Строитель тела
Экс-бодибилдер Евгений Стукалов, переехавший из Нальчика в Москву вслед за Юрием Красножаном – самый молодой посол обновленного тренерского штаба «Локомотива». В интервью Sports.ru Стукалов объясняет, почему Арнольд Шварценеггер – идеальный спортсмен, бодибилдинг – интеллектуальный спорт, а он сам всегда придерживается олимпийского девиза.
Евгений Стукалов, 27 лет
Окончил запорожский национальный университет, факультет физического воспитания.
До «Локомотива работал тренером по физподготовке в запорожском «Металлурге» и «Спартаке» из Нальчика. Трехкратный чемпион Запорожской области по бодибилдингу.
С декабря-2010 отвечает за физподготовку футболистов «Локо».
ЗА ПОЛТОРА месяца я дал около пяти интервью – чуть ли не больше, чем за всю мою жизнь до «Локомотива». Конечно, всем любопытно, что это за такой худой тренер-бодибилдер, и, в любом случае, такое внимание приятно. Хотя я понимаю, что моей популярности не очень долго жить – месяц-другой и все затихнет.
Я НАЧАЛ работать над своим телом в 14 лет. Тогда я был страшно худой, ребра торчали. А потом познакомился с одной девчонкой, и друзья уговорили сходить в зал, подкачаться, чтобы произвести на нее впечатление. В зале мне понравилось.
ПОСТУПИВ В университет, я почти сразу записался на бодибилдинг – каждый студент нашего факультета должен был выбрать какой-то вид спорта, в котором бы он совершенствовался и переходил в профессиональный ранг. «Кто у нас на силовую подготовку?» – спросил тогда тренер. «Я, – говорю. – На тяжелую атлетику!» Для меня-то тогда, что бодибилдинг, что тяжелая атлетика – никакой разницы. Ну, тяжелая и тяжелая – значит тяжести поднимать. Он, конечно, рассмеялся: «Ладно, черт с тобой. Не тяжелая атлетика, а атлетическая гимнастика. Иди».
63 КИЛОГРАММА – именно столько я весил в 2000-м году. В 2005-м, под конец, я был под девяносто. Конечно, это было тяжело. Будучи студентом, нелегко отыскать деньги на учебу, проживание в чужом городе, тренировки и питание, которое должно быть пятиразовым – с курицей, рыбой, мясом, овощами и злаками. Проведя столько лет на жесткой диете, не имея ни отдыха, ни свободного времени, я, честно говоря, слегка истосковался по обычной жизни и простым молодежным развлечениям в духе похода в ночной клуб.
В СВОЕМ ГОРОДЕ я был достаточно известен, меня часто приглашали на телевидение в качестве эксперта или консультанта. Уходя в футбол, я понимал, что я теряю, но это не главное. Популярность – это не для всех. Я уже говорил про свои интервью. В первом из них я тараторил безумолку, рассказывал какие-то истории. Все это было в новинку, все было интересно. А потом я зашел на сайт, где был опубликован разговор, и прочел пару комментариев (смеется). Нет, популярность – это точно не для всех.
ПОСЛЕДНИЙ РАЗ я выступал в качестве бодибилдера в 2005 году, поэтому сейчас, глядя на меня, трудно поверить в мое прошлое. Все-таки для того, чтобы выглядеть, как 6-7 лет назад, мне нужно было продолжать регулярные занятия – у меня довольно тонкая кость, природной предрасположенности я лишен. Таким, каким вы видите меня сейчас, я стал четыре года назад – закончив карьеру, в течение трех лет постепенно «сдувался».
НИЧТО ИЗ бодибилдинга не навредило моему здоровью. Люди считают, что там сплошная химия и анаболики, но это не так. У меня слегка износились суставы, но возьмите любого человека, старше 25-и – такие проблемы существуют у всех.
Я ЛЮБЛЮ спорт. Моей дочке всего девять месяцев, но она уже ходит на плавание. Спорт дисциплинирует, он развивает в человеке социальную культуру, коммуникабельность, если хотите, даже опрятность. Ни один хороший спортсмен после тренировке не выйдет, в чем попало. Он зайдет в душ, а потом красиво оденется.
ПРИДЕРЖИВАЯСЬ РЕЖИМА, я никогда не позволял себе даже бокала пива. Однажды я испортил себе один из туров, съев простое хачапури в середине последней недели подготовки. Даже такая мелочь меняет жировую прослойку и твое тело не сможет прийти в идеальное состояние.
БОДИБИЛДИНГ – достаточно интеллектуальный спорт. В нем уделяется большое внимание внутреннему состоянию человеку, здоровью, диетологии. И планированию своей жизни именно с этой точки зрения. Задайте вопрос любому футболисту: «Зачем нужны те капсулы, которые тебе дают на завтрак, на обед, на ужин?» Для них это просто химия, никто даже не задумывается, что после нагрузки нужно что-то принять. Пища одинакова для всех людей, но не все проделывают такое количество физической работы, как футболисты. Поэтому простым питанием здесь ни обойтись.
БЛИЖЕ К КОНЦУ своей профессиональной карьеры, я открыл свой зал и начал работать тренером, но понял, что нужно что-то менять. Я ушел из бодибилдинга для того, чтобы найти себе более интересную работу. Произошла переоценка ценностей, и продолжать с утра до ночи сидеть в тренажерном зале мне не очень-то хотелось. Я уехал в Киев, некоторое время искал работу, но ничего не получалось. А потом, буквально за один день, на меня свалилось три предложения из Киева и одно из запорожской команды, от моего бывшего наставника, где искали тренера по силовой подготовке. Это был отличный день. Я собрал вещи и вернулся в Запорожье.
«СЕЙЧАС К ТЕБЕ приведут футболистов, нужно будет поработать с ними 20 минут», – сказали мне в один из первых дней. «Какие еще 20 минут? – подумал я. – Что можно сделать за 20 минут? Мои тренировки длились по полтора часа!» Для меня это был настоящий шок. А сегодня я и сам не вижу смысла находиться в зале больше получаса.
СПОРТСМЕН – ЭТО тот человек, который всегда стремится вверх – и в профессиональном и в человеческом развитии. Я мог продолжать сидеть в зале и задавать людям один единственный вопрос: «Чем вы болели?» А потом нажимать на «печать», давать им план занятий и плевать в потолок. Это было скучно и однообразно. В футболе у меня есть цель, у меня есть простор. Миллионы людей по всему миру работают в этом направлении, и тебя все время что-то подстегивает. От недели к неделе, от месяца к месяцу – ты в постоянном развитии. За полтора месяца в «Локомотиве» я усовершенствовал свою работу больше, чем на 50% по сравнению с «Нальчиком». И продолжаю идти вперед.
Я НЕ «ИГРОВИК». Есть люди, которые играют во все: в футбол, в карты, в шахматы. Я не из их числа. Для меня существует четкий спортивный принцип: быстрее, выше, сильнее. Он не подразумевает в себе игру. Поэтому лично я, если говорить о будущем, не стремлюсь когда-нибудь стать главным тренером или его помощником, не стремлюсь достичь в футболе именно футбольных целей. Функциональная подготовка – это мое. И именно в этом плане я хочу совершенствоваться.
У МЕНЯ НИКОГДА не было кумиров. Ни в футболе, ни в бодибилдинге. Но я уважаю многих людей. Например, Шварценеггера. Он всегда придерживался спортивного принципа и реализовал себя, достиг максимума во всех своих начинаниях. Его перещеголяли в «Мистере Олимпия», но тем не менее он неоднократно становился чемпионом. Он успешный политик, и если бы не было определенных законов, я уверен, что он стал бы президентом. Про творчество нечего и говорить, это суперзвезда. Куда бы человек ни кинулся, он везде лидер, везде победитель. Это идеал спортсмена.
ЖЕЛАНИЕ УЧИТЬСЯ у меня присутствует всегда. Учиться у Арно Филиппса или у какого-нибудь тренера из первой лиги, если там есть стоящий индивидуальный специалист – не так важно. Я выношу для себя что-то значимое из любого общения. Мне это интересно.
Я ПОЗНАКОМИЛСЯ с Красножаном во времена моей работы в Запорожье. В этом же клубе какое-то время трудился еще один человек. Затем он перешел в «Нальчик», но мы продолжали поддерживать связь. Поэтому когда на одном из сборов у «Спартака» возник хороший профессиональный спор по поводу физподготовки футболистов, он предложил выслушать меня, и позвал к себе. Меня погрузили в микроавтобус и вывезли в отель, где жил «Нальчик». Поспорили, поговорили, и я уехал. Спустя некоторое время я перешел в новую команду, пробыл там какое-то время, но дела шли скверно – в итоге я остался без работы. И тогда объявился «Спартак».
МОЯ ГЛАВНАЯ страсть после работы – это туризм. Экстремальный туризм, походы разной категории сложности, велосипедные прогулки – люблю до безумия. Моя сегодняшняя мечта – рвануть на недельку куда-нибудь в Крым с рюкзаком и на велосипеде.
НА ОДНОЙ ИЗ моих старых бодибилдерских фотографий, я стою на сцене в розовых плавках. В «Локомотиве» меня уже достали своими подколками (смеется). Почему у футболистов никто не спрашивает про салатовый цвет бутс?
Я МЕЛОМАН. Единственное, что я не люблю – это клубная музыка. Сегодня перед тренировкой слушал классику – такое было настроение. В молодости я всегда тренировался под «Rammstein». Включал на полную мощность и давай себе. В «Нальчике» я любил работать под хип-хоп или еще что-нибудь такое. Любимых групп у меня нет. Видел в интернете сейчас все сходят с ума, по поводу нового альбома какого-то «Radiohead». Я, честно говоря, даже не знаю, что это такое.
МНЕ 27, а самому молодому тренеру, с которым я работал, было под сорок. Большую часть времени я провожу с людьми, значительно старше себя, и, конечно, это откладывает отпечаток на характер.
Я ПЕРЕЧИТАЛ всего Дэна Брауна. Наверное, это попсовая литература. Но мне все равно нравится.
В МОСКВУ я привез небольшую фотостудию, импульсный свет. Фотография – еще одно мое увлечение. Я люблю макросъемку, люблю пейзажи, а сейчас учусь снимать портреты. Фотографии меня успокаивают. Иногда я пытаюсь выделить свои лучшие работы, но у меня ничего не выходит. На мой вкус, у меня их слишком много (смеется).
Иногда, лучше жевать...
Хм, оочень тиресно, как это так вышло? Типа я бодибилдер, но не знаю что такое протеин.