Опять двойка!
- Сезон для вашего департамента начался с довольно неприятного факта – в матче за Суперкубок боковой арбитр отменил чистый гол в ворота «Локомотива» и, возможно, лишил «Тобол» почетного трофея. Как бы вы оценили эту ситуацию, Александр Николаевич?
- Это был очень сложный момент. Когда есть скопление игроков в одном месте, это усложняет работу арбитра. А там два игрока «Тобола» плюс защитники «Локомотива» стоят практически на одной линии. И только после того, как мы несколько раз просмотрели видеозапись, было вынесено заключение, что гол был забит правильно. Я хотел бы отметить, что видно это лишь на стоп-кадре. А в динамике очень сложно это определить.
- Что теперь ждет судью, который допустил ошибку?
- Вам сразу крови надо? По нашим положениям и инструкциям, он получает неудовлетворительную оценку – «двойку». Это означает материальное наказание и строгое предупреждение. Еще одна «двойка» и арбитр будет отстранен от судейства на год.
- О чем свидетельствует эта ошибка – о слабой подготовке судьи?
- Нет, никакой слабой подготовки у него нет. Он прошел сборы, и его квалификация лично у меня не вызывает сомнений. Это был сложный для помощника судьи момент, вот и все. Не забывайте, что матч в целом был весьма напряженным и с обилием спорных эпизодов. На бригаду арбитров выпала очень большая нагрузка. Вспомните игру. Началась она с гола, который забил «Локомотив». Там тоже с трибуны могло показаться, что нападающий железнодорожников был в офсайде, однако судья флажок не поднимал. Мы просмотрели видеозапись и стало понятно, что в этом случае арбитр прав. Вспомните ответный гол, который забили футболисты «Тобола». Была подача с углового, вратарь «Локомотива» столкнулся с нападающим «Тобола», мяч после этого попал к другому футболисту «Тобола» и он пробил по пустым воротам. Кому-то могло показаться, что было нападение на вратаря и следовало остановить игру. Но это не так. На видеоповторе четко видно, что форвард «Тобола» выпрыгивает строго вверх и не пытается атаковать голкипера. Это означает, что судьи разобрались в эпизоде абсолютно верно. Был ряд других моментов, в которых возникали спорные положения «вне игры» – у Игоря Бугаева, например. И помощник арбитра, допустивший ошибку, в целом матч провел на хорошем уровне, не разобрался лишь в эпизоде с отмененным голом. Но я бы не стал сейчас закидывать его камнями. Судьи – не роботы. Если в одном из десяти сложных моментов принято ошибочное решение, это, конечно, очень плохо. Но не надо делать из этого трагедию и искать какую-то предвзятость. Я тоже играл в футбол и знаю, что у команд есть спортивное счастье – забил или не забил. Вот и в работе судей бывает, что фортуна отвернулась.
- В прошлом году много шума было после ошибочного отмененного гола «Жетысу» в ворота «Локомотива», после чего семиреченцы покинули верхнюю шестерку и в отставку был отправлен их главный тренер. Сезон начался и вновь отменяется правильно забитый гол в весьма важном матче. У вас есть уверенность, что уровень отечественных арбитров растет, а не снижается?
- Мы видим явный прогресс судей. Причем растут они не только в техническом, но и в моральном плане. Они абсолютно не бояться принимать решения и на всякого рода обстоятельства не обращают внимание. Я сам работаю инспектором и вижу, что обе команды – и хозяев и гостей – судят абсолютно одинаково. Никакой боязни перед «Локомотивом» или любым другим клубом, который играет дома, у них нет. Вот и в Суперкубке было точно также. Я, кстати, после матча говорил с представителями «Тобола». Конечно, им обидно, что правильно забитый гол не засчитали. Но в тоже время они люди объективные и понимают, что такие моменты случаются на любом уровне, в любом чемпионате. Одно дело, когда не назначают чистый пенальти. Или, наоборот, выдумывают нарушение на ровном месте. И совсем другое дело, если арбитр допускает ошибку в динамичном, сложном эпизоде. Чисто по-человечески это можно понять. У судьи нет возможности прокрутить момент на повторе, нажать паузу. Все решения принимаются мгновенно, за долю секунды.
- Вы заговорили о моральном росте арбитров, который еще два года назад отметил Николай Левников. «Наконец-то нашелся судья, который удалил Смакова» – это его слова. Но минувшей осенью мы вновь видели, как капитан «Актобе» бегает по полю за главным арбитром и, не стесняясь камеры, спорит с ним на повышенных тонах. Вы уверены, что ваши подопечные абсолютно не бояться таких авторитетных игроков?
- Однозначно. Мы сделали видеоподборку всех подобных конфликтов, которые случались в прошлом году, и показали их судьям на сборах. Арбитры, которые никак не наказывали игроков за неспортивное поведение, получили моральное внушение. И я уверен, что в этом году они будут более решительно наказывать хамов и грубиянов, не обращая внимания на авторитеты. Если какой-то судья побоится показать карточку Смакову или любому другому игроку, он уронит имидж всего судейского корпуса. Поэтому по каждому факту мы будем очень жестко разбираться.
- Хорошо. Как вы разобрались с судьями, за которыми бегал Смаков?
- Там ведь не один судья попадал под пресс. И Пасько, и Гороховодацкий общались с капитаном «Актобе» на повышенных тонах. После игр они получили внушение от инспектора, а затем и от меня. Хотите мое мнение? Я считаю, что такие конфликты в первую очередь показывают слабую работу клубного менеджмента. В советские времена начальника команды за хамство игрока могли так пропесочить, что он потом всех строем заставлял ходить. Именно поэтому подобных явлений раньше и не наблюдалось. А сегодня игроку никто не указ. И в первую очередь именно клуб должен разбираться с такими футболистами. Надо вносить пункт в контракт и четко прописывать штрафные санкции. Не сладил игрок с нервами – пусть платит. И это будет сдерживающим фактором и повысит дисциплину. У нас же получается, что воспитывать игроков должны только судьи и карточки, и еще лига может потом влепить дисквалификацию. Это не правильно. Воспитательная работа должна идти в первую очередь в клубе. И потом мы удивляемся, когда кого-то из таких футболистов не вызывают в сборную. Представляете, если что-то подобное начнется в международном матче? Накажут ведь не только его одного – всю страну. Вы этого хотите?
- Продолжая тему «Локомотива» и «Актобе». В прошлом году после матча этих команд Мурат Тлешев ударил Михаила Рожкова и заработал длительную дисквалификацию. После нападающий «Актобе» заявил, что он всего лишь защищал арбитра Пасько, которого оскорбил защитник «Локо». Как можно прокомментировать эту ситуацию?
- Это пустые разговоры. Поступок Тлешева мы отследили по всем инстанциям. И не надо прикрываться красивыми словами о том, что он за кого-то заступился. Если Рожков оскорбил Пасько, судья обязан его удалить. И это не дает права Тлешеву заниматься рукоприкладством. Ну что за детский лепет? Сегодня Тлешев решит заступиться за судью, завтра вся команда. Что тогда начнется – бои без правил стенка на стенку? На поле каждый должен заниматься своим делом. И не надо играть в адвокатов. Я считаю, Тлешева дисквалифицировали абсолютно правильно. Он позволил себе неспортивное поведение и был за это наказан.
- Давайте поговорим о физической форме казахстанских арбитров. Когда департамент возглавлял Николай Левников, он каждый год убирал судей, которые не справлялись с высокими нагрузками. Вы тоже проводили сборы этой зимой. И как впечатление – все ли рефери соответствуют требованиям?
- Мы два раза сдавали нормативы и все отлично справились. Мне почему-то все время тыкают Николаем Владиславовичем, при этом забывая, что я у него два года работал первым помощником и от меня тоже многое зависело.
- То есть все казахстанские судьи в хорошей форме?
- Абсолютно верно. Лишь арбитр Гороховодацкий из-за болезни не сдавал тест, а все остальные справились. Причем проверок было две – в начале сбора и в конце. Никаких претензий по физическому состоянию судей у меня нет.
- Что еще было на сборах, помимо двух физических проверок и практики?
- Был внушительный блок теоретической работы. С лекциями к нам приезжал известный российский специалист Андрей Будогосский. Как вы знаете, требования к судьям постоянно растут. Каждый из них должен обладать фундаментальными знаниями футбольных правил. Уверен, что наши арбитры получили огромную пользу от теоретических занятий.
- Казахстанских арбитров потихоньку начинают допускать к обслуживанию международных матчей. Как думаете, когда они на постоянной основе начнут судить еврокубки и игры сборных?
- Это зависит не только от наших арбитров. У нас есть судьи, которые прекрасно зарекомендовали себя на международном уровне. Артем Кучин из Караганды отработал на девяти матчах, Анатолий Вишниченко имеет постоянную практику, помощники Бельский, Жаппасбаев вызываются на международные встречи. Но не стоит думать, что раз их работу оценивают высоко, значит, завтра они будут приглашены на Финал Лиги чемпионов. Нет. Не забывайте, что мы находимся в Европе. И нашим арбитрам приходится конкурировать с представителями более 50 стран. А они, между прочим, судят в Старом Свете уже многие годы. И все находятся под пристальным вниманием. Сейчас еще модно сравнивать наших рефери с Равшаном Ирматовым. Но он судит в Азии. Если бы мы продолжали играть в азиатской футбольной конфедерации, то у нас сейчас был бы не один Ирматов, а несколько. Там совсем другие требования, другая конкуренция, другая возможность для роста.
- Известный казахстанский арбитр Сергей Уфимцев, судивший клубный чемпионат мира, рассказывал в интервью нашему изданию, что хотел бы поработать инспектором, но его почему-то не берут. Можете объяснить, почему?
- Да, я читал эту статью. Не согласен с тем, что не берут. Он действительно приходил в наш департамент, у нас был разговор. Ситуация такова: человек уже десять лет не работает в футболе. Как думаете, нужно ли ему освежить свои знания, познакомиться с новшествами, которые появились за эти годы? Поэтому мы предложили ему такой вариант – он поработает инспектором на матчах чемпионата города, потом на общих основаниях сдаст экзамен по правилам. После этого может рассчитывать на попадание в число инспекторов, которые работают на матчах первой лиги. Затем – премьер-лига. Одним словом, чтобы инспектировать на высшем уровне, нужно пройти все ступени. Уфимцева этот вариант не устроил. Он хочет сразу в премьер-лигу. Но так не бывает. Нельзя назначать людей на ответственные матчи только за былые заслуги. Я вам даже больше скажу – из тех инспекторов, которые обслуживали матчи в 2010 году, двое не сумели подтвердить свои знания на экзамене и в этом сезоне работать не будут. Требования постоянно растут, футбол не стоит на месте. Как только ты перестаешь учиться, тут же появляются пробелы. Поймите – у нас нет ни судей, ни инспекторов, которые пришли по чьей-то рекомендации или чьей-то просьбе сверху, или потому что чьи-то родственники. Все работают на общих основаниях.
- Да, это тоже интересная тема для разговора. У нас много судей с известными в футболе фамилиями – Гороховодацкий, Бельский, Кожабергенов и так далее. Вас не смущает, что они часто судят матчи с участием своих отцов, братьев, племянников?
- Нет, не смущает. Вообще это какой-то советский менталитет в нас сидит. Если люди родственники, значит, будут помогать друг другу. Это ерунда. Все прекрасно знают, чей родственник в какой команде работает. Их ведь больше, чем вы назвали. Кто-то чей-то сын, кто-то чей-то зять или племянник. Фамилии разные. И знают об этом инспекторы, которые назначаются на эти матчи. И я об этом знаю, и руководство НФЛ. Поэтому мы очень внимательно следим за тем, как судят такие арбитры. И все эти рефери тоже все прекрасно понимают. Одна ошибка – будет серьезнейшее наказание. А если еще и в пользу родственника – ждите дисквалификацию. Можно даже сказать, они у нас под колпаком. И мы не устаем им об этом напоминать.
- Что вы ждете от своих подопечных в предстоящем сезоне?
- Я жду, чтобы они не уронили планку предыдущего сезона. В 2010 году мы отработали на хорошем уровне. И это не только мое мнение. Так же считают и руководители клубов. Не так давно собирался Совет лиги, который отметил объективность и непредвзятость судейского корпуса. Будем надеяться, что судьи сделают еще один шаг вперед. Тем более, что мы в этом году оснастили всех арбитров комуникациоными системами. Теперь в каждом матче судьи будут на постоянной радиосвязи. Соответственно, решения будут приниматься быстрее, динамичнее. Мы расчитываем, что это поможет повысить зрелищность матчей, будет меньше остановок, вынужденных пауз.
- Сколько стоит один комплект радиосвязи?
- Более пяти тысяч долларов. Спасибо федерации футбола, которая смогла выделить средства на их покупку. Сегодня наши судьи оснащены на самом высоком уровне.
- В прошлом году вы редко комментировали работу судей и инспекторов. Планирует ли департамент изменить свою информационную политику в нынешнем сезоне?
- Я уже не раз говорил, что мы вступаем в европейскую судейскую конвенцию. И у нас есть определенные обязательства перед УЕФА. Одна из их рекомендаций как раз касается интервью и комментариев. Нам советуют давать сжатую информацию по тому или иному матчу и избегать многочисленных выступлений в прессе. Мы сами не хотим вступать в дискуссии по разным спорным эпизодам. У нас есть экспертная комиссия. Если судья ошибся, то мы это признаем. Если принял верное решение, то значит, так оно и есть. Спорить с каждым болельщиком – это не правильно и не продуктивно. У нас ведь как? Если твоя любимая команда проиграла, то виноват в первую очередь судья. Вы хотите, чтобы мы всех пытались переубедить? Это нереально. В то же время мы не скрываем никаких данных. На сайте федерации у нашего департамента есть своя страничка, на которой мы будем публиковать информацию по тому или иному матчу. Сейчас на Совете лиги мы договорились, что клубы будут тщательно формулировать свои претензии – какое именно решение арбитра и на какой минуте вызывает их сомнения. Я считаю, нам удалось установить деловые отношения со всеми клубами. Я, например, не тренер, поэтому не могу советовать, каких игроков надо приглашать в команды, какие замены делать, по какой тактической схеме играть. Но и тренеры зачастую очень слабо разбираются в футбольных правилах. Думаю, далеко не все смогут сдать экзамен, который проходят наши инспекторы. Так что мы не будем лезть друг к другу с советами. Если есть претензии – мы будем на них отвечать.