10 мин.

Как тренируют молодёжь в «Ювентусе». Часть 1

Альфредо Джакобе, журналист портала l’Ultimo Uomo, весной побывал в Виново, где побеседовал с Джованни Валенти, тренером команды «Ювентуса» Under-13, и Стефано Бальдини, техническим координатором молодёжного сектора. Бальдини принимает непосредственное участие в управлении базовой подготовкой (сюда входят команды от Under-7 до Under-13), а также помогает в принятии решений по спортивной подготовке (команды от Under-14 до Примаверы - старшей молодёжной команды, от итал. primavera - юность; прим. перев.). 

Стефано Бальдини

— Как происходит развитие различных аспектов (техника, тактика, атлетика, психология) в зависимости от возраста? Всё тренируется по-отдельности?

Стефано Бальдини: У нас в «Ювентусе» используется целостный подход. Разные аспекты не могут быть разделены и натренированы в разные периоды развития. Мы выделяем 3 большие области: понимание игры; технические способности, или то, что позволяет осуществлять эту самую игру; физический аспект, то есть способность поддерживать игру на протяжении времени. Со всеми возрастами мы работаем над всеми тремя аспектами одновременно. Разве что отличается процентное соотношение между тем, на что делается упор.

В последние годы во главу угла мы ставим понимание игры, потому что это единственный аспект, который позволяет улучшить остальные. Если ты играешь, то совершенствуешь и технику, и атлетические качества. Если работаешь только над техникой, то видение игры вряд ли улучшится. Если же ты тренируешь только физическое состояние, то это совершенно точно не поможет в двух других областях.

Джованни Валенти: Стремление развивать разные навыки в разном возрасте, разумеется, имеет право на жизнь, но оно слишком академично. Даже самые младшие ребята должны сразу научиться играть с товарищами, отвечая на действия соперников.

Чтобы стимулировать развитие по всем фронтам, мы стараемся помещать футболистов в различные ситуации. Например, одни и те же ребята, неделю за неделей играют и 5 на 5, и 6 на 6, и 7 на 7, и 11 на 11.

Наша подход всегда комплексный. В конце концов, улучшение техники у футболистов продолжается всю карьеру.

— Вы сразу начинаете учить детей тактике?

Д.В. Смотря, что именно понимать под тактикой. Если мы говорим об игровой механике - неуспевающая оборона, персональная опека - то понятно, что это не тот тип занятий, который нужно проводить с детьми. Но если слово «тактика» используется как синоним слова «решение», то ребёнок на поле, вместе со своими товарищами и соперниками, принимает решение каждый раз, когда касается мяча. Для меня это тактика.

С.Б. Я думаю, что это общеитальянское заблуждение, когда под тактикой часто подразумевают стратегию игры без мяча. Вратарь, перед которым находятся 2 одноклубника и прессингующий соперник, должен решить, отдать мяч или подержать, какому из партнёров его отдать. Всё зависит от одной цели: завоевать ту часть поля, которая находится за спинами соперников. Выбор всегда служит импульсом, играете вы впятером, всемером или же вас 11. И это всегда верно, будь футболисту 6, 9, 13 или 18 лет.

— То есть, через упражнения и матчи вы создаёте ребятам трудности, которые они должны решить, чтобы улучшить своё умение выбираться из подобных ситуаций, так?

С.Б. Точно. Мы готовим ситуации, в которых они решают, что делать и, тем самым, приспосабливаются к реальности.

Д.В. Организацию владения мячом часто путают со схемами и выполнением серии установок. Это же, наоборот, упражнение, которое поощряет фантазию ребят. И в этих условиях развивается техника, которая становится средством для того, что выбраться из определённой ситуации.

Джованни Валенти

— Многие считают, что одна из причин нехватки техничных талантов в Италии - тот факт, что ребята больше не играют на улицах. Что скажете?

С.Б. В «Юве» главные средства - игра и мяч. Могу заверить вас, что с качеством работы, в процессе которой всегда присутствует мяч, не сравнятся и 10 часов игры во дворе. Если в других клубах на первый план выходит не игра, в смысле развлечения, а тактика, в узком смысле, если в упражнениях отсутствует мяч, и результат становится превыше всего, тогда дворы уже не видятся той самой проблемой.

Разнообразие и богатство толчков к развитию, которые ребята получают в процессе наших тренировок, незаменимы. К тому же, нужно помнить следующее: на улицах играли все, здесь же только лучшие. Например, время, потраченное, на тренировку игры один на один с соперниками того же уровня, или даже высшего, имеет несравнимый эффект.

Д.В. У меня складывается впечатление, что это стало оправданием: «Дворов больше нет, это не моя вина». Нельзя сегодня требовать тренироваться так, как это делали раньше, как тренировались парни, игравшие на улице. Моя ответственность - насытить время, которое ребята проводят здесь. Похожее говорил Веласко (итало-аргентинский воллейбольный тренер, прим. перев.): «Доигровщик не может винить связующего за свою ошибку. Если мяч был поднят неудобно, доигровщик - тот, кто всё равно должен найти возможность нанести хороший удар». В общем, мы здесь смотрим на проблему с другой стороны.

— Какая главная характеристика даёт вам понять, что ребёнок талантлив?

С.Б. Технические способности, качество приёма мяча, скорость принятия решений, осознание ответственности за действия с мячом. Всё это независимо от обстоятельств даёт тебе понять, что ребёнок умеет делать определённые вещи, потому что уверен в своих возможностях. Если ты чувствуешь себя неуверенно в техническом плане, то ты не будешь рисковать в определённых игровых ситуациях. Это пример условий, которые мы рассматриваем.

Д.В. Для меня важны 2 характеристики: уверенность в обращении с мячом и понимание игры. Я считаю, что не нужно списывать со счетов игроков, отстающих в физическом развитии. Если талант есть, нужно действовать смело и поощрять игрока постоянным игровым временем.

— А можно привести примеры подобного роста? Например, Джесси Лингард лишь в 25 лет проводит свой лучший сезон в «Манчестер Юнайтед», хотя в молодёжной команде его называли главным талантом своего поколения, даже сильнее Погба. Недавно он сказал, что Алекс Фергюссон пророчил ему медленный прогресс. И что это помогло ему не отказываться от мечты играть в клубе первой величины.

С.Б. Да, с нашей стороны есть подобные наблюдения, особенно касаемо ребят в команде Under-16. После 16 лет идут уже другие рассуждения, потому что организм начинает структурироваться. Что касается примера, нужно принять во внимание условия в Англии: вероятно, Лингард получил шанс, потому что у них есть вторые команды. Он мог играть в соревновательных условиях, за его прогрессом следили, и при необходимости контроллировали, до 22-23 лет. В итоге в 24-25 он стал игроком, готовым для первой команды. Здесь, в Италии, игроки должны быть готовыми после Примаверы, в 19 лет. В такие сжатые сроки футболист, вероятно, не смог бы проявить себя.

Стефано Бальдини

— Мы ещё вернёмся к командам Б, но для начала можете мне сказать, как можно уменьшить вероятность того, что из-за физических ограничений технический талант может быть упущен?

С.Б. Всё зависит от целей каждого определённого клуба. По-моему, я координирую самые слабые физически команды за последние 3 года во всех возрастах. Причина в том, что «Ювентус» выбрал «философию» с уклоном в технику. Очевидно, на некоторых позициях могут быть различия в росте, но средний игрок базовой подготовки на данный момент находится не на пике физических возможностей, и техника преобладает. Это также значит, что некоторые матчи могут быть проиграны из-за разницы в физике, но для нас это не проблема. Сейчас «Ювентус» хочет тренировать техничных игроков.

Д.В. Как я уже говорил, со стороны тренера чувствуется ответственность, если развитие талантов игрока задерживается из-за запоздалого взросления организма. Мне повезло быть в клубе, который организует семинары для своих тренеров посредством регулярных встреч. На таком семинаре 2 игрока первой команды как-то рассказали о матчах, проведённых на скамейке запасных только потому, что у них, в отличие от ровесников, ещё не росла борода. Тем не менее, они выросли в важных игроков. Но если бы их не наказывали недостатком игрового времени, они бы стали в итоге так же хороши?

Я стараюсь поощрять технические качества, но нужно создавать благоприятные условия. То есть, команда с оборонительным стилем не поможет развитию слабого технически игрока. Мы - те, кто должен выбирать игру во владение, которая позволит игрокам часто встречаться с мячом, играя между линиями и в свободных зонах, где не встретишь преград. Мы скрываем недостатки в игровой физике, выводя на первый план технику, пока природа и специальные тренировки, начинающиеся с 16 лет, не позволят им сократить этот атлетический разрыв.

Как и раньше, мы - те, кто должен посмотреть на всё под другим углом: создать условия для того, чтобы «хилый» футболист играл и воодушевлялся - это моя зона ответственности.

С.Б. Я не спрашиваю у тренера результат матча. Я спрашиваю: этот парень, талант, который мы распознали и формируем, сколько раз он коснулся мяча? Лучше мы сыграем вничью, а не выиграем, если условия при этом будут лучшими для роста ребят.

— Уточню: вы считаете, что внимание к результатам матчей может быть контрпродуктивно для роста детей? Я заметил, что почти все команды публикуют в соцсетях результаты матчей всех молодёжных команд.

С.Б. За 25 лет, которые я занимаюсь этим, я не видел ни одного парня, который выходил бы на поле, чтобы проиграть. Здесь, в «Юве», у нас также есть поддержка психологов и один из них заставил меня задуматься над фразой: «Нужно научиться проигрывать». Это неправильный посыл, если под ним понимать привычку к проигрышам. В нём заключён совершенно другой методический подход. Тебя учат не проигрывать, а выигрывать. Прежде всего, тебя учат осознавать цену поражения и выносить из неё понимание того, над чем ты можешь работать.

Это смена парадигмы, которая убеждает в том, что отношение к результату в «Ювентусе» идёт в двух направлениях: одно ведёт к постоянному совершенствованию; другое заставляет идти к победе, следуя образовательным целям, установленным клубом. Потому что в центре проекта - индивидуальный рост каждого таланта. Результат, который достигается иным путём, через другие цели - это поражение.

— Выходит, ваш рецепт - следовать к победам, но придерживаться установок учебного проекта.

Д.В. Как только мы выяснили, какой стиль игры способствует воспитательным целям, в контексте целей клуба, придерживаясь этого стиля, мы можем выиграть все матчи.

С.Б. Мы стараемся держать мяч как можно дольше, не для отработки стиля, а потому что это главный рабочий инструмент для достижения наших целей. Спортивные результаты показывают, что мы правы, потому что в основном мы побеждаем. За последние 3 года мы участвовали примерно в 700 турнирах в 10 разных возрастах, и в итоге в среднем мы входим в четвёрку, играя против сильнейших команд в Европе. В матче мы всегда придерживаемся подхода, благодаря которому можем оказаться на вершине.

— Как вы объясняете эту смену парадигмы детям?

Д.В. Например, чтобы помочь ребятам оценить своё выступление, помимо итогового счёта, я ставлю 3 определённые цели на каждый матч. Потом, в раздевалке, я спрашиваю у ребят их оценку, насколько близко мы оказались к выполнению поставленных целей.

Приведу примеры из последнего матча. Как мы реагировали на потерю мяча? Как располагались на поле, учитывая ширину? По ощущениям, вам удалось использовать то, что мы пробуем на тренировках? Это цели, выполнение которых можно оценить, помимо заработанных очков. Можно выиграть, но улучшений для наших игроков не будет. После самооценки я задаю такой вопрос: «Если бы результат был иным, ваши оценки были бы выше или ниже?»

С.Б. Это наиболее сложная часть нашей работы: сделать так, чтобы ребята осознавали, что делают на поле. Но, если нам это удаётся, игрок становится центральной фигурой своего обучения. На поле они действуют на основании того, что чувствуют. Наша стратегия работает, потому что я вижу, что во всех возрастах ребята на поле разделяют одни и те же ценности, и это даёт ощущение завершённости, в частности, для моей работы координатора. Для видимого же результата нужно подождать ещё лет 10.

Джованни Валенти

Как тренируют молодёжь в «Ювентусе». Часть 2

Telegram-канал J-talents

Источник: l'Ultimo Uomo / Alfredo Giacobbe

Фото: официальный сайт «Ювентуса» (1, 2, 3), официальный твиттер-аккаунт «Ювентуса» о молодёжи (4).