» целую минуту поют о своей верности любимому блюду.

Перу

Перуанцы без проблем захватили Россию этим летом и чувствуют себя здесь максимально комфортно, но как минимум по одной штуке точно скучают. Античучо де коразон – кебаб из говяжьего сердца – изобрели в Андах еще до того, как к Южной Америке подошли первые европейские мореплаватели.

При колонизаторах блюдо чуть-чуть изменилось (например, в рецепте появился чеснок), а где-то между 17 и 19 веком окончательно стало частью культурного кода перуанцев. Сейчас античучос – к счастью, необязательно из говяжьего сердца – активно поедают как на стадионах, так и на улицах. 

Португалия

Вы точно не найдете бифанас на столе у Криштиану Роналду – слишком жирное мясо, слишком толстые булочки.

Но не попробовать его на каком-нибудь матче «Спортинга» или «Порту», кажется, почти противозаконно. Сэндвич с куском свинины, зажаренной в винном соусе, давно стал предметом культа: считается, что более вкусного бутерброда вам не найти во всей Португалии, а все разговоры о нем неизменно сводятся к спору о том, где его лучше пробовать – в лиссабонском ресторане «О Трево» или в «Конго» в Порту. Ясно одно: на стадионе очередь за ним точно будет меньше.

Бразилия

Главной звездой чемпионата мира в Бразилии стал совсем не Хамес Родригес, как можно было бы подумать из заголовков спортивных медиа, а фейхао тропейро – разбросанные по сковородке бобы, бекон, нарезанные куски колбаски и порубленная зелень, на которую позже укладывают либо глазунью, либо яйца вкрутую.

И хотя для стадионной еды фейхао тропейро выглядит неоправданно сложным блюдом, говорят, люди из ФИФА специально включили его в меню чемпионата мира, чтобы показать европейцам все разнообразие бразильской кухни. Альтернативный вариант: акараже, жаренные во фритюре шарики очищенного гороха со всяческими начинками – от креветок и помидоров до кешью и фасоли с чесноком.

Швеция

Златан Ибрагимович как-то признался, что его любимое шведское блюдо – дешевая сосиска фалукорв из смеси свиного и говяжьего фарша, чем тут же вызвал недоумение публики. Во-первых, Златан родился в Мальме, а родиться в самом мультикультурном городе Швеции и не отметить лучший в стране фалафель – это уже как-то странно. Во-вторых, Златан всю жизнь играет футбол – а если вы хоть иногда заглядываете на шведские стадионы, то непременно должны попробовать мазарин, тарталетку, заполненную миндальной пастой.

Что ж, видимо, после «Гэлакси» Ибрагимовичу все же придется вернуться в шведскую лигу хотя бы на пару месяцев: завершить карьеру, так и не попробовав стадионный мазарин, – слишком дерзко даже по меркам Златана.

Колумбия

Радамель Фалькао давно стал в Колумбии супергероем, а Хамеса Родригеса вообще тяжело не любить – но в плане популярности и тот, и другой явно проигрывают лечоне, идеальному футбольному блюду, которое традиционно заказывают по дороге с матча. Лечона – это молодой поросенок, из которого выпотрошили весь фарш, зажарили его с желтым рисом, горохом, зеленым луком и перцем, а затем снова упаковали в тушу и отправили в печь на десять часов.

К счастью, усаживаться на трибуны с поросенком вам не придется: порцию готового фарша утрамбуют в арепу – важнейшую для Колумбии лепешку из кукурузного теста.

Бельгия

Бельгийцы уже пару веков ведут священную войну с Францией за право называться родиной картошкой фри – и учитывая, что почти во всем мире эту картошку по-прежнему называют French fries (французской картошкой), войну бельгийцы явно проигрывают.

Это не мешает им съедать около 75 кг жаренного картофеля на человека в год и продавать фри примерно на каждому шагу – в том числе на стадионах, где ее мощно поливают майонезом и поглощают в перерыве (полное название: frites mayonnaise). 

Мексика

К тому моменту, как вы окажетесь на мексиканском футболе, снова заказывать буррито, тако или фахитас вам, скорее всего, уже не захочется. Так что просто обратите внимание на джентельмена, который будет бродить по округе с огромным подносом, заставленным сопас – картонными стаканчиками с сухой лапшой.

Получив деньги, джентельмен зальет лапшу кипятком, затем прикрепит на вершину стакана лимонную дольку, а потом извлечет из сумки гигантскую бутылку с соусом чили – и вот тут уже важно вовремя остановиться. Особенно, если в матче только-только стартовал первый тайм. 

Аргентина

В самой печальной стране этого лета сходят с ума не только по мате и Диего Марадоне, но и по мясу – хотя подавать на стадионах стейки было бы слишком мощным решением даже для аргентинцев. Вместо этого там поглощают Чорипан кон чимичурри – сэндвич с зажаренной на гриле колбаской чоризо, которую разрезают на пополам в виде бабочки.

Чоризо укладывают на хлеб, затем посыпают миксом из лука и помидоров, а потом заправляют все это соусом чимичурри из свежей зелени с добавлением специй и овощей вроде лука шаллота, чили и сладкого перца. К слову: кажется, я подсознательно начал болеть за сборную Аргентины, пока писал предыдущее предложение.

Фото: REUTERS/Action Images/Oliver Greenwood (топовое); commons.wikimedia.org/U.S. Air Force photo/Staff Sgt. Marie Brown, Trizek, Alberto González, Kreecher, Amazonas/Kolumbien, Rainer Zenz; flickr.com/medea_material; flickr.com/mtl_mauricio; flickr.com/vitamindave