Как обычный учитель литературы стал культовым тренером. 100% олдскула
23 апреля на 80 году жизни скончался Барри Уильямс — один из самых известных тренеров полупрофессионального футбола Англии.
Большинство игроков нон-лиги — люди самых разных профессий. От почтальонов до академиков. Тренеры — не исключение. Барри Уильямс тоже был выходцем из народа.
Главная деятельность Барри — учитель литературы в школе. Одновременно имея физкультурное образование, он не мог не посвятить часть и футболу, виду спорта, которому он был предан, как и многие в Англии, с детства.
В 40 лет Барри решается изменить себя и возглавляет «Саттон Юнайтед» из южного Лондона — клуб Истмийской Лиги, тогда шестого дивизиона.
За десять лет Уильямсу удается изменить «Саттон» до неузнаваемости. Из скромного клуба без побед он превратился в топ-клуб для нон-лиги.
В 1985 году лондонцы вышли в пятый дивизион — Конференцию. Там они сразу же заняли рекордное для себя 7 место. Одновременно один за другим выигрывается кубок графства Суррей, и что еще круче — хоть и проигранный, но финал Трофея Футбольной Ассоциации на «Уэмбли». Все эти, безусловно, важные достижения для маленького клуба меркнут с тем, что удалось сделать Барри в Кубке Англии.
В сезоне 1988/89 «Саттон» доходит до третьего раунда. И в соперниках у него грозный «Ковентри Сити», представитель высшего дивизиона страны. Да еще и совсем недавно взявший трофей в поединке с «Тоттенхэм Хотспур». Обладатели Кубка поехали в лондонское захолустье со спокойными нервами.
«Гандер Грин Лейн» забит под завязку. Для болельщиков «Саттона» просто наступил большой футбольный праздник. Никто не ожидал от своей команды какого-то чудо.
К перерыву счет оказался ничейным, а на 59 минуте Мэтью Хэнлан выводит «Саттон» вперед — 2:1. Весь второй тайм полупрофессионалы отбивались как могли, но в итоге выстояли и нанесли сенсационное поражение «гиганту». Фанаты «Саттона», естественно, оказались в шоке от радости.
Кажется, что в этом нет чего-то особенного. Повезло, и все. Но нет, в своих воспоминаниях Барри рассказывает:
«Я думаю, у них было четыре профессионала, которые играли за сборную. Поэтому мы сконцентрировались на двух вещах. Первое — это домашнее преимущество. Было предложение о переносе матча на их стадион, чтобы повысить доход, но я знал, если мы хотим иметь какой-нибудь шанс, то должны играть у себя. Вторым были заготовки. У нас не было левши, поэтому, когда мы пробивали угловой слева, то Майкл Стивенс обычно принимал его с правой. Вы решили попробовать атаковать ворота другим способом, и назвали его «звездным скоплением». Игроки начинали в одном месте, а потом разбегались по всей штрафной, пытаясь обмануть защитников. Это работало.»
Второе как раз и помогло «Саттону» сделать сенсацию.
Неожиданный результат стал всего лишь третим случаем, когда полупрофессиональная команда выбивает команду из высшего дивизиона при относительно современном формате турнира (начиная с 20-х годов).
Уже потом на наших глазах в 21 веке «Лутон» обыграет «Норвич», а «Линкольн» «Бернли». На 20 с лишним лет Барри Уильямс станет человеком для подражания.
Личность Барри обросла легендой. Тысячи молодых тренеров Англии равнялись не на Боба Пейсли, и не на Кенни Далглиша, а именно на Барри Уильямса. Студенты по специальности Physical Education побежали в библиотеку — ну говорили же в школе, что надо больше читать.
В душе Барри оставался учителем литературы. На пресс-конференциях и интервью он цитировал Шекспира и Киплинга. О футболе он говорил не только живо, но так красноречиво, как будто это пьеса. В совокупности с всегда дымящей трубкой Барри превратился в культового персонажа.
У Барри действительно был свой подход, подход психолога и педагога, которому он отдавал много времени. Просто так в этом мире не происходит ровно ничего. Например, перед победой над «Ковентри», в которую не верил никто, он устроил для игроков вечер поэзии, где, скорее всего, выбрал самые мотивирующие произведения.
Но все же не сказать, что Барри на 99% ожидал такой исход, эмоции после матча переполняли непривыкшего к повышенному вниманию человека:
«Когда матч подходил к концу, я помню сотню фотографов, которые занимали в готовности свои позиции. Судья просвистел после 90 минуты — была даже уже не вторая секунда добавленного времени. Начались празднования, и я помню, что оказался весь в воде. Мне сразу же сказали, что меня ждут на Match of the Day. BBC заказала для меня машину, и скоро я сидел рядом с Десом Линэмом (ведущий шоу — прим.), меня не было дома до 12:30 завтрашнего дня.»
В «Саттоне» у Уильямса получалось все, но было понятно одно: в футбольную лигу клуб никогда бы не вышел. Прямые промоушены уже разрешены в 1987 году, но финансирование оставалось слабым. В команде по-прежнему выступали только местные игроки, но в случае успеха мог просто помешать хилый по тем временам стадион.
Барри вовремя остановился и решил попробовать в профессиональной деятельности, пускай и все равно нестандартной. С женской сборной Англии он проведет всего один неполный сезон. Позже на несколько месяцев отработает в «Хендоне», тоже из Лондона, и решит уйти на заслуженную пенсию.
Врачи порекомендовали теплый климат, и Барри мигрирует в Испанию, где в итоге и дожил свои годы, одновременно работая в местной школе.
Он часто гостил в Лондоне. И сразу шел не на «Стэмфорд Бридж», «Уайт Харт Лейн» или «Эмирейтс», а на родной стадион, где его все ждут. С виду это просто добрый дедушка, не более того. Но даже современное поколение «Саттона» наизусть знает тот матч с «Ковентри», хотя тогда они еще не появились на свет.
Уильямс успел застать новую эпоху «Саттона» под руководством Пола Дозвелла. Пол занимается предпринимательством, и одновременно тренер и владелец любимой команды. Это полная копия Барри, со своей философией. Еще и с деньгами, которых так не хватало в 80-х.
Вместе с Дозвеллом «Саттон» вернулся в пятую лигу и выбил в прошлом розыгрыше Кубка «Лидс», а позже сыграл с самим «Арсеналом». Матч, возможно, запомнился вам съеденным пирожком от габаритного вратаря «Саттона». Случай облетел весь мир, и несправедливо загородил историю клуба. Впрочем, ничего страшного нет, над этим от души посмеялся и сам Барри.
Возможно, именно с Полом Дозвеллом, как и с Барри, «Саттон» откроет новую главу в своей истории. Сейчас клуб располагается на третьем месте, и точно будет участвовать в плей-офф Национальной Лиги (так теперь называется Конференция). Сам Пол высказался, что перенял как можно больше мудрости от мэтра.
К сожалению, Уильямс так и не увидит того, что будет в начале мая. Однако он заложил клуб, который когда-нибудь может встать в один ряд с сильнейшими клубами Лондона.
Важно также и то, что на работу в футбольной лиге опытный тренер не согласится. Он так и остался исключительной и одновременно уникальной фигурой нон-лиги. И за это его любят еще больше.
Он ушел красиво — перед захватывающими полуфиналами Лиги Чемпионов. Но сам Барри, скорее всего, никогда не мечтал завоевать европейский кубок, а просто получал удовольствие от любимого дела. Да, все-таки есть такие люди.
Человек уходит, а история остается. RIP Barrie.
It ain't the individual
Nor the army as a whole,
But the everlasting team work
Of every bloomin' soul
Это ни личность,
Ни армия как нерушимость,
Но неиссякающая работа команды
От каждой цветущей души
Стих, который сошел с уст Барри Уилльямса после матча с «Ковентри». Пресс-конференция. 7 января, 1989 года.
J. Mason Knox. Перевод дословный, но суть та же.
Чтобы знать, как будут обстоять дела в плей-офф Национальной Лиги, следите за нашей группой ВКонтакте