10 мин.

Системный кризис в футболе и извечный русский вопрос – «Что делать?»

Сразу скажу, что данная статья не моя, а разместить её здесь попросил сам автор, который также не равнодушен к «Амкару».

 

СИСТЕМНЫЙ КРИЗИС В ФУТБОЛЕ И ИЗВЕЧНЫЙ РУССКИЙ ВОПРОС - "ЧТО ДЕЛАТЬ?" 

В преддверии нового футбольного сезона, который будет не обычным – двухкруговым, а растянутым на полтора года, с конечной целью – переходом на систему «осень-весна», стоит поразмышлять о состоянии российского футбола как некоего бизнес - проекта, в системе которого одни клубы существуют вполне благополучно (по крайней мере, внешне), другие, попросту сказать, выживают.  

О целесообразности перехода на «осень-весна» говорить не будем – решение принято, и только время расставит все точки над «i». И дело тут не только в смене кругов и синхронизации трансфертных окон с европейскими чемпионатами, и другими, якобы, полезными для нашего футбола вещами, сколько в том – как повлияют реформы на долгосрочную перспективу развития всей системы самой массовой и любимой народом игры.

А пока можно констатировать: в российском футболе системный кризис.  

Кто отрицает это утверждение, либо лукавит, либо преследует цели вполне конкретные.  

«Томь» и «Крылья Советов» спасает Премьер-министр. Многие клубы держатся на местных бюджетах и личных, и это надо подчеркнуть, футбольных пристрастиях первых лиц регионов. Немаловажную роль играют и политпроекты (я ни в коем случае не говорю, что это плохо), когда необходимо дать людям отдушину от повседневных кричащих проблем их жизни. Конечно, Чечне, Дагестану и другим проблемным дотационным регионам нужен большой футбол, но ведь, он не в меньшей степени нужен и Томску, Перми, Самаре….

Уже год как нет «Москвы». Официально объявлено о снятии «Сатурна» с Чемпионата. Из этого же ряда, демарш уже бывшего президента «Амкара» Чупракова В.М. в заявлении, что пермская команда покидает Премьер-лигу из-за финансовых, замечу, не таких уж катастрофических, проблем.

Во многом сходные вопросы встают перед подавляющим большинством клубов не только Премьер-лиги, но и, может быть, в большей степени, низших дивизионов. Вот и получается, что все эти просьбы о помощи и сама помощь, банкротство целого ряда команд, как ни крути, объясняй или оправдывай - вызовы ко всей системе российского футбола.  

Нет у нас клубов, которые в рамках собственного бизнеса без внешних вливаний смогли бы полноценно функционировать в нынешних рамках профессионального Российского футбола.    

Все эти разговоры о «крутом» менеджменте в некоторых клубах и умение этих самых клубов зарабатывать, не более как «лапша на уши».

Более-менее понимающий в экономике человек знает, что такое доход, прибыль, бюджет и т.д. Жонглирование этими понятиями, нужно для увода проблемы в другую плоскость, чтобы не отвечать на очень простые вопросы. Например - есть прибыль от деятельности клуба или нет? А если нет прибыли, то откуда деньги на покрытие убытков, кто закрывает эти убытки? Все, или почти все рассуждения сводятся к фразам типа: «У нас есть стратегия и есть направленность на то, чтобы клуб окупал себя, являлся самофинансируемой, а в дальнейшей перспективе – и прибыльной организацией» Но это только слова, а использование различных иностранных терминов - вроде мерчендайзинг, кейтеринг, кастомизация необходимо для того, чтобы затуманить мозги у доверчивого «пипла», который, как известно, все «схавает»

Итак, читаем внимательно, например, о чем рассказывает коммерческий директор «Зенита» Дмитрий Манкин в журнале «Футбол как дело».

Заявляется, что клуб имеет доходы (в 2010 году), подчеркиваю доходы (а не прибыль, которая исчисляется как разница между доходом и расходом) в размере 60 миллионов долларов год, из которых 10 миллионов это участие в еврокубках, 18 – реклама и медиаправа, 32 – стадион (билеты) и торговля. Последняя цифра говорит, что каждый болельщик, включая очень большое число подростков студентов и других, прямо скажем, бедных слоев населения, принес в кассу клуба 1600 долларов (48000 рублей) в год. Вы верите этому? Я нет. Здесь явно какое-то лукавство!

Кроме того. Допустим, по болельщикам цифра правильная, тогда возникает вопрос - а сколько тратится на обслуживание этого дохода? Ну, например - для изготовления 50 тысяч клубных шарфов, нужно вложить примерно полмиллиона долларов. Или содержание стадиона и окрестностей. И еще многое другое. Ведь это тоже деньги за счет, видимо, почти неограниченной кредитной линии. Да еще налоги…. Об этом ничего сказано, кроме обтекаемой фразы: «Так что доходы и расходы здесь всегда сопоставимы: если мы исчисляем прибыль в миллионах, в миллионах придется исчислять и расходы» (в которой тоже есть нестыковка: о чем все-таки говорится - о доходе или о прибыли?) Другими словами, если убрать заумную шелуху, сказано, что существенной отдачи от болельщиков практически нет. Зато как убедительно повествуется о работе команды менеджеров «Зенита»!  

Об основных тратах клуба как, собственно, футбольного предприятия, вообще ничего не сказано. Сколько уходит, на содержание команды, на зарплату и премиальные игрокам и тренерам, на трансферные расходы, даже учитывая, что клуб не только покупает, но и продает игроков. И каков, в конце концов, итоговый баланс?  

По данным различных источников, общий бюджет «Зенита» составляет 100 - 110 миллионов долларов, а это значит, что, за минусом 60 миллионов долларов доходной части (допустим) озвученных выше, «Газпром» вкладывает в клуб еще около 40 - 50 миллионов безвозвратных долларов. Конечно расчеты примерные, но где-то близкие к реальным.  

И вот тут сокрыто главное, о чем не принято говорить или, по крайней мере, на чем не акцентируется внимание.

Что такое «Газпром»? Это наполовину государственная компания, и получается, что вместо выплаты дивидендов государству и другим акционерам часть денег из прибыли газового концерна идут на клуб «Зенит». Пятьдесят процентов средств, которые выделяет «Газпром», это по сути своей деньги из казны государства. Тогда спрашивается, а чем наш чемпион по большому счету отличается от клубов, которые финансируются из местных бюджетов?    

В презентации Профсоюза футболистов и тренеров о состоянии Российского футбола показана структура доходов клубов Премьер-лиги в 2010 году.      

По последним сообщениям к клубам с частным капиталом теперь можно отнести и «Анжи», который купил владелец «Уралкалия» Керимов и «Краснодар» сменивший «Сатурн».  

Наблюдая такую ситуацию, болельщики, особенно не богатых команд задают вопросы (не потому что зависть, а потому что хочется, почти по Высоцкому, справедливости), на которые наше футбольное руководство ответить не может. Основная суть, которых сводится к одному – почему нет равных условий, хотя бы стартовых, для всех команд? Почему торжествует не спортивный принцип подкрепленный деньгами, а наоборот - деньги стимулируют безумный парад амбиций.

Доходная часть бюджета Российских клубов сегодня в большей степени все-таки зависит не от современного и умелого менеджмента, хотя это тоже важно, примеры мы видим, а, как это не банально звучит, от богатого дяди.

Когда критикуют малобюджетные клубы, которые должны, рыскать в поисках спонсоров аки волки, говорят, кивая на некоторые наши «процветающие» клубы и Европу: - Они ведь зарабатывают, а вы не умеете. Отсюда все ваши проблемы. (Специально взял в кавычки слово «процветающие», потому что «процветают» они, в основном, по назначению сверху, а не за счет собственного умения)  

Давайте разберемся, справедливо ли гнобить клубы, у которых из года в год возникают финансовые проблемы и только ли они виноваты в сложившемся порядке вещей.    

  В Европе:  

  - Важную статью доходов (в Англии, например, - более 30% бюджета) составляют средства, получаемые от продажи билетов на матчи, сезонных абонементов и футбольной атрибутики.  

  - От 20 до 50% доходов приходят от телевизионных трансляций.  

  - Остальное – поступления от рекламы и трансферных сделок. Участники Еврокубков получают еще и дополнительные бонусы.  

- Ну, и деньги спонсоров, которым экономически выгодно вкладываться в футбол.  

Доходы и поступления по первым трем позициям и есть равные стартовые условия, которые создают финансовую стабильность вне зависимости от спонсорства. Подавляющее большинство клубов не шикуют, но имеют возможность нормально существовать за счет грамотного менеджмента, квалифицированных тренеров и умелого подбора игроков.  

У нас в России:  

- От заполняемости стадионов и сопутствующих услуг мало что зависит. Только несколько клубов могут похвастать достижениями в этой сфере - в бюджетах Клубов это где-нибудь от 4 до 8% или, как исключение, больше. Что бы увеличить поступления в кассы за счет зрителя нужно, что бы поднималось благосостояние граждан. Увеличивать доходы за счет стоимости билетов не имеет смысла, понятно почему. Кроме того, у нас «хромает» инфраструктура, от которой зависит комфорт зрителей приходящих на стадион.  

- По телевидению вообще картина пока безрадостная. Учитывая монополию известного канала, и неразвитость кабельных сетей, клубы получают мизерные доходы по этой статье. Пока, по разным оценкам, отчисления, согласно телевизионному контракту РФПЛ, не покрывают и 8 - 10% планируемых затрат даже для бедных клубов. Не говоря уже о богатых, там процент вообще неразличимый.  

- Продажа и покупка игроков, за редким исключением, приносят убытки, а не прибыль.  

Вот и получается, что благополучие Российских клубов зависит от спонсоров, вернее меценатов от футбола (которые практически не получают никаких преференций от вложенных денег), госкомпаний и региональных властей, доля участия которых в бюджете любого клуба колеблется в районе 80%, в отличие от Европы, где расходы спонсоров, в большинстве своем, не превышают 20-30%.  

Конечно, приведенные цифры очень приблизительны, но их порядок, характеризующий сложившуюся систему финансирования в Российском футболе, является неоспоримой действительностью.  

За двадцать лет так и не созданы нормальные экономические условия для бизнеса вокруг большого футбола, благоприятствующие появлению независимых спонсоров, готовых потратить деньги на народную игру. По большому счету, преобладают не стратегические цели и действия по достижению этих целей, а регулирование сложившегося положения вещей, которые по сути своей способствуют не развитию футбола, но его деградации.  

Наши футбольные власти так и не нашли решения вопросов по нормальному экономическому существованию своей отрасли, поэтому проблемы нарастают уже как снежный ком. Не могут же длиться до бесконечности сегодняшние способы финансирования – из бюджета или по настойчивым «просьбам» больших начальников о спонсорстве.  

В таких схемах нет перспективы, потому что нет стимула для развития – не дана своеобразная удочка для ловли рыбки на пропитание.  

В преддверии Чемпионата мира 2018 года (каких-то семь лет осталось!) просто необходимо менять правила игры и преодолевать кризис в нашем футболе, иначе удачи не видать!    

Понятно, что всегда были и будут более богатые клубы и менее обеспеченные. Это как в жизни, как в бизнесе….  

Но, если Клуб добился права выступать, например, в Премьер-лиге, он должен рассчитывать на гарантированные минимально-достаточные средства для выступления на высшем уровне российского футбола. Потому что повышение в классе это спортивное достижение, которое должно быть подкреплено соответствующими бонусами. Кстати, такие правила можно установить и для низших дивизионов, что бы был реальный стимул в повышении класса.  

Теперь главный вопрос – откуда брать деньги?  

Могут быть разные подходы.  

- Создать на уровне федеральных футбольных структур (РФС, РФПЛ и НФЛ) Фонда стимулирования повышения класса у которого объем денежных средств должен быть сопоставим с суммой минимально-достаточных бюджетов всех команд любой из лиг. Для РФПЛ такой Фонд может составлять около 400 миллионов долларов. Такая сумма существенно меньше сегодняшних отчислений из бюджета и других государственных источников - по факту, всей Премьер-лиге. Представьте, какая борьба будет за каждое место в итоговой таблице (не будет так называемого болота и «договорняки» будут не выгодны), если за золотые медали получается порядка 40 миллионов долларов, а за, какое-нибудь восьмое место - 22 миллиона долларов. За такой подход, наверняка будут и те, кто финансирует клубы из личных средств.    

Кроме того, команды Первого дивизиона, добившиеся права выступать в Премьер-лиге, гарантированно пополнят свой бюджет в новом сезоне, где-нибудь, на 15 миллионов. Тогда не будет такого казуса, когда вопреки спортивному принципу вместо выбывшего «Сатурна» (который, кстати, при этой системе не вылетел бы) в высший дивизион нашего футбола попадает пятая команда Первого дивизиона.    

- Установить на Федеральном законодательном уровне налоговые льготы для спонсоров, чтобы не было такого положения, когда приоритеты для тех или иных клубов устанавливаются в зависимости от благоволения к ним властных структур и госкомпаний. Кроме всего прочего, это перекроет лазейки для разворовывания и нецелевого использования средств (частый капитал будет контролировать расход своих денег, например, через попечительский совет).  

- Регламентировать финансирование клубов государственными или с участием государства компаниями. Если уж есть такие прецеденты, и акционеры, включая государство, решили содержать какие-то команды, не важно «под каким соусом» - рекламы или еще каких-то мотиваций, то логично определенные средства от этих компаний направлять в вышеназванный фонд.  

- Установить взносы за приобретения сверхдорогих игроков. Ведь не нормально, когда какой-то клуб платит, за одного игрока деньги соизмеримые с годовым или даже двойным бюджетом другого участника Премьер-лиги. Тем более, если покупатель тратит явно не частные деньги. Кроме того, все прекрасно понимают, что трансферный рынок в России перегрет, и его надо как-то сдерживать.  

- Установить лимиты на заработную плату игрокам и тренерам. Обнародованные контракты с игроками «Сатурна» вопиют об этом.  

- Стимулировать развитие спортивного телевидения с целью резкого повышения доходов лиг.  

- Развивать инфраструктуры спортивных арен, с целью улучшения комфорта для зрителей. В этом же ряду и решительная борьба с экстремизмом и хулиганством на трибунах, конечно, если, мы хотим увеличения посещаемости.  

А вообще, есть же, в конце концов, мировой опыт, есть в этой области и прекрасные специалисты. И здесь нужна воля и решимость, если мы хотим, хоть что-то кардинально исправить за те семь лет, которые отделяют нас от мундиаля 2018 года.    

 

Виктор Зекунов

 

Оригинал: тут.