От прозы к поэзии
Пожалуй, нет в России более загадочного клуба, чем "Рубин". Что бы он ни делал, вокруг него всегда стоит плотная завеса таинственности. Курбан Бердыев не подпускает зевак близко к команде и в лучшем случае раз в год даёт более-менее многословное интервью. В этой команде не принято выносить сор из избы и обсуждать с посторонними нюансы производственного процесса. Это табу – гласное или негласное, не имеет значения. Табу, и всё.
Соответствующей была и игра "Рубина". Рациональная, осторожная, закрытая. Была. Потому что в ближайшее время нам обещают показать другой "Рубин". Более открытый, раскованный, наступательный.
Кусочек мы уже видели – в играх с "Твенте". Но это, как я понимаю, был только промежуточный этап командной эволюции. В идеале должно получиться что-то, в общих чертах похожее на "Барселону". Или сборную Испании.
Смелый эксперимент – не каждый на такое отважится. Бердыев – рискнул. Причём рискнул не только турнирным благополучием команды, но и собственной тренерской репутацией. По-моему, уже одного этого достаточно, чтобы перестать лепить к нему ярлык "консерватор". Затеянная казанским тренером реформа обещает стать одной из главных интриг и без того необычного сезона.
Тренер "Рубина" не один день вынашивал эту идею. И только когда она окончательно оформилась, выкристаллизовалась в его голове, поделился своим замыслом с ближайшим окружением. А ещё через какое-то время – с журналистами. Чтобы они ненароком не подумали, что двукратный чемпион России за зиму сошёл с ума. Не сошёл. Просто достиг того уровня развития, когда голый результат перестал приносить моральное удовлетворение его творцам. Увидев вблизи лучшие клубы Европы, а кое-кого и хорошенько потрепав, "Рубин" и сам захотел стать для кого-то образцом для подражания. Да просто поиграть в футбол – в своё удовольствие!
До сих пор методы достижения цели "Рубина" у многих вызывали ироничные ухмылки. Испанцы, помнится, даже карикатуры на казанский клуб рисовали: ворота, а в них – 11 человек. Будем откровенны, "Рубин" давал повод для подобных шуток. Клуб долгое время придерживался принципа "самое красивое в игре – счёт на табло", и, надо сказать, благодаря трезвой оценке собственных возможностей немало преуспел. Именно в таком стиле казанцы выиграли два чемпионата России и одержали самую выдающуюся победу в своей биографии – над умницей "Барселоной" на "Камп Ноу". Играй "Рубин" иначе, ничего этого у него, боюсь, просто не было бы.
Не думаю, что тренера команды обижали остроты журналистов. Его такими вещами, кажется, вообще не проймёшь. Но, глядя, как плетёт свои кружева "Барса", Бердыев наверняка мысленно примерял эту игру на свою команду. С поправкой на квалификацию исполнителей, разумеется. И эти проекции его, по всей видимости, не только не пугали, а, наоборот, воодушевляли.
Существовала и более веская причина для тактической перестройки. Два последних сезона посещаемость Центрального стадиона столицы Татарстана неумолимо падала. В 2010 году на "Рубин" ходило в среднем на полторы тысячи человек меньше, чем в 2009-м, и на пять тысяч меньше, чем в 2008-м. А это самый верный индикатор интереса к команде – вернее не придумано.
Пережив три года назад настоящий футбольный бум, город начал постепенно остывать к футболу. Игра команды – прагматичная и, будем называть вещи своими именами, временами скучноватая – не способствовала аншлагам на трибунах. А полупустые трибуны даже на ключевых матчах сезона не могли не огорчать акционеров клуба.
Нужно было что-то менять. И тренер решил поменять схему.
Как знать, может быть, именно под неё прошлым летом и покупались Карлос Эдуардо с Обафеми Мартинсом – ребята техничные, толковые, с пасом да с ударом. Кто ж знал, что их адаптация в России настолько затянется? Однако затянулась. Притом настолько, что нигериец зимой был отдан в полугодичную аренду "Бирмингему".
В прошедшее межсезонье от дорогостоящих приобретений "Рубин" воздержался, но исполнителей подбирал исключительно созидательно-атакующего профиля. Под новую систему. Владимир Дядюн вернулся в Казань в статусе лучшего бомбардира "Спартака" из Нальчика. Белорус Сергей Кисляк много забивал и ассистировал в минском "Динамо". 19-летний юниор Вальтер Чала слыл настоящим вундеркиндом на родине, в Эквадоре, а Игорь Лебеденко давно известен в России как трудолюбивый и квалифицированный крайний нападающий. Даже Пётр Немов, ещё один новичок "Рубина", и тот совсем не равнодушен к атаке. Вспомните хотя бы два его гола-красавца за "Сатурн" динамовцам.
Покинули же "Рубин" в основном люди, не имевшие постоянной игровой практики. И преимущественно разрушители. Это грузинские защитники Лаша Салуквадзе и Дато Квирквелия, южноафриканский ветеран Макбет Сибайя, польский опорник Рафал Муравски.
Кроме того, "Ростов" продлил аренду Романа Адамова, а "Зенит" вернул Сергея Корниленко – с тем, чтобы переодолжить его английскому "Блэкпулу". Из ключевых исполнителей Казань не покинул никто.
По скупым отзывам о контрольных матчах и двум трансляциям Лиги Европы сложно судить, насколько успешно вживается "Рубин" в новый образ, но несколько моментов всё же обращают на себя внимание. Первый: казанцы стали больше забивать – 21 мяч в 10 играх. Второй: голы на свой счёт уже записали 12 разных футболистов, а в лучшие бомбардиры команды выбились Кристиан Нобоа с Владимиром Дядюном (по 4 гола). И, наконец, главное: команда активно осваивает чудную для себя схему 4-3-3, и она ей, чувствуется, по душе.
"В целом мы удовлетворены поступательным движением команды, – констатировал после недавнего матча в Энсхеде Курбан Бердыев. – Такая игровая система предполагает ошибки и контратаки. Но работаем над этим. Всё сразу не даётся". Мне кажется, за желание стать лучше болельщики простят "Рубину" и пропущенные мячи, и досадные поражения, и прочие издержки переходного периода.