5 мин.

Эпоха пятидесятых. Часть 11. Сезон 1952-53. Личности. Нэт Лофтхаус

Вечером 25 мая 1952 года сборной Англии предстояло встретиться с техничной и уверенной в себе сборной Австрии. Многие журналисты рассматривали этот матч, как неофициальную битву за звание чемпионов Европы. Шестьдесят тысяч болельщиков, две тысячи из которых состовляли британские солдаты оккупационной армии, окружили поле стадиона Пратар, чтобы посмотреть, что могут показать хозяева австрийцы англичанам, которые тогда все еще считались главными мастерами игры.

Уже под конец второго тайма этого остросюжетного матча, когда счет был 2-2, мяч, после подачи австрийцами углового, отскочил к Тому Финни. Обыграв единственного опекуна, Финни выдал длинный пас на Нэта Лофтхауса, который ранее уже успел отличиться в этом матче. Австрийские защитники были застигнуты врасплох, - все они были на половине поля англичан, - и Лофтхаус, стартовав с мячом от центральной линии поля, устремился к воротам соперника. В погоню за ним отправились и австрийские беки.

Когда Лофтхаус приблизился к австрийским воротам, навстречу ему выскочил вратарь. Сохраняя хладнокровие, английский форвард направил мяч мимо голкипера в сетку ворот, но сам, столкнувшись с ним, рухнул на газон без сознания. Партнеры по команде вынесли его на руках за пределы поля, где ему оказали минимальную медицинскую помощь, и за пять минут до конца матча Лофтхаус снова вернулся в игру. Когда же та была закончена, он оказался в объятиях английских солдат, которые на своих плечах внесли его в раздевалку, а сам герой тогда получил свое прозвище - "Венский Лев".

Альф Рэмзи позднее говорил: "Храбрость, которую продемонстрировал Лофтхаус, была обычна для него. То, как он вернулся на поле, вдохновило сердца всех англичан, которые тогда находились на стадионе и заставило нас удвоить наши усилия сохранить победный счет."

Нэт Лофтхаус родился в Болтоне 27 августа 1925 года в рабочей семье. Один из его старших братьев увлекался футболом и, когда юный Нэт пришел однажды понаблюдать за его игрой, он тут же был поставлен в ворота. Несмотря на то, что в тот момент на нем была совершенно новая пара ботинок, он самоотверженно отыграл весь матч и по приходу домой, естественно получил нагоняй от родителей. Игра так увлекла его, что на школьных переменах он бесперестанно тренировал свои навыки в игре головой, - помошником при этом ему служила стена школы. Обладая внушительным ростом для своего возраста, Лофтхаус был поставлен в школьной команде в линию нападения. В одном из матчей за свою школу он наколотил в ворота соперников семь голов.

Конечно, его любимым клубом стал Болтон. И хотя он не имел возможности платить за входной билет на стадион, Нэт нашел выход из положения, пробираясь на трибуны по одной из водосточных труб Барнден Парк. Он заключил свой первый контракт с клубом в возрасте 14 лет, на следующий день после начала второй мировой войны. В 15 лет он дебютировал в матче военной лиги, забив два мяча. Все еще достаточно юный для того, чтобы идти в армию, Лофтхаус подрабатывал на угольной шахте. Он встават в половине четвертого утра, а уже в полдень шел на тренировку Болтона. Работа в шахте закалили Лофтхауса как ментально, так и физически. После этого карьера профессионального футболиста казалась ему одним бесконечным праздником.

Своим футбольным наставником во время войны Лофтхаус называет Джорджа Ханта, тогдашнего бомбардира Болтона. "Часами я получал наставления от него и я верю, что эти уроки сильно продвинули меня не только в футбольном плане. Джордж Хант когда-то сам был великим центрфорвардом и обладал редким даром доступно объяснить молодежи все, что он знал сам. Да и за пределами Барнден Парк я за час получал от Джорджа намного больше, чем мог мне дать кто-либо другой за несколько лет."

Как игрок Лофтхаус был великолепен в воздухе. Он мог выграть воздушную дуэль у любого защитника. Но при этом обладал высокой скоростью и отличным ударом с обеих ног, особенно с левой.

В 1945 году в розыгрыше северного военного кубка Болтон прошел через сито матчей на вылет, обыграв Аккрингтон Стэнли (Лофтхаус сделал дубль), Блэкпул (хет-трик), Ньюкасл и Вулверхэмптон. Обыграв в финале Манчестер Юнайтед со счетом 3-2, Лофтхас вместе со своим клубом выиграл первый свой трофей. А вскоре выиграл и у победителя южной зоны Челси со счетом 2-1. Один из журналистов описывал Лофтхауса, как "олицетворяющего собой образ старого доброго форварда, который словно высечен из дуба".

После войны Лофтхаус стал главным забивалой своего клуба. Его успехи не остались незамеченными селекционерами сборной Англии. В своем дебютном матче против югославов, который закончился вничью 2-2, Лофтхаус забил оба гола сборной. "Хэнкокс, который постоянно оказывался в самых непредсказуемых местах, отдал пас Мэнниону. Тот, в свою очередь, переправил мяч на Бэйли, который забросил его за голову защитнику Станковичу. Медли, оказавшись у мяча, навесил на меня. Все, что мне оставалось, это не промахнуться и забить свой первый гол за сборную. Через четыре минуты мы забили еще раз. И опять гол для меня соорудил Медли. Он так аккуратно направил мяч мне, что я только подставил голову, а мяч уже был воротах". Между тем, Лофтхаусу пришлось еще год ждать постоянного места в основе сборной. Но когда оно у него появилось, с октября 1951 года по ноябрь 1953 года, он не пропустил не одного международного матча.

В сезоне 1952-53 годов Лофтхаус забил шесть голов в матче против сборной лиги Ирландии. Тогда же он был признан лучшим футболистом Англии и привел свой Болтон к финалу кубка, забив при этом в каждом предыдущем раунде. Уже на второй минуте финала он забил гол в ворота Блэкпула. За 25 минут до конца основного времени счет был 3-1 в пользу Болтона и, казалось, кубок был у них в руках. Но еще один великий игрок - Стэнли Мэттьюз - предпринял отчаянную попытку, которая завершилась триумфом. На последних секундах добавленного времени Блэкпул, до этого уже сравнявший счет, забил-таки победный мяч.

Лофтхаус, чуть было не закончивший карьеру в 1943 году, стад одним из героев Болтона. Он герой той эпохи, когда футбольные звезды еще не были развращены гигантскими зарплатами, а сами футболисты были скорее ближе к рабочему классу, нежели к звездам шоу-бизнеса. Однажды он сказал: "Я легко зарабатываю свои деньги. Я работал на шахте и был футболистом. Я знаю, что говорю".