7 мин.

Пиво и сардельку, пожалуйста!

Перед тем, как съездить за ничьей в Валенсию и подготовиться к встрече с обновленной менхенгладбахской «Боруссией», Феликс Магат зарегистрировался в Facebook. Это событие не оставил без внимания Ули Хессе. Философия общения в социальных сетях, порицание «Шальке» за пускание пыли в глаза, мотивы, побудившие Феликса Магата согласиться на аферу, и история застрявшего в снегах «Гамбурга» – блог «Quinta columna» предлагает вашему вниманию размышления «Герда Мюллера от журналистики». Очередной разговор о роли «новых СМИ», юмор и цитаты из «Süddeutsche Zeitung» прилагаются.

Пятнадцати моим друзьям нравится Феликс Магат. Если быть точнее, пятнадцати моим друзьям из Facebook нравится Феликс Магат. Если быть еще точнее, пятнадцати моим друзьям из Facebook нравится страничка Феликса Магата в Facebook.

Из этих пятнадцати: один не имеет никакого отношения к немецкому клубу (он из Англии), другой симпатизирует «Вердеру», еще один поддерживает «Бохум», есть подозрения о наличии фаната «Кельна» и не определившегося молодого человека из Гамбурга (никогда не был уверен, за какой из тамошних клубов он болеет), без сомнения имеется семь болельщиков «Боруссии» Д, и лишь трое не мыслят жизни без «Шальке».

Конечно, это не научное исследование, потому что большинство моих друзей живут в окрестностях Дортмунда. Это еще и не честное исследование, так как в мире очень много фанатов «Шальке» и кроме моих друзей (в реальной жизни и, конечно же, в Facebook). Многие из них явно не любят Феликса Магата. Я имею в виду Facebook, а не повседневную жизнь. В конце концов, такие люди просто не нажимают кнопку «Мне нравится».

Один упрек звучит постоянно: Магата не волнуют чувства и мысли болельщиков

Если вы до сих пор не поняли, о чем я рассказываю, то позвольте мне поведать вам занимательную историю. В последнее время Facebook стал играть заметную роль в спортивной жизни Германии. Все это случилось благодаря Феликсу Магату и волнениям вокруг его клуба.

В своей прошлой колонке я рассказывал о молодежном футболе и о том, как Магат пытается игнорировать все главные тенденции. Я высказался на тему того, что все больше фанатов «Шальке» недовольны текущими результатами команды. Много нареканий вызывает и манера Магата вести дела.

Один упрек звучит постоянно: Магата не волнуют чувства и мысли болельщиков. Шестого февраля организация фан-клубов «Шальке» выступила с открытым письмом: «Мы больше не собираемся молчать. Мы недовольны нынешней спортивной и экономической стратегией «Шальке». Не продавайте душу клуба! Фанаты хотят, чтобы их восприняли наконец всерьез!».

Представитель болельщиков Артур Заагер обратил внимание на недовольство фанатов: «Нет ничего проще, чем игнорировать болельщиков. Болельщики «Шальке» совсем нетребовательны – мы счастливы с пивом и сарделькой в руках». Даже видный представитель правления клуба Клеменс Тоннис согласился, что взаимоотношения с торсидой далеки от идеальных: «В «Шальке» ты должен всегда прислушиваться к болельщикам. Магат этого не делает».

И тогда тренер, образно выражаясь, взял пиво и сардельку и отправился поговорить с болельщиками. Вроде как. Через три дня после опубликования открытого письма, Магат – а лучше будет сказать продвинутый юзер из клубной системы – зарегистрировал аккаунт в Facebook и создал страничку. Затем он загрузил видео под названием «Мои первые шаги», в котором объяснил, почему он так заинтересован в том, что Магат называет «новыми медиа». Под этим термином тренер понимает Facebook и подобные ему вещи. Магат признался, что ждет увлекательного диалога с болельщиками.

Это вызвало большое оживление. Магат обычно выглядит внушительно и убедительно при общении с людьми с глазу на глаз, а тут он вел себя топорно, закостенело и напряженно. Его речь была нерешительной и звучала неискренне, хотя ролик длился меньше пятидесяти секунд.

Конечно, новости распространяются быстро, и видео вмиг разлетелось по сети. Люди стали заходить на страничку Магата и жать кнопку «Мне нравится» с таким ажиотажем, будто бы за это платили немалые деньги.

Два дня спустя знаменитая «Süddeutsche Zeitung» объяснила, как «Магат в поисках дружбы атакует в сети», и заявила прямо, что Facebook это то место, «где люди, месяцами не разговаривающие с соседями, могут рассказать миру о том, как они только что сделали себе кофе». В выходные я прочел в местной газете о «небывалом пиар-успехе Магата». Утром понедельника сообщалось, что теперь тренер «Шальке» имеет больше девяноста тысяч «виртуальных друзей».

Я, конечно, не претендую на звание эксперта в области Facebook – например, я не знаю, почему у Магата уже есть запросы на добавления в друзья и личные сообщения, хотя его страничка еще даже не опубликована. Все это вы можете заметить, если посмотрите его первое видео чуть внимательнее. Я убежден, что все это является успешным пиаром главным образом для Facebook, но никак не для Магата.

Многие из тех девяноста тысяч людей, нажавших кнопку «Мне нравится» (что, конечно же, неравносильно «виртуальной дружбе»), сделали это с нескрываемым сарказмом. Это показал даже мой скромный опрос. Facebook, в конце концов, место, где люди лишь рассказывают друг другу о сделанном только что кофе. Обычно они делятся занимательными роликами с YouTube, смешными фото или разоблачающими материалами. Пользователи спешат поделиться друг с другом информацией о смешном и нелепом в сети. Это, по умолчанию, место, где самая твердая валюта – ирония и остроумие в любом виде и форме.

Вот почему фанаты «Боруссии» Д с удовольствием загружали злополучный ролик, в то время как мои друзья, симпатизирующие «Шальке», были больше сконфужены, чем обрадованы. Очевидно, что Магат не в восторге от ситуации и всей этой идеи с «новыми медиа». И вам не стоит его осуждать.

Это не его мир, и он это прекрасно знает. Феликс хорош в монологах, но не в диалогах. Неважно, где он работал, он никогда не общался с болельщиками, просто потому что, по его мнению, это непрофессионально. Он всегда сторонился этой части своей работы. И знаете что? Магат абсолютно прав.

Сладкая афера с Facebook – это плохо скрываемое пускание пыли в глаза. Даже «Süddeutsche Zeitung» признает это, говоря: «Большинство клубов и игроков бундеслиги снабжают своих болельщиков важными и не очень новостями через Facebook. Но нигде больше виртуальная близость так явно не преследовала цель успокоить публику».

Совершенно очевидно, почему фанаты в большинстве случаев не верят клубным телеканалам. Им хорошо известно, что клубы всегда преследуют в цифровом пространстве свои корыстные цели. Все что публикуют клубы с непринужденностью, безразличием и юмором вам остается только сравнить с северокорейской партийной листовкой. Именно поэтому официальные клубные странички такие сухие и скучные. Большинство болельщиков предпочитает независимые фанатские сайты.

Пресс-атташе «Гамбурга» осветил поездку команды в Гладбах через Twitter

Но в то же время, необязательно следовать этим принципам. Так за неделю до Рождества пресс-атташе «Гамбурга» Йорн Вульф осветил поездку команды в Гладбах через Twitter. Спасибо всяческим несчастьям и снежным бурям, путешествие превратилось в двухдневное приключение. Футбольная версия «Самолётом, поездом и автомобилем» стала настоящим испытанием для игроков и истинным удовольствием для подписчиков Вульфа.

Пресс-атташе «динозавров» не обделен остроумием и тягой к развлечению. Ему было разрешено безнадзорно писать в Twitter, пока у остальных нервы были натянуты до предела. На второй день, когда команда оказалась заперта в пробке, Вульф съязвил: «Немецкая футбольная лига представляет: Армин Фе в фильме «Пасть ниц».

Через девятнадцать минут он написал: «Нехватка воды на борту. Придется топить снег». Затем он отважился пошутить над фанатами, раскритиковавшими подготовку команды к поездке: «Если провести опрос «Кто виноват в этом путешествии?», то 1 % обвинит воду, 99 % – команду».

Вот как это работает: отсутствие уважения, живая ирония и остроумный ответ. Если хотите, цифровой эквивалент пива и сардельки. Однако Вульф все-таки на двадцать пять лет моложе Магата, дитя века цифровых технологий, знающий что и как делать на просторах сети.

С другой стороны, Магату не стоит останавливаться. Он всего лишь выглядел неубедительно, когда пытался действовать в несвойственной ему манере. Футбольный блог превратил его «атаку в поисках дружбы» в «атаку в поисках позора». Невольно захотелось сравнить неуклюжесть Магата перед камерой с легендарным появлением Берти Фогтса в телесериале «Место преступления».

«Старые медиа», тем временем, должны постараться понять, что они пишут, прежде чем называть дешевые клики и смешки «небывалым пиар-успехом». На самом деле, это разные вещи.

P.S. Акт первый «Неискренность Феликса»:

ВИДЕО

Акт второй «Афера в картинках»:

Эпилог: Все о «Шальке» на «Трибуне» здесь и здесь.

Подписаться на блог можно, нажав на фото Ули Хессе: