Павел Михалис: «Откаты – это одна из характерных черт казахстанского футбола»
- В это межсезонье казахстанские команды пополнили новые, мало кому известные в нашей стране легионеры. Кого из них знаете вы?
- Так уж получилось, что мне более знакомы те игроки, которые в казахстанских командах так и не появились, хотя на каждом углу кричали, что они подписали контракт. Начиная с Величе Шумуликоски и Марко Бабича и заканчивая теми ребятами, что предлагал я сам. С Бабичем, кстати, ситуация была совсем смешной. Со мной связался его агент и спросил, можно ли его предложить в России и Украине, уточнив, что к этому моменту хорват дал отказы клубам из Ближнего Востока и Турции. Учитывая зарплатные запросы Марко, Украина отпала сразу (столько там платят только в «Динамо» и «Шахтере»), в России такие деньги потянуть тоже могут далеко не все, так что разговор по нему мы вести не стали. Буквально через несколько дней я узнал, что «Тобол», якобы, был готов удовлетворить аппетиты Бабича и сделал ему «заманчивое» предложение. Естественно, от него он отказался, как сделал ранее Шумуликоски, которого также не устроили финансовые условия чемпиона Казахстана.
- Кого, на ваш взгляд, можно назвать реальным усилением?
- Я бы, пожалуй, выделил переход в «Тобол» Штепана Кучеры. Это, конечно, не звезда чешского футбола, но игрок добротный, который, думаю, неплохо проявит себя в Казахстане. По своему уровню он даст фору многим другим легионерам, выступающим у вас в чемпионате. Очень интересный трансфер состоялся в «Актобе». Если верить казахстанским СМИ, команду усилил испанец Хуан Бесарес. Я не знаю, с чем связаны его метания последних двух-трех лет из команды в команду, и почему он не провел ни одного матча во второй половине 2010 года, но в свое время этот полузащитник поиграл на очень высоком уровне — в Примере и Сегунде. Это говорит о многом. Можно отметить возвращение в Казахстан Владимира Байрамова, который после фееричного сезона в «Тоболе» за «Химки» не смог забить ни одного мяча и перешел в «Кайрат».
"Актобе" нашел новичка в Тринидаде и Тобаго
- Чувствуется, что наши клубы заметно расширяют свои познания в футбольной географии. Вот в «Актобе» теперь есть игрок из Тринидада и Тобаго, в Ордабасы – капитан сборной Уганды. Это хорошие футболисты?
- Думаю, что оба футболиста — кот в мешке. Особенно это касается Роберта Праймуса, подписавшего контракт с вице-чемпионом Казахстана. Мне кажется, через год он поедет домой. 20-летнему футболисту из Северной Америки придется в Казахстане очень тяжело. Даже если он с первого матча начнет оправдывать ожидания, психологический момент наверняка даст о себе знать. Тоска по родине, первый профессиональный клуб, незнакомый язык и т.д. Что касается Эндрю Мвесигвы, перешедшего в «Ордабасы», то тут, мне кажется, все гораздо проще. Европейский футбол африканец не потянул. Исландский клуб, в котором он выступал, блуждал между первой и второй лигами и трамплином в большой футбол для Мвесигвы так и не стал. Поэтому он решил сменить обстановку, заработать хорошие деньги, которые в Исландии ему платить не будут. Можно ли будет решать серьезные задачи с ним в Казахстане — большой вопрос.
- «Атырау» сделал ставку на двух бразильцев, плюс может подписать контракты с аргентинцем и голландцем. Что вы о них знаете?
- Без фамилий мне сложно судить об уровне игроков. Насколько я понимаю, упомянутые бразильцы представляют третий бразильский дивизион и второй португальский. Найти там качественных игроков, конечно, можно. Но при одном условии, которое к Казахстану не относится. У клуба должна быть очень серьезная скаутская служба. Причем серьезная даже не на уровне московского ЦСКА или донецкого «Шахтера», а где-то между «Миланом» и «Ливерпулем». Объясню почему. Третий бразильский дивизион — турнир специфический. Чемпионат там проходит, к примеру, в один круг, потому что у клубов нет денег часто ездить на выездные матчи. Естественно, все эти игры просматриваются селекционерами команд, играющих в более сильных дивизионах. Заметить кого-то раньше них вряд ли возможно, если, конечно, речь не идет о 17-летнем футболисте, который неожиданно выстрелил и по которому удалось сыграть на опережение. В принципе, то же самое касается и второго португальского дивизиона. Если говорить о голландце, то найти в конце февраля бесплатного, а скорее всего, речь идет именно о свободном трансфере, но в то же время толкового футболиста из голландского чемпионата невозможно. Еще и с условием, чтобы он приехал на просмотр.
Аргентинский новичок "Атырау" очень любит Иисуса
- Если смотреть видеонарезки новичков и статистику в Интернете, то складывается ощущение, что играть они должны как минимум в мадридском «Реале». Стоит ли верить этим данным? Могут ли они быть подделаны?
- Расскажу несколько историй на эту тему. Пять лет назад московский «Спартак» подписал контракт с Квинси Овусу-Абейе из академии «Арсенала». Для многих этот игрок был загадкой, раскрыть которую помогал интернет, где можно было найти видео-нарезку ганца. Уверяю вас: тому, что там вытворял Квинси, позавидовал бы Криштиану Роналду. В «Спартаке» же полузащитник ничего показать толком не смог. Есть еще более занятная история о французе Греге Аксельроде, который придумал свою футбольную биографию, описав ее на своем официальном сайте, и благодаря этому чуть не стал игроком софийского ЦСКА. Кстати, его резюме ложилось и на мой стол, но одной информации с его сайта мне показалось мало и я не стал с ним работать. Что же касается казахстанского футбола, то здесь самый яркий пример — Джимми Мулиса. В Казахстане нападающий называется рекордсменом сборной Руанды по количеству забитых им мячей. Сколько должны были забить его конкуренты, если у Мулисы на счету всего 1 гол в официальных матчах за национальную команду? Не верите? Откройте официальный сайт ФИФА. И ничего – сначала играл в «Шахтере», теперь в «Востоке». Учитывая, что в Караганде он не забил ни одного гола, можно рассчитывать на новый рекорд – уж пару раз за сезон он теперь должен отличиться. Хотя бы с пенальти.
- Один из лучших бомбардиров прошлого сезона ганец Мозес Саки так и не нашел себе новую команду в Казахстане. Что вы о нем знаете? Правда ли, что у него какие-то нереальные запросы по зарплате?
- О Мозесе Саки я знаю немного. Хотя справки о нем, конечно, наводил. По европейским меркам нападающий крайне среднего уровня. Об этом говорит не только статистика, но и мнения знакомых скаутов, которые видели ганца вживую. Впрочем, это не помешало ему стать одним из лучших бомбардиров прошлого чемпионата Казахстана. Дальше же случилось то, что случается со многими африканскими футболистами, если не уметь с ними работать. Человек посчитал себя Абеди Пеле или Асамоа Гьяном и стал просить денег, несопоставимых даже с тем количеством мячей, что он наколотил в Казахстане. Знаю, что интерес к нему проявляли многие клубы, но такую зарплату, по моей информации, с трудом потянули бы «Тобол» с «Актобе». Плюс к этому ганец, вроде как, еще на год переподписал контракт с «Акжайыком», чем, фактически, приговорил себя. С африканцами, кстати, такое часто случается — подмахивают все бумаги, которые им предлагают, написанные при этом на языках им неведомых. Так что я лично не удивлен, что он не нашел себе другую команду.
- Кто из казахстанских клубов взял что называется полный хлам - откровенно слабых игроков?
- Пока не началась регистрация футболистов, говорить о том, кто с кем заключил контракты, сложно. Казахстанский футбол не становится в этом плане прозрачнее. Из последних трансферов меня очень огорчил «Шахтер». Брать, пусть и на флажке, двух футболистов настолько среднего уровня, мне кажется, не очень правильно, тем более что задачей на сезон для «горняков», наверняка, будут медали. Я говорю о Николе Василевиче и Миланко Рашковиче. Первый — левый защитник, поигравший в Боснии, Румынии, Украине, Сербии и Северной Корее. За последние два календарных года игрок провел на поле около 16 матчей за три разные команды трех различных стран. Его новый партнер по команде — нападающий Рашкович — послужной список имеет поинтереснее, но если не считать чемпионат Черногории, из пяти голов за сезон еще ни разу не выходил. Хотя странных трансферов в Казахстане и без этого предостаточно, и два этих игрока, пожалуй, далеко не худшие из тех, кто перебрался к вам этой зимой. Будут и хуже, поверьте мне.
- Говорят, что для грамотного футбольного менеджера межсезонье – золотое время. Только на откатах он может заработать 50-70 долларов. Вы в своей работе сталкивались с предложениями распилить агентские премии?
- Я бы не стал называть такого менеджера «грамотным». Для меня, человека европейского, это не грамотность, а непрофессионализм. Скажу честно, ни разу ни от одного клуба Западной Европы не слышал предложений «помочь» с подписанием контракта при условии распила агентских премий. Либо игрок подходит, либо нет. Что касается суммы, то я бы предложил такую вилку — от 30 до 100 тысяч долларов и более. Все зависит от того, занимается ли он «селекцией» в одиночку или кто-то еще имеет к этому вопросу доступ, какие деньги выделены на привлечение новых игроков, ну и, конечно, от профессионализма самого менеджера. Сталкиваться с этим в Казахстане, естественно, приходилось.
- Сколько может заработать агент в казахстанском футболе?
- Даже навскидку сумму назвать сложно. Все зависит от того, насколько у агента все схвачено. На одном среднем клубе агент с хорошими завязками, при условии, что он не комплектует полностью команду, может заработать, думаю, от 50 тысяч долларов. При этом он не «борзеет», не заламывает цены и не привозит откровенный мусор.
- Есть какая-то особенность в работе с казахстанскими клубами?
- Конечно, есть. И их предостаточно, хотя многие из них ожидаемы. Во-первых, все ваши клубы требуют просмотра игрока. Для Западной Европы, где такой практики уже много лет нет, это звучит диковато. Поэтому любой казахстанский клуб заведомо проигрывает конкуренту даже из второй сербской лиги, потому что там хорошего футболиста возьмут без просмотра. Во-вторых, упомянутая уже система с откатами, которая не дает выходить на рынок новым игрокам и позволяет привозить в команды слабых по уровню футболистов. В-третьих, местный менталитет и частый отрыв от реальности. Ваши клубы хотят видеть у себя в составе Фернандо Торреса, а подписывают контракт с Джимми Мулису. Почему это происходит? Отсутствие понятия «селекционная служба» — это раз; медлительность и излишняя осторожность — это два; частая смена руководства клубов — это три. Так что пусть болельщики не удивляются, когда широко разрекламированный легионер потом не забивает ни одного мяча за сезон и мяч останавливает с большим трудом.
- Почему, на ваш взгляд, этой зимой в казахстанском футболе не было ни одного громкого трансфера? Никаких Тихоновых-Титовых-Роберто Карлосов-Карлосов Эдуардо?
- Если честно, я не знаю, сколько денег нужно предложить футболисту с европейским именем, чтобы он перебрался в Казахстан. Думаю, очень много. В пределах той суммы, которую получали Тихонов с Титовым. При этом, конечно, это будет совсем не Роберто Карлос. Проблема еще в том, что у Казахстана не очень хорошая репутация. От многих футболистов приходилось слышать, что им говорили их знакомые, что «могут кинуть». Серьезный игрок сталкиваться с этим не захочет даже гипотетически. Он лучше будет получать меньшие деньги, но жить спокойно.
- Насколько осложняет работу агента правило КПЛ о запрете на регистрацию легионеров старше 30 лет? Есть примеры, когда это закрыло дорогу хорошему игроку в наш чемпионат?
- Я вообще плохо отношусь к разного рода лимитам. Этот запрет, к примеру, поставил бы крест на попытках привезти Роберто Карлоса. Ему за 30, и в последнем отборочном раунде чемпионата мира он не играл. Известных игроков, которым за 30 и про которых можно было бы сказать «эх, если бы не лимит!», я назвать не смогу. Все они будут просить зарплаты, которые не предусмотрены бюджетами казахстанских клубов. У менее известных есть более молодые конкуренты. Мне лишь непонятно, зачем этот лимит нужен. Чтобы не приезжали доигрывать старики? Неужели кто-то думает, что сложно найти вместо него другого слабого футболиста, которому 30 еще не исполнилось?
- Сколько стоит хороший легионер уровня Тити Эссомбы?
- Если честно, я считаю Эссомбу одним из самых переоцененных игроков Казахстана. На те деньги, что он у вас получал, в Европе можно было найти футболиста более именитого и более мастеровитого. По моим данным, его зарплата составляла около 15 тысяч евро в месяц. Для Казахстана это большие деньги.
- Этой зимой было много разговоров по поводу возможного перехода Сергея Хижниченко в «Фейеноорд», и переезда Улана Конысбаева в чемпионат Дании. Вы, как агент, чувствуете интерес к казахстанским игрокам за рубежом?
- Как такового интереса к игрокам из Казахстана нет. Ему и появится-то неоткуда, потому что ваша сборная выступает из рук вон плохо, а клубы в Европе, по большому счету, проваливаются. Этот интерес можно лишь инициировать благодаря связям в европейских клубах. Но он настолько низок, что при слове «трансферная стоимость», исчезает. В настоящий момент продать казахстанского футболиста в Европу за живые деньги невозможно. Можно договориться на последующие выплаты, если игрок заиграет и команда решит поставленные задачи на сезон, процент с перепродажи, но не более. Казахстанский футболист считается еще более экзотическим продуктом, чем африканский. Не будет забывать при этом, что не каждый игрок из вашей страны согласится на те деньги, что ему могут предложить в Европе. Ну вот кто поедет в Чехию или Словакию на 2-3 тысячи евро? Или в Финляндию на 4-5 тысяч? Правильно, никто. Поэтому они остаются дома и каждую зиму меняют команды.
- Агенты очень не любят, когда их просят конкретизировать, с кем из игроков они работают. Вы можете сказать, скольким футболистам вы помогли трудоустроиться в казахстанские клубы в этом году?
- У меня сейчас нет ни одного игрока в Казахстане. К сожалению, казахстанским клубам оказались неинтересны игроки, которых решили подписать команды из австрийской бундеслиги, второй немецкой бундеслиги и греческой суперлиги; европейцы, выступавшие за сборные своих стран; футболисты, попадавшие по итогам сезонов в символические сборные не самых слабых европейских чемпионатов. Почему они оказались неинтересны? Прочитайте еще раз интервью – поймете.