11 мин.

Как обустроить русский футбол и где взять на это деньги?

Пару месяцев назад, когда все обсуждали реформы Федуна, мне пришли на ум несколько идей по реформированию футбола. Я их описал и обсчитал, но потом ударился в грех перфекционизма, начал шлифовать статью и в итоге не стал публиковать ее. Прочитав материал zer "Русские, вперед!" и увидев в комментах приглашение к дискуссии, я решил достать из запасников данный текст и опубликовать. Какие-то идеи у нас с zer общие, какие-то отличаются. В общем, судить вам - читателям. 

-----------------------------

Главный бич нашего футбола – его невысокое среднее качество. Скандалы, договорняки, колоссальная разница между уровнем команд, вынуждающее клубы-середняки ставить "автобусы", банкротства клубов и заоблачные зарплаты игроков, отсутствие внимания болельщиков. Все это концентрируется и создает продукт, который привлекателен лишь в 5-10 матчах за сезон. Надо менять ситуацию. Но как это сделать и в чем корень зла? 

Вопрос качества нашего футбола в первую очередь упирается в деньги, то есть в разницу  бюджетов клубов. Вот чуть не утонул симпатичный Амкар, близок к вылету Тосно, потому что весь его годовой бюджет меньше зарплаты Манчини. Да и у остальных дела идут с переменным успехом. Более-менее благополучны только 5 команд, спонсируемые корпорациями (государственными и не очень). Остальные барахтаются между вылетом и зоной УЕФА и полностью зависят от прихотей регионального руководства. Да и верхняя 5-ка не окупает себя, не стоит лукавить. Даже успешный в коммерческом смысле Спартак с относительно высокими доходами от билетов на матчи зарабатывает лишь около 50% своего бюджета. 

Другой вопрос качества – это зрелищная и интересная игра и создание прилекательных условий для болельщиков. Но это редкость. У 7 команд РФПЛ не набирается в среднем и 10 тыс. зрителей. В отдельных матчах собирается не более 4-5 тысяч – это позор для высшей лиги! Но все ок, потому что в болельщиках никто не заинтересован. Деклараций много, а дела мало. 

Мои предложения направлены на то, чтобы достичь 2-х ключевых для повышения качества футбола моментов, а именно - вывести клубы на самоокупаемость и сделать их игру интересной для зрителя. Это можно сделать уже сейчас, причем за те же деньги, что уже крутятся в РФПЛ. Надо снять их с иглы госкорпораций и регионов и установить зависимость их доходов (то есть возможностей по покупке игроков и уровню зарплат) от качества игры и достигнутого результата. 

томь

В наш футбол вкладываются огромные средства из госбюджета, но распредление этих средств дурацкое – кто-то шикует, а кто-то едва концы с концами сводит. Это неправильно. Или зарабатывай и привлекай своей игрой зрителей – или уступи место тому, кто это сможет сделать.

Хочу успокоить болельщиков Зенита - я не предлагаю вас раскулачить )))) Да и в целом, сразу уйти от спонсорской поддержки нереально – контракты с игроками заключены обычно на 2-3 года. Но эту поддержку необходимо и возможно ограничить разумной долей - не более 30% годового бюбжета. При жестком финансовом фейр-плей. 

Остальными источниками дохода клубов должны стать:

1)          Билеты на матч

2)          Рекламное размещение – на стадионе, форме, сайте и пр. (по аудированным обоснованным расценкам, а не по завышенным ради наполнения бюджета через "дочек" главного спонсора)

3)          Атрибутика, эксурсии в клубный музей и прочие бизнес-доходы

4)          Телеправа

5)          Продажа игроков

6)          Трансферты РФПЛ за спортивные достижения и иные показатели

В последнем 6 пункте базовое изменение. Именно здесь нужно аккумулировать государственные средства, которые сейчас есть в футболе – и заместить с их помощью средства корпораций и региональных бюджетов (по сути тоже государственных). Объем необходимого финансирования – 300 млн. долларов в год, которые должны распределяться по принципам, частично заимствованным из АПЛ, частично придуманным мною.

Итак, что это за принципы? Кому и за что будут распределены 300 млн трансфертного (не путать с трансферным!) бюджета? Ответ дальше, но сначала посмотрим информацию о текущих бюджетах клубов РФПЛ, я взял цифры из этой статьи

Таблица 1. Бюджеты клубов

бюджеты

817 млн долларов в год – большинство из средств региональных бюджетов и госкорпораций. Запомните эту цифру.  

Трансфертный бюджет РФПЛ должен состоять из 3-х составляющих:

1. Базовые 10 млн долларов - это безусловный взнос за участие, который достается каждому клубу раз в год (на этом месте 3 команды - Анжи, СКА и Тосно радостно потирают руки, потому что они уже в плюсе!)

2. Бонус за занятое по итогам турнира место – чемпиону 30 млн, второе место – 15, третье – 10, далее от 5 до 1 млн. Последней четверке – по 5 млн бонус поддержки вылетающим и бонус стабильности победителю переходных матчей. Выходящим из ФНЛ в высшую лигу также 5 млн приветственного бонуса.

3. Бонус за посещаемость – играем-то для кого? Пусть даже с помощью бесплатных билетов. За 40+ тысяч зрителей - 10 млн (Зенит), 30+ тысяч - 8 млн (Спартак), 20+ тысяч - 5 млн (Ахмат), 10+ тысяч - 2 млн, менее 10 – ничего. Не умеете работать на привлечение аудитории – в пролете! Думаю, что такие суммы станут хорошими стимулами для Урала или Уфы нанять наконец нормальную маркетинговую команду и поработать над привлечением зрителей. А для Арсенала, да даже и для Спартака с Зенитом (!) бонус станет подспорьем, которое поможет им улучшить работу со зрителем.

Сведем суммы вместе. В таблице я учел положение после 20 туров в текущем сезоне для расчета бонуса за занятое место и текущую домашнюю посещаемость.

Таблица 2. Трансферты РФПЛ

трансферты

В графе «Итого» только 290 млн, а где еще 10 – спросит внимательный читатель? Еще 10 – это приветственный бонус для новичков из ФНЛ – по 5 млн. каждому. Пусть укрепляются к новому сезону, чтобы не стать мальчиками для битья.

Также клубы худо-бедно уже зарабатывают – на билетах, телеправах, лидеры получают еще и неслабые бонусы от успехов в еврокубках. ЦСКА согласно отчетности зарабатывает 35 млн, Спартак – ок 50 млн (в т.ч. за счет самых дорогих билетов и самых больших в лиге доходов от стадиона), Зенит по-честному – 40. Аутсайдеры будем считать – не менее 5 млн. заработка. Остальные 10 или 15 млн. – я раскидал в зависимости от посещаемости. На самом деле цифры по каждому конкретному клубу, которые я взял из разных источников, не столь приниципиальны, поэтому просьба не цепляться за них. Если я где и промахнулся, то не на много.

Таблица 3. Доходы с учетом самостоятельного заработка клубов и сравнение с текущим бюджетом

доходы и дефицит

Если сложить трансферты и заработок и сравнить с текущими бюджетами клубов, то по новой схеме аутсайдеры становятся не просто самоокупаемыми, но и существенно увеличат свои бюджеты. Середняки выходят в плюс или имеют небольшой минус – менее 5 млн.

Исключение только Рубин со своей испанской эпопеей, который имеет жесткий минус. Надеемся, что такие истории остались в далеком прошлом, и не будем на это обращать внимание.

По-прежнему в существенном минусе остается у нас только лидирующая пятерка. Тут поможет вложение средств спонсоров или акционеров, но не в безграничном объеме, а не более 30% от общего бюджета! Через 4-5 лет квоту акционеров можно будет уменьшить, но вначале она точно нужна. Для расчета доли я взял текущие бюджеты.

Таблица 4. Бюджеты с добавлением спонсорских 30% и сравнение с текущими бюджетами

плюс спонсорские

После добавления спонсорской квоты у нас 10 команд в плюсе! ЦСКА в символическом минусе -2 млн.$. Локомотив, Краснодар и Спартак в минусе 13-20 млн. Но тут одна удачная продажа игрока может избавить от минуса. Рубин мы уже вынесли за скобки. И только Зенит не добирает крупную сумму в -50 млн.

И чтобы болельщики Зенита не обвинили меня в том, что весь мой план есть суть покушение на их привилегированное положение предложу пойти бедолагам-управленцам из Газпрома навстречу и составить план реструктуризации дефицита бюджета клуба – за 3 года, например, вполне себе можно успеть продать лишних футболистов или хотя бы дождаться окончания контрактов большинства высокоплачиваемых лавочников, и очистить ведомость от балласта. Плюс соразмерно уменьшить аппетиты в покупке игроков. 

Спартак, Краснодар и Локомотив это тоже касается, пусть и в меньшей степени.

ВЫВОДЫ

В конечном счете, бюджет лиги почти не изменится – уменьшение на 11%. Было 817, я насчитал 729 млн. С добавлением плана реструктуризации для лидеров в итоге будет столько же. Да такой цели и не было у меня – уменьшать бюджет. В конце концов, в европейских лигах бюджеты существенно выше, и без должной финансовой поддержки и качественных лигионеров результат в Еврокубках не покажешь.

Но изменится, и существенно (!), способ получения денег.

Если сейчас большинству клубов плевать на доходную часть, плевать на зрителей, главное – это выцыганить побольше из спонсора в виде областной администрации или госкорпорации, то теперь те же самые бюджеты будут как минимум на 70% зависеть от футбола и бизнеса:

1)         Спортивный результат – и бонус за место в таблице

2)         Посещаемость стадиона – и бонус за ее прирост. Люди должны идти на трибуны. И футболисты должны играть для них.

3)         Заработок самого клуба. Зарабатывайте, продавайте билеты, аттрибутику, заключайте реальные рекламные контракты – все в ваших руках!

4)         Результаты в Еврокубках – бонусы за успешное участие могут достигать существенных 20-25 млн евро. Тот же ЦСКА в последние годы сводит концы с концами как раз благодаря евробонусам

Мне такие показатели нравятся. Они обснованные и приведут к качественным изменениям в лиге и переориентации деятельности большинства клубов на новые экономические рельсы. Оставшиеся 30% годового бюджета пусть покрывают амбициозные спонсоры, если таковые у клуба есть. По новой формуле большей части РФПЛ это и не понадобится.

Также существенно изменится расслоение клубов по уровню доходов. Сейчас бюджеты 3 самых богатых клубов (Зенит, Спартак, Локомотив) превышают бюджеты 3 бедных (Тосно, СКА, Анжи) в 15 раз (футбольный «коэффициент Джини»). Да, в одном матче каждый может дать бой, как это было в играх Тосно-Локомотив или СКА-Спартак, и отобрать 2 или даже 3 очка у лидера, но на дистанции все это сказывается – беднейшие команды занимают 3 последних места.

После нововедений ситуация улучшится в 3 раза. Футбольный коэффициент Джини будет равен не 15, а всего лишь 5. Да и в целом лига подровняется по возможностям клубов и на первый план выйдут не деньги, а футбольные качества – умение тренеров, способности игроков. Конкуренция в лиге возрастет, что поможет нашим лидерам повысить свой класс.

Перестанут своих лучших игроков аутсайдеры безропотно отдавать богачам, оставаясь у разбитого корыта. Наличие минимум 11 млн.евро в год в виде бонуса от лиги позволит провинциальным клубам дышать свободнее.

Возможно, что и «автобусов» в лиге станет меньше. Все ж привлечение зрителей на трибуны – эта задача еще и построением игры решается. Бонус за зрителей и бонус вылетающему поможет провинциальным клубам играть смелее. А возможность удерживать ведущих игроков претворит смелость в результат.

ГДЕ ВЗЯТЬ ДЕНЬГИ?

Остается вопрос – а где РФПЛ возьмет эти 300 млн. в год на траснферты? Опять из бюджета? Не дофига ли? Ну, во-первых, я не зря обратил ваше внимание на то, что итоговый бюджет лиги останется прежним. Регионы и сейчас дают десятки миллионов долларов своим клубам, а потом гасят свои долги за счет чего? Правильно – за счет трансфертов из федерального бюджета. Госкорпорации также могут отдать съэкономленные деньги в бюджет, а может быть Газпром больше построит бассейнов в провиниции, что тоже неплохо. То есть распорядитель поменяется, а источник средств-то все равно госбюджет. Мы уже живем в этой реальности и в совокупности «футбольная» нагрузка на госбюджет не возрастет от таких новаций.

Для примера также сравним с бюджетом подготовки к ЧМ-18 – он составил по разным оценкам от 10 до 15 млрд.долларов! Трансферты за 10 лет составят всего 3 млрд, что в разы меньше этой суммы. 

Кроме того, привлекательный и качественный продукт позволит со временем увеличить доходы лиги. От телеправ, от рекламных прав, заработок клубов и прочее. Есть источники заметного повышения доходов РФПЛ и прямо сейчас. 

пиво

Согласен с предложением zer – верните наконец пиво на стадионы! Футбол – это не про физкультуру, футбол – это про досуг мужиков 35-45 лет, которые во всем мире проводят его с кружкой пенного! Был же Кубок конфедераций, где пиво продавали и рекламировали – никто не упился, никто не подрался. Ну сколько можно упираться-то? Верните рекламу – дайте в результате тендера одной из пивоваренных компаний монопольные права рекламироваться и продавать пиво на стадионах и в ходе трансляций (опять же практика АПЛ), и вы будете поражены той суммой, которую заработаете на тендере!

Какое-то время придется вкладывать средства в РФПЛ, но с ростом качества футбола доходная часть начнет расти и бюджетные средства будут замещаться коммерческими контрактами. Думаю, что 10 лет хватит, чтобы в значительной мере нарастить коммерческие доходы лиги и снять нагрузку с госбюджета. Это нормальная практика инвестиций – вложиться и получить доход по мере развития.

Возможно, такая практика когда-нибудь получит право на жизнь. Но услышит ли наши предложения РФПЛ, которая давно стала то ли вещью в себе, то ли проводником интересов наиболее влиятельных спонсоров и их клубов?