Опорный край державы?
Этюд о временнЫх измерениях сибирского футбола вызвал пусть сдержанный, но успех публики: больше 9000 прочтений, в подавляющем большинстве одобрительные отзывы и выход в топ на sports.ru. Спасибо Вам! Видимо, людям нравится, когда показывают старые раны и предлагают методы их лечения. Это хорошо. А хотите покажем не рану даже, а настоящий гнойный обрубок, от которого ПФЛ и РФС аки низкоквалифицированный сельский фельдшер год за годом продолжает по-кусочку отрезать плоть, вместо уколов и реабилитации?
Тем, кто дальше РФПЛ российского футбола не видит, проблема покажется надуманной. И действительно — Урал в высшем дивизионе представляют аж 3 коллектива. Держим ещё в уме Оренбург, так и все 4. Но есть нюанс: а помимо них сколько уральских команд в ПФЛ? Загибайте пальцы: Челябинск, Новотроицк, Ижевск, вторая команда Екатеринбурга… Всё! 8 коллективов на 19 миллионов человек и территорию больше Франции, Турции и Украины, т.е. всех прочих европейских государств по отдельности. Ура? Кстати, замечу — под Уралом подразумеваем преимущественно Уральский экономический регион, который гораздо логичнее смотрится, чем деление на федеральные округа, где пермяки и башкиры стали Поволжьем, а Тюмень перестала быть Сибирью.
На отрогах седых гор спорт №1 цвёл и пах всё советское время и первое десятилетие после. Свои клубы, по большей части с долгой и богатой историей, выступающие на всесоюзном и всероссийском уровнях, были рассеяны повсеместно. Из ныне прозябающих в региональных чемпионатах, выделим миасских торпедовцев, металлургов Златоуста и Магнитогорска, Нижний Тагил, Стерлитамак, Каменск… Десятки их! И это всё поколения игроков, болельщиков, местами богатые традиции локальных клубов — то, на что уважают пускать слюни любители западно-европейского футбола. Видите ли, в России не было принято сохранять историю регионального футбола. К нему в постсоветское время появилось настолько уничижительное отношение, что горы фотоархивов, статистик, историй взлётов и падений либо сгнили, либо стали достоянием единиц, которых не слышно. А надо бы им давать прайм-тайм на спортивных каналах вместо пустого забивания эфира блевотиной о высосанных из пальца «звёздах». Будь так, мы бы слышали и знали свой футбол. И будь так, любитель из небольшого городка наверняка предпочёл бы просмотру перед телевизором средней паршивости матча поход на матч местной команды. И команды бы эти не умирали пачками. Но этого не будет. Почему? Объясню в следующий раз. А пока…
Пока наш любимый дефолтный 1998-й год с низкими требованиями к клубам от ПФЛ. Зона «Урал» насчитывала 18 команд. Ещё 2 в Первой лиге, ещё 8 в КФК. Да, там выступали коллективы не только из предгорий, но и из самого запада Сибири и востока Поволжья (вроде Нижневартовска и Набережных Челнов), но общей красоты картины это не меняет. Пусть бедно, пусть на полусгнившей инфраструктуре, пусть поездами/автобусами перемещаясь, но дивизион жил полной жизнью и был праздником в городах-участниках. Регресс начался в 2002-м году с, как тогда казалось, логичной реформы — объединения зон «Урал» и «Поволжье». Авторы и сторонники этого укрупнения сработали на опережение из интересов того времени: во-первых — ужесточились критерии, при которых клуб мог носить гордое имя профессионала; во-вторых — таким образом отсеялись действительно слабые коллективы и вместо огромного хозяйства на 40 персон появилось одно, более качественное по содержанию. На обратную сторону медали никто не взглянул тогда. Ведь у каждого крупного объединения, будь то футбол или бизнесс, или даже государство есть один неизбежный минус: более слабый участник союза начнёт деградировать. Это закон природы. Это не я, а даже Чарльз Дарвин написал. В нашем случае, он был прав. Зону «У/П» ждал мор.
Итак, мой милый Нижний Тагил, вот что тебя ждёт в последующие годы. Вчера ты выбирался максимум в Новотроицк и держателям в «НТМК» этого было вполне достаточно, чтобы ставить амбициозные задачи. Равно как и твоим землякам в «УралАЗе», «ПермьТрансГазе» и прочих крупных предприятиях региона. А потом ты перестанешь вылазить из поездов — большая зона с увеличившимися в два раза расстояниями и количеством участников большим, чем в Первой лиге. Вот тут уже в «НТМК» призадумаются: а на кой чёрт нам кратно увеличивать сумму на содержание абсолютно не окупаемого проекта? Суммы изменятся, но незначительно. Так уж и быть. Ты станешь крепким середняком второй половины таблицы, а основной целью существования станут освоения средств. И в один прекрасный (нет) день ты просто снимешься с чемпионата после 8-го тура и закроешься, потому что всё — власть переменилась и не выдавить ей слезу твоими 60-ю годами побед и поражений. Да, спустя несколько лет ты воскреснешь, и вновь станешь главным клубом города. Города, в котором ты никому не нужен. Ты будешь играть на самом убитом из 4-х стадионов города, не будешь получать деньги за игру, ты даже набирать очки в Третьем дивизионе перестанешь и обоснуешься на самом дне табеля о рангах. Да, ты дал парочку игроков нынешней сборной (Шатов и Канунников), но всем плевать. В тебя не станут вкладывать по многим причинам, но ты вспомни с чего началось падение — с изменения окружающей среды.
Не надо наивно полагать, что до этого в Тагиле и прочих городах на футболе не осваивали бабки. Но всему есть предел, а точнее рентабельность. «Урал-Поволжье» стала жутко невыгодна для владельцев малых клубов. Последние перестали надеяться на коммерцию, и в агонии бросились спасаться под крылом власти, что ещё хуже: был мэр/губернатор спортсмен/футболист, а пришёл похуист, и вчера ещё боровшийся за что-то коллектив на утро пошёл побираться на паперти.
Итак, что мы имеем сегодня последние пять лет? Приставку «Урал-» можно смело выкинуть. Кончился футбол. Есть зона «Урал и Западная Сибирь» в КФК, но она существует для галочки, как и команды в ней — этакий заповедник «социальной нагрузки». Зона, кстати, почти умерла в 2005-2006 годах, когда количество участников достигло 5-и. наполнение таблицы почти не меняется: футбольное чистилище, в которое не зайти и из которого не выйти никуда, кроме как в вечную тьму. За последние полтора десятка лет из КФК по спортивному принципу поднимались лишь трижды: «Тюмень», «Октан» и нашумевший в Кубке России учалинский «Горняк». А ещё в ПФЛ вышла нынешняя ФК «Уфа»: заняв последнее место с двумя победами, «Динамо» поглотило земляков из «Таксиста», ввиду отказа чемпиона получивших путёвку в Вторую лигу. С началом 2010-х всякий спортивный принцип в любителях пошёл по бороде.
Всем желающим повышения в классе, ПФЛ выставляла такие требования, что самоубийц не находится до сих пор. Главное заключается в финансовых гарантиях: клубам необходимо увеличить бюджет в три-четыре раза! Мол, вы ребята башляйте, и можете красиво тусоваться. Сначала миасское «Торпедо», а потом «Металлург» из Аши по факту повышались в классе — они на несколько лет к ряду становились инородным предметом в любительской лиге. В цехах ашинского металлургического завода так вообще одна интрига: сколько продлится очередная «сухая» серия и умудрятся ли они хоть раз в году проиграть. В финальных турнирах среди всех зон России вышеназванные команды так же побеждали, и не раз. Вы знаете о них? Нет. А почему? Потому, что такой весёлый у нас футбол. Кабинетный. В нынешних кабинетах фанатов футбола нет от слова совсем. А клубы тем временем продолжают закрываться, но уже вне зоны видимости федеральных спортивных СМИ.
Дно? Нееет, увольте. Падать всегда есть куда. И откровенная ахинея, которая иногда несётся в коридорах здания на Народной улице в Москве, заставляет задуматься не только о компетентности руководителей, но и о психическом здоровье. В нынешних реалиях заявить о таком маразме, как возможное объединение ПФЛ и КФК на базе (и условиях) первой, со страшными глазами почти принять (аж через президента) программы о реформации ПФЛ в турнир дублёров и ДЮСШ, ещё больше ужесточить требования к лицензированию участников, свои мудацкие лимиты на местных игроков впихнуть, при этом обсуждая участие иностранцев… Вызовите ребятам нарколога, я очень Вас прошу.
А выход на поверхности. Вспомнил потому, что нынче ПФЛ вынуждена к нему прибегнуть на востоке страны, надеясь хоть как то спасти футбол восточный фронт поборов. В той реформе вообще достаточно сменить название и географическую принадлежность. Почти все пункты могут стать толчком к ренессансу на Каменном поясе. Это и разделение зоны, и льготные условия на несколько лет, и гарантии на поддержку команд (даже моральной достаточно). Просто обратно поделить «У/П» и на несколько лет перестать доить «Урал». Да, запоздало это решение так же как и на «Востоке», но, в отличие от Сибири, шансов на успех больше. Уже на следующей неделе в столицу отправится с десяток ходоков решать нюансы, ведь это более интересная инвест-среда, чем нынешнее болото. Да и «социальной нагрузке» место есть.
Смотрите какая штука. Пока нынешние герои отечественного футбола сидят на Таганке, а ничерта не смыслящее в продажах и управлении «функционеры» заведуют клубами, рассчитывать на что-то доброе, светлое и привлекательное не стоит. Проблема нашего футбола не в системе даже, а в людях эту самую систему составляющих. Кардинальное омоложение и приход к управлению благодаря собственному разработанному бизнесс-плану (а не только потому, что человек 40 лет назад забил через себя) — это благо, но недостаточное. К сожалению, под чутким руководством мы пришли к тому, что региональный футбол в России необходимо полностью перекраивать. Это факт. Поэтому то, что было описано в концепции СФЛ, в рамках нынешней РФС просто неосуществимо. Именно по-этому заглядывая в будущее, всё больше людей приходят к выводу, что футбольную Сибирь нужно отпустить в собственное плавание. А Уралу вернуть свой дивизион, заточенный не под требования Москвы, а под фактическую ситуацию с футбольным климатом на территории. То есть свой устав, меняющийся в зависимости от конъюнктуры. Более гибкие требования. И это, как раз таки, в рамках нынешней РФС осуществимо.
Плюсы — количество участников. Допустим это случится прямо сейчас. К нынешним 4-м (а возможно и пяти — «Тюмень» на всех парах стремится к «успеху» в ФНЛ) добавятся самые финансово крепкие парни из КФК — «Металлург» (Аша), «Металлург» (Магнитогорск), игроки из Тобольска побегут штурмовать офис «Сибура» и возможно нефтехимический гигант вновь возьмёт шефство над «Тоболом» («Иртышом» в 90-е). Да даже в Коркино (шахтёрский пригород Челябинска), которое не смотря на скудный ресурс очень неплохо выступает в КФК, появится веский аргумент искать внебюджетные источники финансирования. Разве нет? Но что будет с КФК? Бедную зону «Урал/ЗапСиб» можно комплектовать дублёрами, которыми РФС маниакально стремится заполонить всю страну. Или фарм-клубами в других городах региона, что гораздо интереснее зрителю. Или вовсе свести её в финальный турнир среди чемпионов областей, обязательно прописав спортивный принцип перехода в ПФЛ. Равно как и убывания из неё. Вариантов воскрешения интриги — масса. Загвоздка остаётся лишь с квотой на повышение в ФНЛ, но ведь собираются же ввести стыковой матч между «Сибирью» и «Дальним Востоком»? Пусть тут будут стыки с «Поволжьем».
Всё упирается в один жирный «минус» — РФС перестала мыслить на перспективу. Посади сейчас рядом чиновника с Таганки, и он веря в собственные слова произнесёт: «Что за вздор? Кого там делить? Наоборот бы ещё впихнуть кого-нибудь! Давайте с Сибирью всех объединим!». Для меня тут аналогия с недавно взорванной недостроенной телебашней в Екатеринбурге. Прямо 1 в 1. Мощная основа из качественного материала, чьё возведение остановилось с распадом союза. Десяток лет стояла на ветру свежая, а потом начала хереть от безобразной консервации. Её собирались достроить по старому или множеству новых проектов, но вдруг дали отбой. Объяснили просто — вот, посмотрите люди добрые, какое убожество, доколе? А о перспективе одного из символов города (как N-Tower в Сеуле, CN-Tower в Торонто, башня в Тяньцзине и т.д.), который уже почти достроен — замолчали. Заложили взрывчатки и снесли.
Меняем понятия в тексте: другие башни — аналогия с известными чемпионатами; недостроенное, но качественное сооружение — региональный советский футбол; проекты достройки — это текст выше и ему подобные; слова об убожестве — реакция на предложение о разделении «У/П»; взрывчатка — тупая и бесполезная «осень-весна». Снос… А вот это ещё впереди. Пока что ребята из РФС придумывают как добить остатки, перечисляя сомнительные плюсы и вообще ничего не рассказывая о минусах. А мы в этой башне сидим, жуём сухари и верим, что не всё ещё потеряно. И ведь не поспоришь, что нам изнутри виднее перспективу. Российский клубный футбол потихоньку уходит сам в себя, предпочитая соревнованиям Всероссийского масштаба свои, локальные, подальше от жадного ока РФС. И это опять же по Дарвину, ведь агрессивная внешняя среда диктует условия обитателям, которые особо не стремятся умирать. Пусть в каком-то менее престижном виде, но выжить— единственная реально существующая сейчас программа развитиясуществования футбола на Урале в Сибири в России, а не то, о чём чиновники от спорта лопочут на бесконечных заседаниях. И доведена любимая миллионами игра до той точки, где спасения стоит искать хоть в какой-нибудь децентрализации. Так проще. Так ближе. Так вокруг свои, а не чужаки, диктующие холопам как играть в -20, соответствовать требованиям при скудном ресурсе, когда туда съезди, тут судье пихни, тут поле рваное зашить сказали. А уж зрителю в этой канители и вовсе места нет. Только мазохистам, вроде меня. Приобщайтесь, ходите на свой местный стадион, даже если Ваша команда выступает на первенстве водокачки. А как ещё?)
Все фото/видео материалы набраны из открытых источников
Больше фото каждый день на странице журнала ВКонтакте
и непонятно...как Тюмень и Тобольск очутились на Урале? Разве им место не в ЗапСиб, вместе с Омском, Томском и прочими?