Как обустроить русский футбол и где взять на это деньги?
Пару месяцев назад, когда все обсуждали реформы Федуна, мне пришли на ум несколько идей по реформированию футбола. Я их описал и обсчитал, но потом ударился в грех перфекционизма, начал шлифовать статью и в итоге не стал публиковать ее. Прочитав материал zer "Русские, вперед!" и увидев в комментах приглашение к дискуссии, я решил достать из запасников данный текст и опубликовать. Какие-то идеи у нас с zer общие, какие-то отличаются. В общем, судить вам - читателям.
-----------------------------
Главный бич нашего футбола – его невысокое среднее качество. Скандалы, договорняки, колоссальная разница между уровнем команд, вынуждающее клубы-середняки ставить "автобусы", банкротства клубов и заоблачные зарплаты игроков, отсутствие внимания болельщиков. Все это концентрируется и создает продукт, который привлекателен лишь в 5-10 матчах за сезон. Надо менять ситуацию. Но как это сделать и в чем корень зла?
Вопрос качества нашего футбола в первую очередь упирается в деньги, то есть в разницу бюджетов клубов. Вот чуть не утонул симпатичный Амкар, близок к вылету Тосно, потому что весь его годовой бюджет меньше зарплаты Манчини. Да и у остальных дела идут с переменным успехом. Более-менее благополучны только 5 команд, спонсируемые корпорациями (государственными и не очень). Остальные барахтаются между вылетом и зоной УЕФА и полностью зависят от прихотей регионального руководства. Да и верхняя 5-ка не окупает себя, не стоит лукавить. Даже успешный в коммерческом смысле Спартак с относительно высокими доходами от билетов на матчи зарабатывает лишь около 50% своего бюджета.
Другой вопрос качества – это зрелищная и интересная игра и создание прилекательных условий для болельщиков. Но это редкость. У 7 команд РФПЛ не набирается в среднем и 10 тыс. зрителей. В отдельных матчах собирается не более 4-5 тысяч – это позор для высшей лиги! Но все ок, потому что в болельщиках никто не заинтересован. Деклараций много, а дела мало.
Мои предложения направлены на то, чтобы достичь 2-х ключевых для повышения качества футбола моментов, а именно - вывести клубы на самоокупаемость и сделать их игру интересной для зрителя. Это можно сделать уже сейчас, причем за те же деньги, что уже крутятся в РФПЛ. Надо снять их с иглы госкорпораций и регионов и установить зависимость их доходов (то есть возможностей по покупке игроков и уровню зарплат) от качества игры и достигнутого результата.
В наш футбол вкладываются огромные средства из госбюджета, но распредление этих средств дурацкое – кто-то шикует, а кто-то едва концы с концами сводит. Это неправильно. Или зарабатывай и привлекай своей игрой зрителей – или уступи место тому, кто это сможет сделать.
Хочу успокоить болельщиков Зенита - я не предлагаю вас раскулачить )))) Да и в целом, сразу уйти от спонсорской поддержки нереально – контракты с игроками заключены обычно на 2-3 года. Но эту поддержку необходимо и возможно ограничить разумной долей - не более 30% годового бюбжета. При жестком финансовом фейр-плей.
Остальными источниками дохода клубов должны стать:
1) Билеты на матч
2) Рекламное размещение – на стадионе, форме, сайте и пр. (по аудированным обоснованным расценкам, а не по завышенным ради наполнения бюджета через "дочек" главного спонсора)
3) Атрибутика, эксурсии в клубный музей и прочие бизнес-доходы
4) Телеправа
5) Продажа игроков
6) Трансферты РФПЛ за спортивные достижения и иные показатели
В последнем 6 пункте базовое изменение. Именно здесь нужно аккумулировать государственные средства, которые сейчас есть в футболе – и заместить с их помощью средства корпораций и региональных бюджетов (по сути тоже государственных). Объем необходимого финансирования – 300 млн. долларов в год, которые должны распределяться по принципам, частично заимствованным из АПЛ, частично придуманным мною.
Итак, что это за принципы? Кому и за что будут распределены 300 млн трансфертного (не путать с трансферным!) бюджета? Ответ дальше, но сначала посмотрим информацию о текущих бюджетах клубов РФПЛ, я взял цифры из этой статьи
Таблица 1. Бюджеты клубов
817 млн долларов в год – большинство из средств региональных бюджетов и госкорпораций. Запомните эту цифру.
Трансфертный бюджет РФПЛ должен состоять из 3-х составляющих:
1. Базовые 10 млн долларов - это безусловный взнос за участие, который достается каждому клубу раз в год (на этом месте 3 команды - Анжи, СКА и Тосно радостно потирают руки, потому что они уже в плюсе!)
2. Бонус за занятое по итогам турнира место – чемпиону 30 млн, второе место – 15, третье – 10, далее от 5 до 1 млн. Последней четверке – по 5 млн бонус поддержки вылетающим и бонус стабильности победителю переходных матчей. Выходящим из ФНЛ в высшую лигу также 5 млн приветственного бонуса.
3. Бонус за посещаемость – играем-то для кого? Пусть даже с помощью бесплатных билетов. За 40+ тысяч зрителей - 10 млн (Зенит), 30+ тысяч - 8 млн (Спартак), 20+ тысяч - 5 млн (Ахмат), 10+ тысяч - 2 млн, менее 10 – ничего. Не умеете работать на привлечение аудитории – в пролете! Думаю, что такие суммы станут хорошими стимулами для Урала или Уфы нанять наконец нормальную маркетинговую команду и поработать над привлечением зрителей. А для Арсенала, да даже и для Спартака с Зенитом (!) бонус станет подспорьем, которое поможет им улучшить работу со зрителем.
Сведем суммы вместе. В таблице я учел положение после 20 туров в текущем сезоне для расчета бонуса за занятое место и текущую домашнюю посещаемость.
Таблица 2. Трансферты РФПЛ
В графе «Итого» только 290 млн, а где еще 10 – спросит внимательный читатель? Еще 10 – это приветственный бонус для новичков из ФНЛ – по 5 млн. каждому. Пусть укрепляются к новому сезону, чтобы не стать мальчиками для битья.
Также клубы худо-бедно уже зарабатывают – на билетах, телеправах, лидеры получают еще и неслабые бонусы от успехов в еврокубках. ЦСКА согласно отчетности зарабатывает 35 млн, Спартак – ок 50 млн (в т.ч. за счет самых дорогих билетов и самых больших в лиге доходов от стадиона), Зенит по-честному – 40. Аутсайдеры будем считать – не менее 5 млн. заработка. Остальные 10 или 15 млн. – я раскидал в зависимости от посещаемости. На самом деле цифры по каждому конкретному клубу, которые я взял из разных источников, не столь приниципиальны, поэтому просьба не цепляться за них. Если я где и промахнулся, то не на много.
Таблица 3. Доходы с учетом самостоятельного заработка клубов и сравнение с текущим бюджетом
Если сложить трансферты и заработок и сравнить с текущими бюджетами клубов, то по новой схеме аутсайдеры становятся не просто самоокупаемыми, но и существенно увеличат свои бюджеты. Середняки выходят в плюс или имеют небольшой минус – менее 5 млн.
Исключение только Рубин со своей испанской эпопеей, который имеет жесткий минус. Надеемся, что такие истории остались в далеком прошлом, и не будем на это обращать внимание.
По-прежнему в существенном минусе остается у нас только лидирующая пятерка. Тут поможет вложение средств спонсоров или акционеров, но не в безграничном объеме, а не более 30% от общего бюджета! Через 4-5 лет квоту акционеров можно будет уменьшить, но вначале она точно нужна. Для расчета доли я взял текущие бюджеты.
Таблица 4. Бюджеты с добавлением спонсорских 30% и сравнение с текущими бюджетами
После добавления спонсорской квоты у нас 10 команд в плюсе! ЦСКА в символическом минусе -2 млн.$. Локомотив, Краснодар и Спартак в минусе 13-20 млн. Но тут одна удачная продажа игрока может избавить от минуса. Рубин мы уже вынесли за скобки. И только Зенит не добирает крупную сумму в -50 млн.
И чтобы болельщики Зенита не обвинили меня в том, что весь мой план есть суть покушение на их привилегированное положение предложу пойти бедолагам-управленцам из Газпрома навстречу и составить план реструктуризации дефицита бюджета клуба – за 3 года, например, вполне себе можно успеть продать лишних футболистов или хотя бы дождаться окончания контрактов большинства высокоплачиваемых лавочников, и очистить ведомость от балласта. Плюс соразмерно уменьшить аппетиты в покупке игроков.
Спартак, Краснодар и Локомотив это тоже касается, пусть и в меньшей степени.
ВЫВОДЫ
В конечном счете, бюджет лиги почти не изменится – уменьшение на 11%. Было 817, я насчитал 729 млн. С добавлением плана реструктуризации для лидеров в итоге будет столько же. Да такой цели и не было у меня – уменьшать бюджет. В конце концов, в европейских лигах бюджеты существенно выше, и без должной финансовой поддержки и качественных лигионеров результат в Еврокубках не покажешь.
Но изменится, и существенно (!), способ получения денег.
Если сейчас большинству клубов плевать на доходную часть, плевать на зрителей, главное – это выцыганить побольше из спонсора в виде областной администрации или госкорпорации, то теперь те же самые бюджеты будут как минимум на 70% зависеть от футбола и бизнеса:
1) Спортивный результат – и бонус за место в таблице
2) Посещаемость стадиона – и бонус за ее прирост. Люди должны идти на трибуны. И футболисты должны играть для них.
3) Заработок самого клуба. Зарабатывайте, продавайте билеты, аттрибутику, заключайте реальные рекламные контракты – все в ваших руках!
4) Результаты в Еврокубках – бонусы за успешное участие могут достигать существенных 20-25 млн евро. Тот же ЦСКА в последние годы сводит концы с концами как раз благодаря евробонусам
Мне такие показатели нравятся. Они обснованные и приведут к качественным изменениям в лиге и переориентации деятельности большинства клубов на новые экономические рельсы. Оставшиеся 30% годового бюджета пусть покрывают амбициозные спонсоры, если таковые у клуба есть. По новой формуле большей части РФПЛ это и не понадобится.
Также существенно изменится расслоение клубов по уровню доходов. Сейчас бюджеты 3 самых богатых клубов (Зенит, Спартак, Локомотив) превышают бюджеты 3 бедных (Тосно, СКА, Анжи) в 15 раз (футбольный «коэффициент Джини»). Да, в одном матче каждый может дать бой, как это было в играх Тосно-Локомотив или СКА-Спартак, и отобрать 2 или даже 3 очка у лидера, но на дистанции все это сказывается – беднейшие команды занимают 3 последних места.
После нововедений ситуация улучшится в 3 раза. Футбольный коэффициент Джини будет равен не 15, а всего лишь 5. Да и в целом лига подровняется по возможностям клубов и на первый план выйдут не деньги, а футбольные качества – умение тренеров, способности игроков. Конкуренция в лиге возрастет, что поможет нашим лидерам повысить свой класс.
Перестанут своих лучших игроков аутсайдеры безропотно отдавать богачам, оставаясь у разбитого корыта. Наличие минимум 11 млн.евро в год в виде бонуса от лиги позволит провинциальным клубам дышать свободнее.
Возможно, что и «автобусов» в лиге станет меньше. Все ж привлечение зрителей на трибуны – эта задача еще и построением игры решается. Бонус за зрителей и бонус вылетающему поможет провинциальным клубам играть смелее. А возможность удерживать ведущих игроков претворит смелость в результат.
ГДЕ ВЗЯТЬ ДЕНЬГИ?
Остается вопрос – а где РФПЛ возьмет эти 300 млн. в год на траснферты? Опять из бюджета? Не дофига ли? Ну, во-первых, я не зря обратил ваше внимание на то, что итоговый бюджет лиги останется прежним. Регионы и сейчас дают десятки миллионов долларов своим клубам, а потом гасят свои долги за счет чего? Правильно – за счет трансфертов из федерального бюджета. Госкорпорации также могут отдать съэкономленные деньги в бюджет, а может быть Газпром больше построит бассейнов в провиниции, что тоже неплохо. То есть распорядитель поменяется, а источник средств-то все равно госбюджет. Мы уже живем в этой реальности и в совокупности «футбольная» нагрузка на госбюджет не возрастет от таких новаций.
Для примера также сравним с бюджетом подготовки к ЧМ-18 – он составил по разным оценкам от 10 до 15 млрд.долларов! Трансферты за 10 лет составят всего 3 млрд, что в разы меньше этой суммы.
Кроме того, привлекательный и качественный продукт позволит со временем увеличить доходы лиги. От телеправ, от рекламных прав, заработок клубов и прочее. Есть источники заметного повышения доходов РФПЛ и прямо сейчас.
Согласен с предложением zer – верните наконец пиво на стадионы! Футбол – это не про физкультуру, футбол – это про досуг мужиков 35-45 лет, которые во всем мире проводят его с кружкой пенного! Был же Кубок конфедераций, где пиво продавали и рекламировали – никто не упился, никто не подрался. Ну сколько можно упираться-то? Верните рекламу – дайте в результате тендера одной из пивоваренных компаний монопольные права рекламироваться и продавать пиво на стадионах и в ходе трансляций (опять же практика АПЛ), и вы будете поражены той суммой, которую заработаете на тендере!
Какое-то время придется вкладывать средства в РФПЛ, но с ростом качества футбола доходная часть начнет расти и бюджетные средства будут замещаться коммерческими контрактами. Думаю, что 10 лет хватит, чтобы в значительной мере нарастить коммерческие доходы лиги и снять нагрузку с госбюджета. Это нормальная практика инвестиций – вложиться и получить доход по мере развития.
Возможно, такая практика когда-нибудь получит право на жизнь. Но услышит ли наши предложения РФПЛ, которая давно стала то ли вещью в себе, то ли проводником интересов наиболее влиятельных спонсоров и их клубов?
И бонусы за посещаемость, лучше уж привязать к проценту посещаемости, а не к абсолютному числу - это два - ибо, простите, в лиге только 2-3 клуба чисто физически имеют возможность собрать 40+ тысяч, а строить в тех же Перми, Уфе, Махачкале, Хабаровске сорокатысячники не станет никто. И никакой из этих клубов даже с вашими изменениями в финансировании такое строительство сам не потянет.
Поэтому не лучше ли поставить клубы в равные условия обращая внимание на процент заполняемости? Если у тебя 90-100% (т.е. полный стадион) - молодец, держи большую конфетку. Если 80-90% - неплохо, держи конфетку поменьше. Если 70-80% - ну сойдёт, держи леденец. Меньше 70% - ну что делать, старайся больше.
То есть стимул заполнить стадион никуда не денется и даже будет выше - поскольку любой клуб сможет претендовать на самый большой из бонусов, а не только тот, у которого сам стадион имеет вместимость больше 40 тысяч (а в эту категорию, например, не войдёт новый стадион "Урала", не входят вполне современные стадионы "Краснодара", "Анжи", "Терека", Локомотива, ЦСКА, "Динамо).
Короче, если моя теория верна, то новые стадионы Урала и Ротора должны стимулировать посещаемость одним своим расположением.
по теме же я тоже не совсем согласен с бонусом за посещаемость. её повышать надо, но не за счёт бесплатных билетов уж точно. при этом я не против дешёвых билетов, скажем когда Зенит на Бней Игунду билеты за 300 р. реализовывал, притом, что игра была посреди недели, логика была абсолютно верная. или как Краснодар на игру молодёжки за сотню билеты продавал: там тоже логика была верная. надо понимать какая игра сколько стоит, ценовая политика и должна быть гибкой. раздать билеты один раз массово тоже можно, это нормальная практика если ей не злоупотреблять. в своё время так кикбоксингом стал заниматься, пришёл на первое занятие бесплатно и остался на 6 лет. тут никаких вопросов лично у меня нет. а бонус за посещаемость это перебор, вот может функционерам привязать з/п к посещаемости клуба. не заполнил арену на 40 процентов - пшёл вон; сумел привлечь зрителей и заполнил более чем на 80 процентов - бонусная лавешка. это прикидочный вариант, в частностях можно чтото и поменять, но в целом, считаю, было бы адекватно с чиновников спрашивать за качество проделанной работы. и не по одному матчу, а по серии. и уверен, что повысить посещаемость задача посильная. у меня в городе команда в начале нулевых полный стадион собирала, там порядка 15 тысяч человек бывало. притом, что за 60 лет истории мы лишь раз в ФНЛ вышли (тогда Первый Дивизион). и даже сейчас по 3 тысячи в среднем ходит. а они, блин, в Казани новый красавец стадион не могут заполнить!
касаемо качества футбола я так считаю, что оно вполне себе удобоваримое. на мой взгляд надо не уравнивать команды, а именно что подтягивать слабых и не в плане спортивном, они очень крепко на ногах стоят и если глянуть таблицу, то явный аутсайдер только СКА. речь прежде всего про финансы, в этом плане провинцию и надо подтянуть.
в целом идея трансфертного бюджета хороша и могла бы реализовываться на базе денег, получаемых от ТВ прав, но это очень сильно надо эти ТВ права прокачать и повысить выручку от них. регулярно рапортуют о том, что игры топовые показывают в десятках стран, но никогда не пишут сколько на этом подняли бабла и сколько людей посмотрели игру за пределами РФ. а ведь это ключевое, а не сам факт показа. тем же китайцам наши киноделы фильмы отправляют в прокат и поднимают там деньги, пусть небольшие, но всё же (с другой стороны помниться фильм "Он - дракон" в Китае собрал больше, чем в России; а Вия так вообще теперь вместе делаем), а в футболе только ЦСКА чтото пытался, в турне ездил в Китай, но не получилось и забил. ну это ж несерьёзно. надо завоёвывать рынки иностранные, подстраиваться под местную публику, а не просто продал трансляции и забыл. в наших же интересах
кстати, про выход из ФНЛ: там могут и 4 команды выйти, не учёл) причём было уже такое. поэтому я бы 20 лямов на эти команды оставлял в качестве подъёмных. тогда будет от пяти до 10 млн возможность получить при выходе в РПЛ