5 мин.

Игрок сборной Исландии весной работал на соляном заводе. И хочет стать авиадиспетчером

Владислав Воронин поговорил с защитником, который играл против Ди Марии. 

В начале 2018 года Биркиру Сэварссону стало стыдно, что он превращается в бездельника.

Он только вернулся в родной рейкьявикский «Валюр» после 9-летней командировки в нормальные профессиональные клубы Норвегии и Швеции и уже отвык от местных традиций. Вы все слышали, что в Исландии футбол полупрофессиональный – так вот утром большинство игроков идет на основную работу, в офисы, на заводы и так далее. Тренировки – только вечером. 

Биркир просидел дома месяц и понял, что больше так не протянет.

«Мне было нечем заняться с утра и днем. Было скучно, я совсем не хотел торчать дома целыми днями. Хотелось делать хоть что-нибудь. Тогда я встретился со знакомым, который владеет соляным заводом. Мы поговорили, и я тут же вышел на работу. Наконец стал занят с утра до вечера», – рассказал мне Биркир, когда я остановил его после матча с Аргентиной в пустом подтрибунном помещении «Открытие Арены».

Соль, которую продает завод Биркира, черная – потому что в нее добавляют вулканическую лаву. Ее всегда предлагают в местных ресторанах, ее вам захочется купить в duty free международного аэропорта Кефлавик.

– Я делал на заводе все подряд, по мелочи. Когда-то упаковывал соль, когда-то проверял, нет ли брака в упаковке, когда-то доставлял соль покупателям. 

– Что вы чувствовали?

– Да мне все это нравилось. Это же классно. Намного лучше, чем сидеть на диване. Такой стиль жизни делает тебя ленивым, мягким.

– Для вас это было как хобби или вы шли за деньгами?

– Не хобби и не деньги. Я сразу сказал, что мне хватает и футбольной зарплаты. Просто вместе с работой у меня пошла нормальная жизнь. Без безделья.

Несколько исландских журналистов рассказали мне, что Биркир – самый скромный игрок сборной Исландии. После изумительного Евро-2016 большинство футболистов полетели отдыхать в Майами, а Сэварссон, игравший против Криштиану Роналду и Рахима Стерлинга, спрятался с семьей в маленьком даже по исландским меркам городке. Название никто не помнит.

– Возможно, я и правда самый замкнутый, – подтверждает Сэварссон. – Я не люблю внимание, стараюсь его избегать. Мне гораздо спокойнее с семьей. Когда мы вышли на чемпионат мира, я заглянул на праздничный ужин, но быстро ушел. Потому что у меня рано утром был самолет в Швецию – надо было забирать детей из школы. У меня три сына и дочка.

– Но что-то ведь вы делаете в свободное время? 

– Конечно. Главное увлечение – музыка. Люблю хэви-метал и рок-н-ролл. Знаешь, большинство молодых игроков слушают хип-хоп, какую-то попсу. А я такое слушать не могу. Включаю свое на телефоне и просто стараюсь отключиться от того, что включают они, ха-ха.

– Вы не можете включить хэви-метал в раздевалке?

– Нет, зачем? Его там слушаю я и, может, еще один человек. 

В матче против Аргентины Сэварссон точно не был лучшим: в первом тайме он несколько раз терялся в борьбе против Ди Марии, Исландию спасала только звериная хватка опорников. Иногда было очевидно, что он медленнее Ди Марии и Агуэро не только ногами, но и головой: на каждый маневр он реагировал словно с небольшой задержкой и поэтому часто опаздывал. Но во втором тайме Биркир исправился и дважды спас сборную от голевых моментов: сначала прервал резкий пас на Ди Марию, а потом вылетел из-за спины Месси, который принял мяч на грудь около вратарской и уже замахнулся для удара. Лео пережил предельно неловкий момент: правый защитник какого-то «Валюра» лишил его мяча, а он по инерции продолжал движение ногой. 

– В сборной я играю за Исландию, – продолжил Биркир, когда я спросил его об ощущениях от матча на чемпионате мира. – Знаешь, что это означает на самом деле? Я представляю своих друзей, свою семью. У нас маленькая страна, каждый знает очень много людей, мы понимаем, что встретим всех их на улице, в магазине, в кафе. Не хочется разочаровывать тех, кого знаешь. Это мощнейшая мотивация.

*** 

Пример со знакомствами реально работает. Около стадиона я наткнулся на группу исландцев, которые делали традиционное HUH, и разговорился с одним из них.

– Я знаю практически весь состав. В моем родном городе Коупавогюре играли 4 футболиста, главный – Альвред Финнбогасон (который в итоге забил Аргентине – Sports.ru). Когда моя команда стала чемпионом Исландии в 2010 году, он просил после каждого гола включать мою песню. 

К мужчине каждые 30 секунд подходили другие исландцы – кто-то дать пять, кто-то сделать селфи. Как оказалось, это рэпер Эрпур Эйвиндарсон (Blaz Roca, на фото – справа).

– Представь, что ты родился в городе, где живут 400 человек. Вот так было у нашего капитана Арона Гуннарссона. Он прекрасный человек. Разговаривает на улице со всеми, никогда не задирает нос, никакой горделивости. Все люди должны быть такими. И у нас в сборной таких абсолютное большинство. Потому что в маленькой стране особенно стыдно быть плохим.

***

Биркиру Свэрссону уже 33, он вряд ли поедет на Евро-2020 и точно не попадет на ЧМ-2022.

– План у меня уже давно готов. Летом я пойду учиться. Пора развиваться. В детстве я хотел стать пилотом и даже учился на него целый год, когда мне было 17. Сейчас летать уже поздновато, но я хочу стать авиадиспетчером. Для этого нужно несколько лет учиться в специальной школе. Надеюсь, у меня получится.

Фото: REUTERS/Albert Gea; instagram.com/birkir84 (2,3); REUTERS/Christian Hartmann; Влад Воронин