Предматчевые футбольные программы. Кому они вообще нужны?
«Программы вообще не нужны, все ушли в интернет» - скажут многие. Я бы уточнил, что не нужны в том виде, в котором их выпускают сейчас. Ведь даже те кто «в интернете» купят полистать программку перед матчем, если будет хороший дизайн и качественный контент.
Командные СМИ сильно изменились за последние пять лет: ютуб каналы, соцсети, актуальные собственные сайты с хорошим наполнением. А программки остались на обочине изменений и существуют по инерции, как дань традиции.
Уже не 90-е, когда болельщики с интересом читали отчеты о матче и ответы с пресс-конференций. Сейчас они прочитали отчет в интернете через час после матча, а прессуху посмотрели в онлайне по дороге домой. И не надо заливать о старшем поколении. Во-первых, они тоже пользуются интернетом. А во-вторых если программы будут покупать и читать люди "из интернета", тогда и дедушек без интернета они тоже заинтересуют.
Что поменять, что оставить, а что выкинуть и забыть
Что должно быть программе, чтобы ее не только клали на сиденье под жопу: крутой дизайн и бодрый текст. У авторов и редакторов есть доступ к клубу, любым игрокам и инсайдам. А они забивают страницы прямой речью тренеров с пресс-конференций и составами команд.
С дизайном и версткой посложнее — нужен хороший вкус.
Разберем наполнение на примере программы «Крыльев Советов» от 28 апреля - журнальный формат А5, 32 страницы.
1. Дизайн и верстка
Двадцать три страницы в которых нет текста, а только работа дизайнера и верстальщика, смотрим что не так:
- Реклама (13 страниц). Реклама это хорошо, но 40% от всего объема - перебор. Думаю что 25% это максимум. Рекламы так много, что для нее просто нет места: радио «Шансон» соседствует с рекламой кукурузных палочек для детей. Клубу как бренду среди рекламы нет места: ни фан-шопа, ни даже соцсети не упоминаются – это плохо. Себя надо тоже качественно подавать и продавать.
Я понимаю, что реклама в программке это осязаемо — можно положить спонсору на стол. Но даже если она существует только ради этой цели — на подачу материала и дизайн нельзя забивать.
- Обложка (1 стр). Здесь вопрос только к дизайну в духе начала нулевых.
- Содержание (1 стр). В 32-х страничной программе содержание не нужно. Это просто заполнение пустот и слепое следование журнальным традициям.
- Состав команд с фото (4 стр). Составы обеих команд печатаем на одной странице без фото. Этого достаточно чтобы во время матча глянуть фамилию игрока, который упустил мяч в аут. Если так сильно хотите состав с фото, то зачем печатать домашнюю команду из номера в номер — оставляем только гостей.
- Состав команд в виде таблицы и таблица турнира (2 стр). Дублирование состава в виде таблицы пытаются превратить в интерактив: оставили пустые клетки напротив футболистов и разделы: голы, карточки, замены. Душок 90-х: молодежь такие таблицы уже не заполняет.
- Расписание матчей ЧМ (2 стр). Во время матча «Крыльев» это расписание не понадобится. Не надейтесь что болельщики откопают программу и будут в него заглядывать дома, когда через полтора месяца начнется чемпионат мира.
2. Текст и темы
Девять страниц авторских статей. Из них четыре страницы фотографий. Где норм, а что выкидываем:
- Вступительно слово (1 стр). В этом номере губернатор области Азаров поздравляет болельщиков с открытием нового стадиона. Здесь вопросов нет — слово редактора или футболиста, чиновника — оставляем.
- История строительства «Самара-Арены» (1 стр). Тема норм, но по тексту - скучный формализм. А можно было бы копнуть интересные факты, ведь работаете в структуре клуба. Да хоть бы небанальную статистику: сколько потратили бетона и металла или кубометров плитки для благоустройства — уже было бы интереснее.
- 50 голов Сергея Корниленко (1 стр). Интервью, в котором половину страницы занимает портрет футболиста и половина страницы текста ответ на один вопрос.
- Презентация участников ЧМ в Самаре (1 стр). В этом выпуске Коста-Рика. Идея ок, а воплощение — "Ctrl+C/Ctrl+V" из Википедии.
- Инфа о сопернике (1 стр). Полстраницы фотографий и протокольная информация о клубе. Раздел о соперниках увеличиваем — это интересно. У «Факела» отличные болельщики - не ноют и активно поддерживают команду, которая в следующем сезоне сваливается в ПФЛ. Об этом и надо рассказывать. Но здесь о фанатах упомянули только одной строкой: «Фанаты «Факела» играют на баяне во время матчей» Спишитесь в ВК с баянистом, задайте пару вопросов, что так сложно?
- Отчеты о двух предыдущих матчах (4 стр.), Две страницы занимают маленькие фото и одна страница прямая речь тренеров. Зачем? Они обычно такую формальную скукоту говорят на пресс-конференциях. И одна страница сам отчет. Главная придирка: кому нужны отчеты с матчей двухнедельной давности в 2018? Либо что-то совсем небанальное и авторское или убираем отчеты.
3. Какие нужны фотографии
Может показаться, что я против фотографий в программке. Хотя наоборот - очень «за». Это вообще главная составляющая. Где мы еще позалипаем в фоточки хотя бы 10 секунд. В интернете они пролетают мимо нас за секунду. Только к фотографиям жесткие требования:
- Фото от фотографа. А не от сотрудника пресс-службы на мыльницу с десятикратным зумом.
- Хорошая печать и бумага. Чтобы не загубить качественные фотографии плохой полиграфией.
- Размер фотографий. Не пытайтесь впихнуть 8 фотографий на страницу А5. Их только под лупой разглядывать. Лучше вставить одну яркую и сочную.
Если ничего не менять в формате программки, то даже в этих рамках нужно делать лучше и интереснее. Но в идеале - сносить половину рубрик и выстраивать новый формат.
Надеюсь что в РФПЛ к новому стадиону «Крылья» добавят новые предматчевые программы. Хотя верится с трудом.
Большой постскриптум: как там у других?
Для сравнения разложил перед собой пять программок других клубов ФНЛ, РФПЛ и даже ПФЛ.
- «Сызрань-2003». Программа распечатана на цветном принтере в офисе клуба. Я не шучу: бумага «Снегурочка» и струйный цветной принтер. Надо ли говорить о содержании? «Ну это же ПФЛ, что ты хотел?». Слабая отмазка. Все дело в подходе и желании. Возьмите пацана у которого "горит" за Сызрань. Дайте свободу действий и доступ к команде. Уверен что он сделает в пять раз круче чем есть сейчас.
- «Ахмат» и «Оренбург» — классическая программа, которую выпускают для галочки. А материал, только чтобы заполнить пустоты. Здесь все совсем плохо: публикуют статистику матчей с заменами и карточками. У обоих клубов нет рекламы в программе. Зарабатывать? Нет, не слышали.
Хотя программа Ахмата интересна с этнографической точки зрения и как памятник эпохи.
- «Краснодар». Изменили стандартный формат А5 на газетный, но более плотная и белая бумага. Хороший дизайн — Краснодар шарит за грамотный промоушен. Одна страница из четырех - реклама. Из которой половина - реклама «Краснодара». Содержание: составы команд, история противостояний, интервью. Почитать 5 минут в перерыве и выкинуть. Утилитарно, стильно, ненавязчиво, качественно — лайк.
- «Рубин». Это уже хорошо, хотя тоже можно легко убрать половину материала. Из хорошего чего нет у «Крыльев», «Ахмата» и «Оренбурга» — верстка, дизайн и качество печати на два уровня выше. Красочные фото на целый разворот, которые приятно разглядывать. У «Оренбурга» тоже есть большие фото, но похоже что сняты они на мобилу. Есть плакат — не знаю вешают ли сегодняшние школьники плакаты в комнате? Несколько страниц рекламы клуба — это ок. Приятная инфографика и тексты более цельные. Есть детская страничка с загадками – за это тоже респект. Казанская программка не удивляет, но качественно и добротно.
Но я сам считаю у Краснодара программка маленькая, хотел бы чтоб её увеличили ещё на один разворот хотя бы.