Как писать крутые тексты про спорт? Максимально просто
Вячеслав Палагин с канала «Всякая Дзич» – со второй лекцией о футбольной журналистике. Первая лекция – тут.
Первый текст для Eurosport.ru я написал в начале 2016 года.
Первый раз (кстати, и последний) я задумался об уходе с Eurosport.ru уже на стадии редакции. Шеф-редактор сайта Александр Аксенов осветил материал красным цветом так, как ни один свой баттл Слава КПСС. Трех десятков правок и пояснений хватило, чтобы активировать режим паники.

Во-первых, я был в шоке только потому, что никогда ранее не сталкивался с редактурой: до прихода на Еврик я писал в блоге «Англия, Англия», где тексты не редактировались вообще никак. Насколько я понимаю, тексты постоянных авторов Sports.ru тоже не проходили заверку – мой товарищ Никита Киселев рефлексировал, когда Sports подписал Аксенова в прошлом году.
Во-вторых, я понял, сколько лишних слов употребляю в тексте и как облегчить материал, если убрать пару ненатуральных слов, повторяющих мысль предложений или даже абзацев.
Уроков я извлек ровно два:
1. Писать нужно максимально просто;
2. Сайтам необходим человек, который смотрит на текст свежим взглядом. Жаль, что таких же, как Аксенов, в спортивных медиа нет.
Еще больше жаль, что на должность редакторов где-то вообще забили. Свежий пример недавно подкинул Антон Михашенок из Чемпионата. Хорошо отношусь к нему, как к автору, но иногда нужно дважды перечитывать предложение, чтобы врубиться в суть. Когда ты пишешь о тактике (а тексты Антона на 50% состоят из тактики), простота особенно важна – это более специфичный жанр.
Чисто мое мнение: если автор перегибает со сложноподчиненными предложениями и громоздкими оборотами, он банально не уважает читателя. На перечитывание ни у кого времени нет: спортивные медиа изначально отстают от более крупных – соответственно, и внимания получают меньше.
Вывод? Привлечь новую аудиторию не получится, если текст замызган терминами и графоманством.
Вдобавок, тяжелые конструкции сбивают у читателя концентрацию. На этом ловил себя любой фанат художественной литературы – когда возвращаешься к началу предложения и заново запускаешь мозг, чтобы понять что к чему.
Возможность нажать на паузу в книге есть, но при вычитке текстов (особенно серии текстов, особенно в метро) ее не хватает. В итоге читатель проходит оставшийся материал на автопилоте и уже не ухватывает мысль автора, когда поток воды заканчивается. В проигрыше и журналист (его никто не понял), и читатель (потратил время и остался без новых знаний).
Огромные по размеру предложения и обороты хороши только в одном случае: если они не тормозят темп вычитки текста. Правило «одно предложение – одна мысль» тоже никто не отменял: если разложить огромный кусок на несколько реплик, читатель усвоит это гораздо лучше.
Еще одно правило подкинул гениальный Вадим Лукомский: пиши ровно так, как говоришь в жизни. Будешь специально усложнять материал или подстраиваться под якобы звезду, это станет всем очевидно. Дополнительный аргумент: ты разговариваешь с публикой на их же языке – 90%, что тебя поймут, не заглядывая в словарь умных словечек.
Все эти приемы убивают тот неузнаваемый стиль, который якобы должен присутствовать у каждого автора. По-моему, лютый бред и никчемная претензия, которой очень часто бросаются в звезд Евроспорта – то есть, в каждого автора Евроспорта.
Во-первых, выработать стиль в спортивных медиа практически невозможно – футбол не дает поводов. Во-вторых, даже среди топовых авторов стиль выделяется только у Виталия Суворова. И даже у Витали видна четкая калька с американских стендапов – жанра, который к спортивным медиа не имеет вообще никакого отношения.
В 2018 году стиль так же бесполезен, как и записи Навального в фейсбуке. Главная задача – дать читатель максимум информации за тот минимум времени, который он посвящает тексту про футбол.
Поэтому описание тезисами (вариант Евроспорта) – идеальный вариант. Запомнить информацию в таком формате гораздо легче.
Это как с музыкой. Есть крутые, но очень нишевые артисты. В рэпе, роке, где угодно. Они делают то, что близко им. Это нравится ста ребятам в теме, которые чувствуют в этом свою энергетику. А когда это становится мейнстримом и звучит из айфона малолетки, к-рый даже не понимает смысла текстов, это даёт профит, но уже может страдать качество.
Палагин - крутой парень на самом деле, в футболе шарит здорово, почитайте его тексты. Но сейчас он Билан своей сферы. У того образование Гнесинки. Но поёт профитную фигню.
PS: а предложение из текста Михашенка мне, например, предельно понятно.
1) Актуальная "горячая" тема
2) Герои статьи - обсуждаемые персоны, на которые в обществе существуют полярные точки зрения
3) Хорошая фактология из собственных источников (можно не раскрывать)
4) Подача на языке аудитории (на Sports.ru - в свободно-позитивном, слегка ироничном ключе)
5) Наличие провокационного заголовка или аналогичных моментов в тексте
6) Минимум 2-3 фотографии, выставляющих героев статьи в нужном свете