Сергей Овчинников: «У тренерского штаба есть понимание, каким ЦСКА будет в следующем сезоне»
Бывший вратарь сборной России, а ныне старший тренер ЦСКА подвел итоги сезона.
– За счет чего ЦСКА вырвал второе место?
– У нас невероятно дружный коллектив. Руководство, тренерский штаб, футболисты – все объединены одной целью. Важно, что в условиях кадрового дефицита игроки профессионально относятся к своим обязанностям. Это и позволяет в самых сложных ситуациях, когда многие в ЦСКА уже не верят, набирать очки.
– Нынешнее серебро дороже золота?
– Нет! Все-таки мы до последнего сохраняли шансы на чемпионство и не теряли надежды опередить «Локомотив». Подкосила неудача с «Динамо». Я не вправе раскрывать нашу внутреннюю кухню. Могу лишь сказать, что мы, тренеры, знаем, где допустили просчет. Если б выиграли тот матч – думаю, заняли бы первое место.
– «Локомотив» чемпионство заслужил?
– Да. Что принесло ему успех? Неограниченный кадровый ресурс, стабильное финансирование, отлаженная командная игра. Плюс тренер замечательный. «Локомотив» воспользовался осечками конкурентов, ровно провел весь сезон. Разве что ближе к финишу не выдержал давления, начал спотыкаться. Но это часто случается, когда ты без пяти минут чемпион.
– Семина поздравили?
– Конечно!
– А кого-то из штаба? Ваших бывших одноклубников там хватает.
– В первую очередь я поздравил свою команду с серебряными медалями и прямым попаданием в Лигу чемпионов. Для меня это гораздо важнее.
– Лучший матч ЦСКА в этом сезоне?
– Один выделить трудно, ярких отрезков было много. Скажу так: в большинстве матчей чемпионата и еврокубков команда демонстрировала очень хороший футбол и тактическую выучку. Значит, идеи главного тренера, какие-то наработки доносятся до игроков, они все понимают.
– Худший матч?
– Дома с «Манчестер Юнайтед». Дело не только в счете – 1:4. ЦСКА вообще ничего не сумел противопоставить сопернику. В атаке была беззубость, обреченность. Но жизнь показала, что из этого поражения мы извлекли правильные выводы. В дальнейшем подобных ошибок не допускали. Имею в виду и нюансы подготовки, и настрой на игру, и состав.
– Странно, что не упомянули 0:3 от «спартака» в последнем туре перед зимней паузой.
– Ну, тот матч никак не должен была закончиться с таким счетом! По тому, как полтора тайма складывалась игра, нас бы и ничья расстроила!
– А в итоге – разгром.
– Просто в концовке большими силами пошли вперед, раскрылись и пропустили два необязательных мяча. В такой ситуации можешь спасти матч, а можешь крупно проиграть. Случилось второе. Но по качеству игры претензий к футболистам нет.
– Вызов в сборную Игнашевича – сюрприз?
– Ничуть. Шаг напрашивался. Точнее, попытка со стороны Станислава Саламовича пригласить Сергея Николаевича помочь команде на чемпионате мира. Другое дело, что ответил бы сам Игнашевич. Слава богу, он согласился. За это решение мы должны поблагодарить его при любом раскладе – даже если не выйдем из группы.
– Давно называете Игнашевича по имени-отчеству?
– Я очень уважаю Сергея, вот и допускаю такой оборот в интервью. Хвалить людей надо, когда они играют. А не после, как почему-то повелось в России.
– Полагаете, при схеме с тремя центральными защитниками Игнашевич будет в основе сборной?
– Сто процентов! Альтернативы-то нет! Да, могут писать, что возрастной, скорость уже не та… Но где взять лучше?! Игнашевич по-прежнему один из сильнейших центральных защитников в нашей стране, профессионал экстра-класса. С высочайшим уровнем тренированности. Никаких поблажек себе не дает, всегда работает с максимальной выкладкой. Это пример для молодого поколения. Если б таких футболистов было больше, у Черчесова не болела бы голова.
– Весной у ЦСКА был тяжелейший график, но Игнашевич играл без замен.
– Что вас удивляет?
– Были опасения, что не выдержит нагрузку?
– Нет. Иначе бы на поле не появлялся.
– Почему же в первом круге нередко в запасе сидел?
– Он получал меньше игровой практики, пока Васин оставался в строю. Учитывая, что наши защитники не самые молодые, была возможность проводить ротацию, равномерно распределять нагрузку между ними. Но потом Виктор сломался, и Сергею пришлось играть без пауз.
– Марио Фернандес для сборной – находка?
– Не просто находка – это фантастический игрок! Мирового уровня! Счастье, что он выбрал нашу сборную. В России крайних защитников такого класса нет. При этом способен безболезненно закрыть и центр обороны. Мы же иногда его там использовали.
– Без потери качества?
– Абсолютно. Марио готов помогать команде на любой позиции. Где нужнее, там сыграет.
– В 2016-м он несколько матчей провел на уколах с переломом шейки лопатки, что не помешало заработать пенальти в игре с «Байером».
– Мы шутим, что Марио должен был родиться русским. С точки зрения самопожертвования – парень потрясающий. Кажется, для него не существует травм, при которых не мог бы выйти на поле. Всегда рвется в бой.
– Жаль, по-русски толком не говорит.
– Он вообще немногословный. Главное, на установке все понимает без переводчика. Для общения с футболистами и тренерами запаса русского хватает. А я и по-португальски могу с ним поболтать.
– Кто еще из армейцев мужеством поражал?
– Да у нас все с характером. В том числе молодежь – Головин, Кучаев. Тянутся за опытными игроками. В этом сезоне на Сашу и Костю выпала громаднейшая нагрузка, но оба справились. Прогрессировали. Молодцы! Ребята умные, думаю, адекватно воспримут похвалу.
– Обидно за Кучаева, который в конце сезона порвал «кресты».
– Не то слово! Не знаю, как на чемпионат мира, а попадание в расширенный список сборной Костя точно заслужил.
– А Чалов?
– Тоже. Сейчас он в хорошем функциональном состоянии, стабилизировал игру, начал забивать. Хотя лишь на голы ориентироваться не стоит. Например, в матче с «Анжи» Федору отличиться не удалось, но все равно прекрасно себя проявил.
– С чем связан его весенний всплеск?
– Вернблум, пока был здоров, выигрывал конкуренцию, с учетом нашей тактики приносил больше пользы в атаке. Но Чалов не опускал рук, продолжал вкалывать на тренировках, показывал достойную игру, выходя на замену.
– Когда возрастной опорный хавбек выигрывает конкуренцию у форварда, последнего это характеризует не лучшим образом.
– Не такой уж Понтус возрастной – в июне всего 32 стукнет. Навык игры в атаке у него есть. Как и голевое чутье. Он же и на позиции опорного немало забивал. В общем, ничего удивительного, что габаритному полузащитнику отвели роль центрфорварда, и это принесло результат. А сравнивать его с Чаловым бессмысленно. Игроки разноплановые.
– Понтуса особенно будет не хватать?
– Всегда жалко расставаться с игроками, которые много лет провели в клубе. Вернблум был нашим двигателем, заводилой. Влиял на коллектив и на поле, и в раздевалке. За счет несгибаемой воли, бойцовских качеств мог перевернуть игру, которая складывалась неудачно.
– ЦСКА на пороге серьезных перемен. Ушли Вернблум, Миланов и арендованный Муса, на очереди – Натхо. В подвешенном состоянии Игнашевич и Березуцкие, у которых закончились контракты. После чемпионата мира за границу может уехать Головин. Есть понимание, каким ЦСКА будет в следующем сезоне?
– У тренерского штаба – есть. Но давайте дождемся официальных решений. Как только появятся новости, руководство все объявит.
– Назовите тройку лучших футболистов чемпионата.
– Раз уж Юрий Палыч включил в нее только ребят из «Локомотива», я назову игроков ЦСКА. Акинфеев, Головин, Марио Фернандес.
– Почему именно в таком порядке?
– Начну с конца. Марио – сильнейший крайний защитник премьер-лиги. Все последние сезоны проводит великолепно. Как в чемпионате, так и в еврокубках. Саша из полевых сейчас для меня в России – номер один. С отрывом! При всем уважении к остальным. Головин – это уже топ-уровень. Ну а про Игоря, которого мы все любим и ценим, разве надо что-то объяснять?
– Людям интересно.
– Хорошо. С точки зрения стабильности это один из лучших сезонов Акинфеева. Я не преувеличиваю, когда говорю, что Игорь – половина команды. Он ведь из года в год держит ее в игре до последних минут, позволяя биться на равных с самыми титулованными соперниками.
– Головин созрел для отъезда в Европу?
– Да. Он в такой форме, что заиграет где угодно. Я бы хотел, чтоб Саша попал в топ-клуб, закрепился в составе, получал удовольствие от футбола. Для развития его карьеры так будет лучше. Но какое решение примут Головин и руководители ЦСКА, не знаю.
– В 2016-м из вратарей вы назвали открытием Лунева. В этом году открытия были?
– Нет. Что касается Лунева, то разговаривал о нем с Гончаренко, когда Виктор Михайлович еще в «Уфе» работал. Уже тогда видел у Андрея огромный потенциал. Понимал, что скоро станет там основным голкипером, а переход в большой клуб – вопрос времени. Он молодец, прибавляет. Вообще, сейчас в сборной такая вратарская бригада, что за эту линию Черчесов наверняка спокоен.
– Подвинуть Акинфеева пока нереально?
– На данный момент Игорь безоговорочно первый номер, это понятно. Кстати, по стилю они совершенно разные. Акинфеев – игровик.
– То есть?
– Прекрасно понимает игру. Здорово играет ногами, может атаку начать. Луневу ближе немецкая манера а-ля Нойер. Отбивает мячи в шпагатах. На выходах действует уверенно. Что ж, у каждого свои козыри.
– С приходом в январе Александра Ермаковича как изменилась ваша роль в тренерском штабе ЦСКА?
– Глобально – никак. Просто нагрузки стало чуть-чуть меньше. Штаб-то был маленький. Александр Владимирович отлично вписался в наш коллектив, хорошо сработал, помог.
– Что конкретно входит в ваши обязанности?
– Во-первых, на мне, как шутят в команде, – психологическое состояние Акинфеева. Во-вторых – молодежка. Просматриваю все ее матчи, работаю с футболистами, которые оттуда вливаются в основу. Потом главному тренеру предлагаю кандидатуры.
– Молодые голкиперы – ваша зона ответственности?
– Нет, с ними трудится Денис Капочкин, тренер вратарей. А на мне – Игорь.
– Вам еще хочется поработать главным?
– Пока нет желания что-то кардинально менять. Конечно, удачное выступление ЦСКА при Слуцком и Гончаренко дает нам много возможностей уйти куда-то на повышение. Ассистенты успешных тренеров тоже востребованы. Периодически предложения поступают. Но сегодня в ЦСКА в творческом плане меня устраивает абсолютно все.
– Исчерпывающе.
– Правда, в последнее время ловлю себя на мысли, что с удовольствием потренировал бы какую-нибудь сборную. Мне очень нравится работать с молодыми футболистами.
– Вы имеете в виду юношескую сборную?
– Любую. Юношескую, молодежную, национальную. Это был бы новый опыт.
– Что ждет Россию на чемпионате мира?
– Я видел контрольные матчи сборной. В отдельных отрезках выглядела очень неплохо. Из группы-то, думаю, выйдем. Ну а дальше загадывать сложно.
– О наших соперниках имеете четкое представление?
– Да, смотрел последние игры и Уругвая, и Египта, и Саудовской Аравии.
– Впечатление?
– Если говорить о Саудовской Аравии, внятного портрета команды до сих пор для себя не составил. Там даже выделить некого. Эту сборную мы обязаны побеждать.
– Египет сильнее?
– Намного! Как в командной игре, так и по подбору исполнителей. Египтяне нацелены на атаку, а вот в обороне не отличаются надежностью. Да и с Салахом мы в состоянии справиться.
– Неужели?
– Ливерпульский Салах нам бы точно проблемы создал. В сборной, где совсем другой уровень партнеров, он не так опасен.
– Осталось Уругвай обсудить.
– Кавани и Суарес – футболисты мирового уровня. Если кто-то из них отсутствует, сборная играет в одного нападающего. Если они здоровы – разумеется, выходят оба. Плюс Уругвай, как всегда, грамотно действует в обороне, защитники быстрые, цепкие. В целом команда ровная, без слабых мест. Вот с ней придется тяжеловато. Но все равно будем верить в нашу сборную и болеть всем сердцем.