8 мин.

Истории чемпионата мира. Часть первая, московская

2:39 по московскому времени, прелестный субботний июньский вечер. Передо мной три не совсем трезвых джентльмена в футболках сборных Франции, Хорватии и Исландии. На самом деле это Джордж, Арнольд и Гарри — уроженцы Бристоля, что располагается в Великобритании. Арнольд объясняет:

— Не Гарри, а ГаррИИИ. Этот идиот проспорил нам, что Киев находится в России, и теперь до конца месяца мы делаем акцент и громко кричим каждый раз, когда называем его по имени. Ты тоже должен так делать

— Так, друзья, нужно выпить, — прерывает его Джордж и резко поднимает руку со стаканом пива вверх, расплескивая половину содержимого, — К черту всех российских и британских журналистов («fuck all Russian and British journalists» — оригинал), эти ублюдки долгие годы стравливают нас и несут полную хрень с экранов телевизоров. На самом деле, мы очень похожи и не должны быть врагами друг другу! К черту журналистов!

Мы поднимаем бокалы за сей прекрасный тост. В моем стакане бюджетная и немного странная версия коктейля «Белый русский»: 100 грамм водки «Хортица», чашка эспрессо из бара напротив, а также около 300 мл какого-то пива. Этот изысканный напиток появился на свет около 2 минут назад и уже успел зарекомендовать себя с лучшей стороны. Впрочем, даже несмотря на эту ядерную смесь, я остаюсь самым трезвым человеком во всем квартале. Это необходимо срочно исправить

***

Чемпионат мира сразу стартовал именно так, как и было необходимо. Еще за день до начала турнира футбольные болельщики оккупировали пешеходную Никольскую улицу и превратили ее в неформальную фан-зону. Все пространство было мгновенно поделено между представителями Мексики, Аргентины, Перу, Египта и других стран.

И если перуанцы и мексиканцы делали упор на вокальную поддержку, то аргентинцы подошли к процессу более творчески: растянули баннеры с божественным ликом Лионеля Месси и превратили крошечный уголок Никольской улицы в неофициальное аргентинское посольство. Плакаты, растянутые на стенах, также несли важное стратегическое значение: за ними ребята прятали заранее приобретенные бутылки с водкой, пивом, а также почему-то лимонад «Байкал».

Именно в этом прекрасном, полном любви и дружбы месте я споткнулся о ногу товарища, обернутого в перуанский флаг, и совершенно случайно, но от всей души наступил на ногу невероятно красивой девушке с мексиканскими знаменами на щеках. От стыда я готов был провалиться сквозь землю, ведь родители воспитывали меня галантным и гостеприимным юношей.

Впрочем, мексиканка, пару секунд поморщившись, очаровательно улыбнулась, обняла меня и с ласкающим ухо испанским акцентом прокричала в левое ухо: «АЙ ФИЛ ФОРГИВ Ю, ИФ Ю ДРИНК ТЕКИЛА» (я тебя прощу, если ты выпьешь текилу). Из ниоткуда материализовался молодой человек с огромным рюкзаком и прямо на глазах у немного грустных представителей правоохранительных органов мы скрепили знакомство.

— Мы живем здесь, — продолжила барышня, тыкая в карту указательным пальцем, — помоги добраться туда!

Ребята поселились на улице Маросейке, в одном из уютных двухэтажных домов. Трехкомнатная квартира обошлась Лиане и ее жениху Матео (увы!) всего в 130 тыс. рублей за три недели (чуть выше московских расценок), но молодые люди отплатили хозяевам той же монетой и запустили в квартиру с десяток своих друзей и родственников. Когда мы добрались, 6-7 молодых людей уже сидели за длинным столом и громко друг на друга кричали. Возможно, мне показалось, но я пару раз услышал слово «Эрнандес».

Вся квартира была увешана флагами Мексики, два зелено-бело-красных полотна даже вывесили из окон. Лиана схватила мой рюкзак и куда-то утащила, а Матео взял меня за плечо и потащил к столу. «Это Лео, он наш помог найти нам дом», — все на том же немного корявом английском меня представили товарищам.

— Он русский? — пошло уточнение от одного из знатоков за столом

— Да, наверное, ты ж русский? — засомневался сам Матео

— Да, да, 100% русский!

— О, он нам сейчас поможет, — воскликнул один из мексиканцев, сбегал куда-то и спустя 10 секунд вернулся с бутылкой водки в руке, — как вы пьете эту гадость? Она же отвратительна!

— Обычно мы мешаем с текилой, — пошутил я, но ребята понимающе закивали. Кто-то тут же достал текилу, и уже через минуты мы чокались «За здроовье!» той самой смесью. Это, в принципе, все, что я точно помню о том вечере. Есть ряд отдельных фрагментов (я ору мексиканцам, что Дзюба уделает их хваленного Чичарито на раз; я объясняю ребятам, что легче всего добраться до Лужников через аэропорт Внуково; мексиканцы рассказывают мне, что я должен познакомить их с русскими женщинами и уговорить их жениться на них), но я до сих пор не уверен в их достоверности.

Ночь я провел на здоровенной общей кровати в обнимку с 4-5 мужчинками. Впрочем, кто-то во время сна заботливо укрыл меня покрывалом. Наутро я внезапно озаботился поиском своего рюкзака. Лиана (которая, видимо, не спала всю ночь), сказала, чтоб я принял душ, а рюкзак мой она сама притащит. Через пять минут я увидел, как она копается в главном отсеке. Уже после того, как я покинул квартиру, я решил на всякий проверить содержимое сумки. На дне мирно лежали два йогурта.

***

В поезде напротив меня устало плюхнулся бородатый товарищ с огромным рюкзаком. Это был Рикардо, болельщик сборной Перу, который впервые (как и сорок тысяч его соотечественников) посетил Россию. Он с гордостью продемонстрировал мне два значка на его футболке: волка Забиваку и фигурку Апельсина с бутсами на ногах (как оказалось позднее, то был маскот чемпионата мира 1982 года, последнего турнира, на который перуанцы сумели отобраться). Несмотря на усталость, мы проболтали до шести утра.

— Я до этого был в Саранске, — рассказывает Рикардо, — Мы с огромным трудом нашли недорогое жилье. Заходим в комнату, она очень бедно обставлена. По бокам какие-то детские игрушки, одним словом, не пятизвездочный отель. Но хозяйка ведет нас на кухню, где накрыт стол с пирогами потом наливает нам этот ваш борщ. Никто ведь не просил ее, это просто здорово!

Потом мы пошли в местный бар, где сидел русский старик. По-английски он не понимал ни слова, но услышав, что мы из Перу, потащил нас в свой автомобиль и отвез к какой-то церкви. Денег с нас не взял, просто хотел, чтобы мы увидели самые красивые места его города!

Я, кстати, перепутал билеты и совершенно случайно забронировал перелеты на 20—25 июля! В офисе «Аэрофлота» в Саранске русская девушка не только бесплатно помогла отменить их, но еще и забронировала новые по более дешевой цене! Да что там дешевой цене. На рейс до Москвы оставались только места в бизнес-классе, которые мне были не по карману. Так она уговорила меня подождать два часа, когда появятся места в экономе и все сама забронировала! Ну, не чудо ли!

Я из Перу и действительно обожаю свою страну. Но я не уверен, готовы ли у нас на родине так искренне помогать незнакомцам. Мы подвержены стереотипам о русских, для нас до поездки вы все были как тот белый мужик из Рокки (Иван Драго), но наконец мы смогли узнать вас настоящих, и это здорово!

***

Мы радуемся, что в Россию приехали сильнейшие футболисты всех времен и народов. Что в Сочи невероятный перфоманс устраивает Криштиану Роналду, а где-то в Бронницах свой день рождения отмечает Лионель Месси. Что мы видим невероятное смешение футбольных стилей: африканские команды бьются насмерть с азиатскими, а южноамериканские меряются силами с европейскими.

Мы рады за дружину Черчесова, которая превзошла абсолютно все заветные желания. Отдельная радость за то, как расцвели на турнире Артем Дзюба, Александр Головин, Денис Черышев, Юрий Жирков и многие другие российские футболисты. Но ведь чемпионат мира — это не только то, что происходит непосредственно на зеленых травянистых площадках с воротами и разметкой.

Британцы Джордж, Арнольд и Гарри живут в Бристоле и работают банкирами, мексиканцы Лиана и Матео — юристы. Перуанец Рикардо так вообще живет в Мадриде, у него своя сеть мини-отелей. В Россию приехали если не лучшие сыны каждой нации, то точно не футбольные хулиганы и лоботрясы. К нам приехали адекватные, яркие и невероятно колоритные люди, которые хотят узнать настоящую Россию, а потом вернуться домой и рассказать о ней всем знакомым и друзьям.

И возможно я не прав, но именно знакомство людей из совершенно непохожих друг на друга стран с разной культурой, обычаями и традициями, куда важнее, чем голы Диего Косты или Гарри Кейна. Просто потому, что именно ради этого и проводятся чемпионаты мира — для того, чтобы к черту стереть границы между государствами и отбросить к черту все постыдные стереотипы и предрассудки.

Можно на какое-то время забыть про проклятые СМИ и их ублюдских журналистов, сеющих рознь между странами и народами, забыть на короткий миг про все беды и невзгоды, преследующие в повседневной рутине. И просто насладиться тем праздником, что каждый день царит на улицах наших городов. Потому что именно для этого чемпионат мира и существует.