ТОП 5 плюсов и минусов в маркетинге казахстанского футбола
Взгляд человека, работавшего в этой сфере несколько лет.
Прежде я работал в нашем футболе и понимаю, как все устроено изнутри. Сейчас сфера деятельности поменялась в цифровом направлении, но я продолжаю следить за последними изменениями в глобальном и локальном спорте. Будет интересно!
Как мне пришла идея писать в этом направлении? Прежде всего я хотел, чтобы каждый болельщик, который приходит на стадионы, смотрит наш футбол по телевизору или в YouTube получал тот уровень наслаждения от комплексного действия и то желание, которое подтолкнет его идти на стадион или смотреть наш спорт вновь и вновь.
Но когда всплывают такие проблемы, как огромные лужи возле туалетов на стадионе в Павлодаре, грязные сидения на трибунах или абсолютное нежелание сделать что-то действительно хорошее для болельщиков, невольно появляется стремление изменить ситуацию в положительную сторону. Конечно же один я это поменять не могу, но когда появится общественный запрос от болельщиков, то ситуация изменится в лучшую сторону.
Скажу сразу, я не буду анализировать и обсуждать спортивные результаты, разбирать судейство и различные подковёрные игры, потому что я не являюсь специалистом в этих аспектах. Не стану размышлять о таких вещах, как тактика, построение тренировок или кого стоило бы выпустить в стартовом составе, но я неплохо понимаю, как сделать так, чтобы уровень нашего футбола рос с коммерческой и маркетинговой стороны. Тут мы будем разбирать сложившуюся ситуацию в нашем футболе. Будем говорить про то, как пытаются развивать наши футбольные клубы с маркетинговой стороны, как работают с болельщиками, как пытаются заработать на различных активностях и так далее. Я обязательно буду рассказывать вам о самых крутых кейсах в мировом спорте и о том, как это можно внедрить в наших футбольных клубах. Поверьте, чтобы сделать качественно, красиво и правильно нужно желание, знания (которые открыты по всему миру) и немного усилий.
Проблем на данный момент у нас много, но давайте работать вместе. Если вы неравнодушны к нашему спорту и хотите внести свою лепту, давайте объединяться. Будем делать наш спорт – лучше!
В общем, поехали! Тема сегодняшнего выпуска - ТОП 5 плюсов и минусов в нашем футболе!
Начнем с минусов.
1. Плохая визуальная и телевизионная картинка
У наших футбольных клубов плохая инфраструктура, плохие стадионы и плохой подход к оформлению картинки. Исключением являются только «Кайрат» и «Астана», но и им тоже надо прибавить в этом пункте. Понятно, что построить новый стадион требует огромных финансовых ресурсов и в наших реалиях это практически невозможно, но ведь есть пути решения, которые могут значительно улучшить визуальное оформление и сделать телевизионную картинку качественнее. Для начала, надо определить именно те области, которые попадают в объективы камер и все что выглядит ужасно, грязно и входит в данную зону – будет портить общее представление от просмотра. Имейте в виду, что данные места визуально могут быть незаметны со стадиона, но вы обязательно получите ужасную картинку в трансляции.
Этим следуют заняться Лиге, которая может создать фирменный стиль всего Чемпионата, и конечно же клубам, которые просто обязаны создавать максимально сочную картинку, чтобы человек получал удовольствие при просмотре футбола не только на экране, но и на стадионе.
2. Плохая посещаемость
Наверное, только ленивый не говорит о том, что на наш футбол плохо ходят зрители и болельщики, но это действительно проблема, о которой я обязательно напишу статью и разберу варианты, как можно привлечь болельщиков на стадион. В данном пункте стоит отметить, что у некоторых клубов положительная посещаемость, которую можно сравнивать с определенными командами Российской Премьер Лиги.
Но возвращаясь к пункту о плохой картинке у многих болельщиков складывается впечатление, что на стадионе находится около тысячи человек. Почему? Потому что в объективы камер попадают пустые трибуны (обычно восточные), хотя на обратной стороне присутствуют болельщики. Как решить? Размещать болельщиков именно в тех зонах, которые попадают в трансляцию. Такую практику используют в Испанской Ла Лиге и это регламентировано.
Чтобы это сделать, нужно создать необходимые условия, для комфортного пребывания. Лучше, чем на противоположной стороне. Поднять посещаемость реально! Даже в разы!
3. Плохая организация в Matchday
И не только. Вообще матчдэй – это огромная статья доходов в клубной казне.
С чего все начинается? Прежде всего с создания максимально комфортных условий, интересной атрибутики, качественных точек питания и специальными зонами с платными активностями. Ведь в день матча, вы получаете прямой доступ к вашей целевой аудитории. К аудитории, которая заинтересована и готова тратить деньги на качественный продукт.
Представьте себе ситуацию, вы находитесь в Лондоне или Мадриде возле стадионов, вас окружают отличные магазины с крутыми футболками и сувенирами и у вас появляется желание приобрести что-то, даже за европейский ценник. Вы покупаете вкуснейший Street Food с отличным обслуживанием и это становится традицией.
А теперь давайте посмотрим на реалии нашего футбола. Желание покупать что-то пропадает? Конечно, ведь спрос возникает от предложения.
4. Отсутствие интересного медиа-контента
Когда я добавлял данный пункт в раздел минусов у меня разделились мнения. С одной стороны, некоторые клубы делают интересные рубрики и выдают интересный контент, а с другой стороны вы видим отсутствие чего-либо интересного. И именно это скинуло четвертый пункт в бочку с минусами. Можно много говорить о том, что у одних есть ресурсы и люди, которые это создают, а у других этого нет. Но футбольный клуб в 2018 году обязан делиться интересной информацией. Мы живем в мире, где обязательно надо держать аудиторию подогретой и предлагать что-то новое. Никто не просит придумывать кардинально новые проекты, но просто посмотрите на опыт других клубов (желательно западноевропейских или американских) и возьмите самое интересное. Есть куда развиваться и есть куда идти.
Ну и давайте перейдем к пятому пункту нашего отрицательного хит-парада! =)
5. Отсутствие квалифицированных специалистов.
Да, пункт довольно острый и местами спорный. Я знаю определённых людей, которые отлично разбираются в своем деле. Они работают и в Лиге, и в Клубах. Но речь идет о тех людях, которые не понимают, как делать правильный и интересный продукт, о тех людях, которые не интересуются тем, как сделать общую ситуацию лучше. Ведь если бы в нашем футболе работали только профессионалы своего дела, то и уровень был бы гораздо выше. Все пункты, которые были до этого сошли бы на нет. Да, у нас много крутых работников, которые отлично понимают многие вещи, но также у нас много и тех, кто мало понимает или не хочет понимать. Почему создалась такая ситуация? Потому что отсутствует интерес к развитию и к тому, чтобы сделать что-то лучше. Давайте друзья учиться вместе и делать наш футбол круче.
Ура! Закончили с черной дырой и минусами. Давайте двигаться на светлую сторону. Впереди нас ждут только плюсы!
1. ПФЛК-ТВ
Да-да, друзья! Вы можете не согласиться с тем, что это плюс, потому что мы привыкли хаять проект из-за ошибок в трансляции и сбоев, но стоит отдать должное. Мы имеем доступ к каждому матчу в прямом эфире и это действительно круто! С каждым годом проект идет вперед и улучшается. Есть вещи, которые можно было бы изменить. Например, сделать крутую графику, добавить интересную студию с включениями перед матчами, поднять уровень всех, кто трудится над данным проектом еще выше. Но именно сейчас, ПФЛК-ТВ дает нам то, что не делают телеканалы, а именно просмотр футбольных матчей.
2. Стремление менять ситуацию к лучшему
Вы, наверное, заметили, что есть те, которые пытаются сделать наш футбол интереснее и привлекательнее. Лига организовывает финалы на достойном уровне, а «Кайрат» взял в привычку делать интересное наполнение перед матчами. Появляется качественный контент и интересные активности, но к сожалению количество на данный момент не в том объеме, в каком хотелось бы.
3. ФК «Кайрат»
Наверное, это лучшее, что случилось за последнее время в плане маркетинга, организации и профессиональному подходу к делу в нашем футболе. Уже принято ставить «Кайрат» в пример и на самом деле есть чему поучиться у алматинцев. Это пример того, как можно добиваться результатов, если все делать более-менее правильно и качественно управлять бюджетом на сезон.
Но пока остальным надо добраться до уровня «Кайрата», самому же клубу из Алматы надо делать огромные шаги, для своего дальнейшего развития в маркетинговом направлении. Об этом мы обязательно поговорим в другой статье и обсудим, как же сделать очередной шаг вперед.
4. Растущий спрос на качество
Люди двигают прогресс и увеличивают спрос на качественные продукты, контент и комфортные условия. Это плюс, потому что в итоге каждая организация должна будет создать то, зачем будут приходить болельщики на стадион.
И последний пункт в плюсах это…
5. Энтузиазм
Куда же без него? Если убрать это скрытое желание и воодушевление у тех людей, которые двигают наш футбол вперед и создают интересные проекты, то, наверное, не было бы и плюсов, которые мы сейчас читаем. Очень надеюсь, что наши специалисты на энтузиазме не только продолжат работать, но и изучат новые направления. А мы получим от этого только качественный продукт.
А какие плюсы и минусы вы бы добавили? Делитесь своим мнением =)
Автор: Алим Раздыков