10 мин.

Непопулярные виды спорта – как убрать приставку «не»

Многие из нас знают и легко назовут список самых популярных видов спорта в нашей стране: это традиционно футбол, хоккей, баскетбол и волейбол, а также делящие пятое место, в зависимости от интересов того или иного человека (а также его географической, социальной принадлежности вкупе с индивидуальными предпочтениями), фигурное катание, единоборства, лыжи и легкая атлетика.

С другой стороны, самыми популярными видами, с точки зрения занятий, являются плавание, лыжи, бег (отнесем, конечно, к легкой атлетике и отчасти фитнес-индустрии), единоборства и, как ни странно, гимнастика. Исследовательское агентство MAGRAM Market Research провело крайне интересный анализ, придя к вышеуказанной пятёрке.

Более того, основными тезисами, которыми руководствуются любители спорта (как "посмотреть", так и "поучаствовать"), высказаны мысли о том, что плавание, лыжи и остальные не требуют финансовых вложений, особых инфраструктурных поисков (бассейн найти легче, чем поле для гольфа или керлинговую площадку, согласитесь) и почти не зависят от погоды.

Из интересных цифр также отметим и сакральную позицию о том, что наши люди ценят спорт как больше как зрелище, чем занимаются им сами (более 70% для первой мысли и около 35% для второй). Коллеги, проводившие исследования, получили цифры и по интересу к тому или иному виду спорта с точки зрения просмотра трансляций: соревнованиями по хоккею и фигурному катанию следит примерно треть (32–33 %), но сами играют в хоккей регулярно лишь 3–5 % опрошенных. В футболе, получше, конечно, однако соотношение похожее. 

Подводя итоги небольшому статистическому экскурсу, логичным появляется вопрос: а что значит для россиян – популярный вид спорта? Тот, о котором больше всего говорят на "Матче"? Или тот, где больше всего занимается детей? Может тот, в котором больше всего "крутится" денег? Или все же тот, который интересен лично мне, и который развивается у меня в городе?

популярные виды спорта

Если с популярными видами более-менее все понятно: есть своя аудитория, есть свои трансляции даже если не на федеральном ТВ, то на региональном и/или трансляции знаковых соревнований уровня Чемпионата Мира/Европы. У этих видов спорта более-менее деятельная общероссийская федерация, которая старается развивать вид спорта в рамках типовой стратегии. У кого-то вообще есть персональные спонсоры, имеющие интерес быть "на виду" – а может, все же, и извлекать из этого выгоду. Это относится и к легкой атлетике (включите сюда фитнес-сферу и соревнования по типу марафонов и др.), и к лыжным гонкам, и даже триатлону, который, кстати говоря, является крайне крутым коммерческим продуктом, который действительно зарабатывает в России. 

А что делать тем видам спорта, которые не обрели свою большую аудиторию в России на данный момент? Как им выживать, если они входят в пул не самых известных/востребованных видов? Откуда находить деньги спортивным клубам, если даже федерация еле-еле существует в рамках не столь большого финансирования? Где искать тех людей, которые будут квалифицированы и согласятся "поднимать" (вставьте вид спорта сами), развивая его целенаправленно и выводя на нормальный уровень функционирования? Когда мы сможем похватстаться тем, что у нас условный керлинг самоокупаем в плане хотя бы содержания спортсооружений или проведения соревнований? Осознавая, что у нас во втором по значимости дивизионе самого популярного вида спорта посещаемость ниже, чем в Германии на региональной лиге гандбола. 

непопулярные виды спорта

Представьте, что Вы – президент Федерации какого-либо непопулярного вида спорта. Ваши действия на посту? Откуда вы изыщите финансирование, если от государственных программ вы получаете определенный, минимальный поток средств, а о слове "спонсорство" российский спорт узнал чуть менее 10 лет назад, а эффективно использовать этот инструмент начал лишь в течение последних пары лет? Как вам привлекать новых юных спортсменов, если вы заведомо проигрываете футболу, баскетболу и иным видам? Как делать привлекательными соревнования, на которые ходят исключительно близкие выступающих, а спортивные объекты вам достались из далекого СССР?

Не так давно, только стартовав с нашим каналом, мы взяли интервью у прославленного бильярдиста, которого все помнят по трансляциям телеканала "Спорт" (ВГТРК) – Евгения Сталева, являющегося, по сути, игроком №1 в отечественном бильярде. В беседе с ним, мы коснулись подобных вопросов развития тех видов спорта, которые имеют узкую аудиторию, не столь известны и привлекательны для продвижения за счет спонсоров и меценатов, а также по своей сути, просто, являются видом спорта категории "по интересам". 

В ходе беседы, мы вспомнили как успехи Евгения во время спортивной карьеры, так и обратили внимание на то, почему сейчас бильярд в нашей стране пошел "вниз" по своему пути развития. Во время разговора, наш гость подчеркул такие важные тезисы, как необходимость вовлечения спонсоров на крупные соревнования, увеличение привлекательности вида спорта (в т.ч. через трансляции, которые доказанно имели высокие рейтинги среди спортивной аудитории, когда эти трансляции велись), смена руководства федерации на более молодое и прогрессивное управление менеджеров, которых "не испортила система" и которые "не будут сидеть, как старики". 

Также стоит отметить, что около месяца назад мы посетили интересный спортивный объект – биатлонную базу "Врево", что находится в Тверской области. Поговорив о популярном с точки зрения "смотрения" виде спорта с владельцем и персоналом базы, молодыми спортсменами, которые приехали на базу для участия в юношеских соревнованиях, мы еще раз поразились крайне серьезному разрыву между детско-юношеским уровнем спорта и уровнем высших достижений, за которые мы болеем по телевизору во время Кубка Мира или Олимпийских Игр. Зная, что у биатлона в России, очень мягко говоря, "непростые" времена, мы в который раз осознали ключевые взаимосвязи, которые заключаются в том, что без качественной спортивной подготовки новых спортсменов, качественной инфрастуктуры и без тех людей, которые "болеют" спортом и стараются даже на энтузиазме развивать его на своем, посильном, уровне, любой вид спорта может историей. Историей с концом. Не самым позитивным.

Что же мы имеем на сегодняшний день в разрезе всего отечественного спорта? У нас есть пул популярных, исторически развитых видов спорта – и у нас есть те виды, нуждающиеся в большой поддержке и развитии как с точки зрения его достойного функционирования, так и с точки зрения развития спортивного продукта. Продукта, который не будет конкурировать в плане "не пойду в кино/торговый центр, а пойду на соревнования по гребле", а продукта с точки зрения того, что он может предложить качественную а) спортивную подготовку молодому поколению б) информационную среду (формулируя потребность следить за видом спорта, вовлекая в его жизнь) в) организацию процесса (самоокупаемость ключевых сфер, нормальное инфраструктурное состояние и прочее)

Мы предлагаем три простых тезиса, на которые стоит обратить внимание в первую очередь – когда непопулярный вид спорта хочет улучшить состояние своего существования:

Шаг первый. Начните с главного – спортсменов. Будущих спортсменов.

керлинг решай вопрос

Если текущий уровень спортсменов высокого класса (т.е. спорт высших достижений) в вашем виде не достигает положительных результатов, не стремитесь решить локальную задачу по "колоссальному рывку" и победе на ближайших международных соревнованиях любой ценой. Сделайте стратегический шаг – реорганизуйте систему детского спорта в вашем виде. Проведите анализ и "перепись" ключевых субъектов: количество занимающихся, инфраструктурных объектов (стадионы, спорткомплексы и т.д.), изучите массовость вашего вида спорта и выработайте стратегию развития вида спорта на ближайшие 5-7 лет с упором на качественную, эффективную и современную "школу".

Ориентируйтесь на детскую аудиторию (и семейную, т.е. на ключевых людей, принимающих решение о том, "куда отдать чадо" – родителей), исследуйте механизмы вовлечения молодого поколения в тот или иной вид спорта, развивайте философию вашего вида спорта, изучив международный опыт. Десятками лет доказано, что начав с малого, начав с молодого поколения, вы пожнете много плодов в будущем. Немецкий (и уже даже исландский) футбол вам в пример. Вам в пример взаимосвязь системы спорта и системы образования США. Вам в пример популярность непопулярных "у нас" видов спорта в Европе. Изучайте международную экспертизу и опыт, адаптируя все это к нашим реалиям.

Базовое финансирование по развитию вида спорта в отношении подготовки спортивного резерва вкупе с поиском 1-2 спонсоров (пусть и не самых больших) даст первые результаты, которые потом останется лишь развивать в соответствии со стратегией и новым вектором философии.

Шаг второй. Используйте нестандартные способы продвижения "в массы" вашего вида спорта

Что вы знаете о прыжках в воду?

Наверное, большинство ответит, что это достаточно красивый вид спорта, который можно "включить фоном по ТВ" во время игр очередной Олимпиады. Да и система судейства сложная, да и непонятно, кто готовит этих ребят. А, Стэтхэм же был еще в сборной Великобритании – да, помню-помню. 

Как вы думаете, сколько в нашей стране людей занимается этим видом спорта? По отчёту за 2017-й год (данные Минспорта РФ), этим видом в России занимаются (на уровне спортивного резерва, т.е. не считая любителей) чуть больше двух тысяч человек. Казалось бы, все логично – очень необычный вид, немного занимающихся, небольшая популярность у аудитории. 

А у Вадима Бабешкина, главы региональной федерации прыжков в воду, профильный (когда-то личный, а теперь уже – рупор этого вида спорта в России) канал имеет 756 тысяч (да-да, тысяч!) подписчиков. И по несколько миллионов просмотров на различных видео, которыми, по сути, Вадим делает большую рекламу прыжкам в воду, чем вся общероссийская федерация и иные органы, отвечающие за этот вид, в нашей стране. Совершенно нестандартный, но простой, ход позволил набрать прыжкам куда большую аудиторию, побудив (даже нас) не только посмотреть массу роликов, но и, возможно, попробовать себя. Прекрасный пример простого, но сверхэффективного инструмента продвижения вида спорта в массы. И с почти нулевыми затратами.

Именно такие нестандартные, креативные механизмы нужно вырабатывать в зависимости от индидуальных факторов вида спорта (керлинг и бильярд, все же, не одно и тоже – как по аудитории, так и по остальным характеристикам). 

 

Шаг третий. Лучшие (или, если всё совсем плохо, первые) идеи ищите "внутри" своего вида спорта.

В своем интервью, Евгений Сталев предложил собрать всех ключевых и авторитетных фигур бильярда как один из инструментов поиска идей развития вида спорта. Действительно, если идей или ресурсов собственных не хватает, необходимо обратить внимание на тех людей, на ком и держится ваш вид спорта. Собрание передовых "умов" вида спорта позволит не только проанализировать его состояние и "поштормить" идеи с главными представителями индустрии, куда и как двигаться дальше – но и на месте понять, кто и как может и будет двигать вид спорта вперед, выделяя основные приоритеты – возможно, сформировав новую философию вашего вида спорта в России. 

Откройте двери также и для энтузиастов, молодого поколения спортивных управленцев, маркетологов и юристов, которых уже успешно готовят и в нашей стране. Стив Джобс говорил: "Stay hungry, stay foolish". Таких "голодных" до побед (самого различного характера) сейчас много. И они готовы двигать индустрию вперед.

Подводя итог стартовому посту, мы хотим сказать лишь одно: мы верим, что российский спорт может быть успешным, вне зависимости от вида спорта. Мы верим, что любую проблему в спорте можно решить. И мы будем предлагать, как это можно сделать.

Оставайтесь с нами.

И подписывайтесь на наш блог. Будет интересно.

 

Фото на заставке: Спорт-Экспресс/Антон Сергиенко