Интервью с Арсением Мещеряковым
– Здравствуйте, Арсений Владимирович!
– Здравствуйте.
– Хочу прежде всего поздравить с выпуском книги «Футбол. Чемпионаты мира. 1930-2014».
– Спасибо.
Насколько я знаю, данное издание не имеет аналогов у нас в России?
– Это правда.
– Начнем издалека. Среди ваших профессиональных интересов я выделил два направления: дизайн и искусство. Скажите, тяга к подобным вещам у вас с детства?
– Я из семьи художника, поэтому с самого раннего возраста понимал, что буду работать в сфере искусства или графического дизайна.
– Я знаю, что вы были инициатором создания первой в нашей стране школы дизайнеров «Портфолио». Расскажите об этом проекте!
– Это не школа. Это клуб дизайнеров. Было это очень давно, в первой половине 90-х годов. В то время дизайн-студий в Москве, и в стране в целом, было наперечет. Хватало пальцев двух рук, чтобы их перечислить. Мы с нашими друзьями из других дизайн-студий «Директ-дизайн», «Open-дизайн», «Табу», ну и, конечно же, мы – «Агей Томеш», создали такой клуб дизайнеров, который шутливо называли не «Портфолио», а «Партфелио». Мы выпускали совместные каталоги и всячески популяризировали хорошие издания, потому что в то время такие издания в нашей стране были не просто редкостью, – их просто не было, и нужно было донести обществу мысль о том, что качественный дизайн существует в нашей стране, и мы успешно с этим справлялись.
– Скажите, как возникла идея создания книги «Футбол. Чемпионаты мира» и как долго шла работа над этим изданием?
– Идея создания этой книги была очень естественной - всем прекрасно было известно, что летом этого года произойдет грандиозное событие в истории футбола, в нашей стране пройдет чемпионат мира. Инициатором проекта стала Группа «Интеррос», и мы совместно выпустили эту книгу.
Я заболел футболом с того самого чемпионата мира 1982 года, когда на матче Италия-Бразилия итальянцы выиграли у бразильцев 3:2 и Паоло Росси сделал хет-трик… И с тех пор я стал страстным футбольным болельщиком. В те годы невозможно было представить, что когда-нибудь в нашей стране может пройти чемпионат мира по футболу. Больше того, невозможно было представить, что мы сможем его смотреть. Советское телевидение показывало матчи чемпионата мира 1982 года только потому, что туда отобралась сборная СССР. Еврокубковые матчи транслировались в прямом эфире, только в если в них играли советские клубы. А поскольку наши клубы в то время не так часто выходили в поздние этапы еврокубков, то болеть было вдвойне интереснее. Потому что ты не только болел за команду, ты болел за свою возможность посмотреть футбол по телевизору. Поэтому проведение чемпионата мира в России – это моя давняя мечта.
Работа над книгой длилась 9 месяцев. Самое сложное в создании такой книги – придумать концепцию. В концепцию входит всё – и дизайн, и содержание, и верстка. Ведь эта книга – не статистический справочник, а подарочное издание. Основное назначение такой книги – передать ностальгию по старому футболу, историю футбола. Каждая фотография, каждый рисунок должны быть энергетически привлекательными.
– В 2012 году для «Издательского проекта Владимира Лисина» издательство «Книги WAM» (один из брендов издательства «Агей Томеш») подготовило и выпустило книги «История летних Олимпийских игр», «Спорт в СССР. Летние виды». Можно ли сравнить эти два проекта?
– В какой-то степени, да. Как и все наши книжки. Наше издательство «Агей Томеш» с 2002 года выпустило полторы сотни таких книг. Все они построены по одному принципу: сделать на страницах книги выставку. Своеобразный музейный подход, когда книга является полиграфическим носителем выставочной концепции. В чем отличие книги от выставки? Задача книги – передать информацию, а задача выставки – передать, помимо информации, некий образ. В этом смысле все наши книги концептуально похожи. Они пытаются передать ощущение от эпохи, события, истории. Отличаются они именно тем образом, который, как нам кажется, должен присутствовать в каждой такой книге. Олимпиада это одно, футбол это другое. Это разные образы. У нас еще была книга «Красивый футбол» (История футбола в СССР). Она вся черно-белая. Там был другой образ. Ближе к 30–70-м годам. Метод создания книги был один и тот же, а результаты – разными. Для каждой такой книги нужно найти свой уникальный образ.
– Согласны ли вы с тем, что подобного рода изданий в нашей стране не хватает? В чем причина?
– Да, их, конечно, не хватает. Причина в том, что, к сожалению, выпуск таких изданий невозможен без инвестиций. В чем уникальность тех книг, которые выпускает наше издательство? На начальном этапе издание такой книги имеет партнеров и инвесторов. Издания выпускаются небольшими тиражами 1000–1500 экземпляров. Мы избегаем посредников и продавцов книг. Поэтому весь бюджет, который способно потратить издательство, идет на создание самой книги (поиск материалов, покупку фотографий), поэтому бизнес-схема создания такой книги уникальна. Она позволяет потратить на создание самой книги значительно больше средств и сил, за счет этого книга оказывается очень дорогой. Эта схема уникальна. У нас не так много конкурентов на этом рынке, не так много клиентов, которые могут позволить себе инвестировать в такие шикарные интересные книги для своих друзей и партнеров. Именно в силу этого таких книг мало. Если бы мы выпускали книгу для открытого рынка, то нам пришлось бы гораздо больше экономить на производстве самой книги. А в такой вещи как книга деньги просто видны на страницах.
– В нашей стране выпускается очень много спортивных газет и журналов. Вы их читаете?
– Сейчас всю информацию я смотрю в интернете. Мне очень жаль, что наша страна проскочила период выпуска качественных спортивных журналов, таких как «France Football» или «World Soccer». В нашей стране качественные спортивные издания появились в то время, когда на Западе мода на них сходила на нет. На Западе это всё сохраняется, потому что есть традиция. У нас, к сожалению, этого нет. Я помню, в детстве покупал еженедельник«Футбол-Хоккей». В те годы достать его было очень трудно. Я помню место, недалеко от Синагоги, куда я ребенком ходил, чтобы его прочитать. Это было единственное место в Москве, где он вывешивался. Если бы в нашей стране процесс издания подобных журналов проходил более плавно, такое издание как «Футбол-Хоккей» выходило бы на шикарном уровне, я думаю, это был бы прекрасный журнал. Были попытки создания качественного спортивного журнала, такие как «Totall Football», но они не увенчались успехом, именно поэтому сейчас люди больше читают всё в интернете. Мне очень жаль, потому что я люблю журналы.
– Вы считаете, что качественных изданий о футболе у нас очень мало?
– Их не то чтобы мало, они просто не очень популярны.
– Есть ли у вас любимый футболист?
– Герои моего времени это футболисты, игравшие в 70–90-х годах. Я считаю, самая сильная советская сборная – команда образца 1986 года, состоявшая из игроков киевского «Динамо». Это была потрясающая команда, которая должна была выходить в финал чемпионата мира, но она была угроблена шведским арбитром Фредрикссоном, в матче СССР-Бельгия (3:4), который, кстати, не транслировали по телевидению.Я просто обожаю ту команду: Яковенко, Рац, Литовченко. Эти ребята произвели на меня сильное впечатление, особенно когда обыграли в 1997 году Барселону 4:0 н, с Шевченко и Ребровым в составе, и когда выиграли Кубок Кубков. Это был футбол потрясающего уровня. Конечно же, знаковое событие для всего советского футбола – победа московского «Спартака» над Арсеналом (5:2) Гол Юрия Гаврилова с пенальти в ворота Астон Виллы, позволивший нам сравнять счёт 2:2. И затем невероятная победа в гостях со счетом 2:1. Я просто обожал сборную Италии образца 1982 года и великолепного Паоло Росси, только вышедшего из тюрьмы и ставшего лучшим игроком того турнира. Это, конечно же, Платини и много других известных игроков.
– За какую футбольную команду вы болеете?
– Я отношусь к той категории болельщиков, которые, к сожалению, лишились своей команды. Я болельщик московского «Торпедо». Также мне всегда нравилась игра донецкого «Шахтера», главной кубковой команды Советского Союза. Сейчас, к сожалению, ни одной из этих команд, по сути, нет. Одна и играет во Львове, а другая где-то в низших лигах нашего футбола.
– Как вам кажется, у сборной России есть шансы на выход из группы на домашнем чемпионате мира?
– На своем поле всегда есть шанс. Что касается самой игры, то она у сборной России очень слабая.
– В чем основная проблема нынешней сборной России?
– В большом количестве легионеров. Когда в клубе играют 3–4 приглашенных футболиста, это создает остроту и интерес, сборная развивается. А когда их больше, ни к чему хорошему это не приводит. Понятно, что попытка сделать наш чемпионат интересным без легионеров невозможна. Пусть они будут играть хуже, но зато свои! (Смеется.)
– Ваша книга «Футбол. Чемпионаты мира» уже признана успешной. Есть ли какие-либо идеи, подобные этой, и как скоро они могут быть реализованы?
– Да, безусловно. Книга имеет успех. Она уже стала библиографической редкостью. За нее даже дерутся! (Смеется.) Открою небольшой секрет. В будущем хотелось бы выпустить такую же книгу о хоккее, тем более что повод есть. Впервые за долгое время наша сборная выиграла олимпийское золото.
– Спасибо большое за то, что согласились на это интервью. Желаю вам успехов и надеюсь, что это не последняя наша встреча.
– Мне было очень приятно поговорить о футболе.
Материал подготовоен при содействии издательства "Агей Томеш"
http://www.ageytomesh.ru/