14 мин.

Герои мяча. ЧМ-1934. Луис Фелипе Монти: путешествие туда и обратно

Шла 89-я минута финального матча первого чемпионата мира по футболу между сборными Уругвая и Аргентины. Нападающий уругвайцев Эктор Кастро, вдохновляемый яркой игрой своих партнеров во второй тайме, забивает последний гол этого первенства, устанавливая окончательный счет 4:2 в пользу своей сборной. Уругвай ликует, Аргентина в депрессии, зрители (численность которых на финальном матче по официальной версии составляла 69000 зрителей, а фактически, как утверждали очевидцы, могла доходить до 93000) – в экстазе. “La Celeste” становятся обладателями Кубка Жюля Риме. И только один участник этого футбольного действа на стадионе “Сентенарио” в те минуты мыслями был где-то очень-очень далеко.

Луис Фелипе Монти родился 15 мая 1901 года в Буэнос-Айресе в семье итальянских эмигрантов. Футбольную школу он проходил в таких клубах как “Хенераль Митре“, “Сантос” (Лугарес) и, по большей части, “Сан-Лоренсо де Альмагро” или просто “Сан-Лоренсо”. Но свою первую славу Монти получил, перейдя в 20 лет в состав злейших врагов “Сан-Лоренсо” – клуба “Уракан”. В те годы четкой схемы чемпионата Аргентины еще не существовало, поэтому первенство проходило под статусом турнира любительских команд. Поражая соперников своими атлетическими данными, Луис начинал свою игровую карьеру на позиции, как бы сейчас сказали, хавбека. Дебютный сезон за “Уракан” получился феерическим – команда невероятным образом выиграла золотые медали!

Чтобы понять, в какой футбол играл Монти, достаточно перечислить прозвища, данные ему в начале карьеры: “Doble Ancho” – в дословном переводе на русский “двойная ширина”, данное ему за богатырские антропометрические данные, так и за способность отрабатывать сразу на две позиции на поле; “Буйвол Пампасов” – за агрессивную и, порой, откровенно грязную и жестокую манеру игры; ну и, конечно же “Костолом” – без комментариев. При этом, Монти не был обделен и высоким техническим мастерством – качественным и точным первым пасом, сильным ударом, что позволяло ему успешно играть между линиями и быть, на современный лад, опорным полузащитником, хотя начинал-то свою карьеру Луис крайним хавом (привет Хавьеру Маскерано). Защитники соперников относились к нему с уважением, нападающие – испытывали подлинный страх. При этом забавно, что в официальных данных его чаще всего упоминали уменьшительно-ласкательным “Луисито”.

Удивительно бодрое начало карьеры не могло остаться незамеченным для главного хэдлайнера аргентинского футбола всех времен и народов – великого “Бока Хуниорс”. Но проявить себя в составе гранда Луису не удалось и он вернулся в состав родного “Сан-Лоренсо”, где и стал настоящей звездой.

Стоит отметить, что на заре существования “Сан-Лоренсо” (клуб был основан в 1908 году), многие члены большой семьи Монти сыграли достаточно важную роль в жизни клуба. Федерико и Хуан Монти находились у истоков клуба, поднимая команду в высший дивизион чемпионата Аргентины, потом “Сан-Лоренсо” пополнился еще тремя представителями этой, безусловно, футбольной семьи – Антонио, Марио и Анхелем. Ну и потом уже был ограблен “Уракан” на величину родных братьев Энрике и Луиса Монти.

В составе “Сан-Лоренсо” Луисито провел 8 сезонов, завоевав за это время 3 чемпионских титула, а в 1924 году попал в состав сборной Аргентины на матч с Уругваем. Этот матч проходил под эгидой “Кубка министра Иностранных дел” – играть обыкновенные товарищеские игры заклятым друзьям было скучно. Монти потом проведет еще один матч против Уругвайцев, но в состав на Копа Америка-1924, тем не менее, не попадет. Отыгрался Луис только через три года, когда на следующем Кубке Америки засверкала средняя линия аргентинцев в составе трио Сумельс – Эваристо – Монти. Этот турнир стал первым международным успехом Луиса и точкой отсчета по переходу из середины поля в линию обороны (передаем Хавьеру Маскерано еще один привет) – несмотря на то, что за эти годы техника и мастерство “Добле Анчо” заметно повысились, а жесткость, порой переходящая в откровенную жестокость, никуда не делась.

1928 год стал переломным в карьере Монти. На Олимпийских играх, проходивших в Амстердаме, он играл важнейшую роль в защите рядом с бывшим партнером по полузащите Эваристо и легендарным Медичи. Турнир прошел довольно успешно для аргентинцев, но в зубодробительном финале с Уругваем, продлившимся 210 минут, снова уступили.

Следующий домашний кубок Америки в 1929 году Аргентина выигрывала уже без Монти в составе. Для Луиса пропуск крупного турнира, к тому же домашнего, стал щелчком по носу, и, по законам Голливуда, к следующему турниру, коим стал Чемпионат Мира-1930, он отчаянно начал набирать форму. Старания не прошли даром – “Буйвол Пампасов” ехал в Уругвай в статусе одного из лучших игроков своего амплуа.

Аргентина начала турнир матчем со сборной Франции, который стал лакмусовой бумажкой всей карьеры Монти. Уже на второй минуте Добле Анчо так помял кости игроку французов Люсьену Лорану (тому самому, который забил первый гол в истории чемпионатов мира), что тому пришлось все оставшееся от матча время скорее находиться на поле, нежели играть, поскольку замены в то время еще не были разрешены. Обеспечив численное большинство в игре, Луис принялся за конструктивные меры: именно его сильнейший удар со штрафного оказался единственным голевым в той встрече. В игре с чилийцами Монти вновь забил и поспособствовал тому, что к перерыву трое игроков соперника были переломаны – в итоге 6:1 в пользу Аргентины.

Гол Монти

Во время турнира недовольство манерой игры Монти среди болельщиков в Уругвае нарастало. Дошло до того, что сам шеф сборной Аргентины доктор Рукет захотел выгнать его из команды. Только специальная делегация, вовремя прибывшая из Аргентины, убедила его отказаться от этой меры, пообещав, что “Добле Анчо” исправится. Как можно было превратить “Буйвола Пампасов” в джентльмена не знали даже они, но целостность команды и боевой настрой были сохранены. Аргентина, тем временем, дошла до финального матча, Луис Монти был готов уничтожать на поле все и вся, чтобы, наконец, взять реванш за поражение на Олимпиаде. Но, когда до финального матча оставалось несколько часов, и началась история, которая окажет влияние не только на ход финального матча, но и на всю дальнейшую карьеру величайшего защитника.

Луис Монти сидел в своем номере отеля Hotel de Santa Lucia, когда обнаружил странный конверт у себя на столе. Открыв письмо от неизвестного отправителя, он не мог поверить своим глазам. Луис перечитал его еще множество раз. Скоро после этого аргентинцы вместе с Монти отправились на игру. За полчаса до ее начала “Буйвол Пампасов” испуганно бегал по подтрибунным помещениям в поисках тренера, скорее напоминая перепуганную вертолетной облавой дичь. Грозный и непобедимый на поле Монти попытался в разговоре с тренером отказаться от игры в финале, сославшись на…болезнь. Но у тренера на этот счет были совершенно другие взгляды, и Монти вышел-таки на поле кипящего “Сентенарио”.

По основной версии, угрозы были получены от болельщиков Уругвая, и только той самой делегации из Буэнос-Айреса удалось уговорить не отказываться от игры самого футболиста – договорились провести матч без грубости с обеих сторон. На деле все оказалось гораздо страшнее.

Если бы Монти в том матче помог своей команде победить, закончилась бы не только его карьера, но и его жизнь. В тот день “Сентенарио” посетили два “скаута” – Марко Скалья и Лучано Бенетти, только вооружены они были не блокнотами и ручками, а пистолетами. Именно они и были авторами того самого письма, которое тремя часами привело Луиса в исступление. Расправой угрожали не только защитнику, но и его семье.

Первый тайм Аргентина выиграет со счетом 2:1, а в начале второго у “Добле Анчо” появится момент, который вполне мог решить судьбу финала. Нарочно ли промахнулся в тот момент Монти мы уже никогда не узнаем, но то, что из аргентинцев, в особенности речь о нашем герое, в перерыве словно выпустили дух – совершеннейший факт. Во втором тайме Уругвай забьет три безответных мяча. 4:2 – команда Монти проиграла, но, возможно, именно это позволило избежать трагедии в тот день.

Монти задавал себе тот же вопрос что задает себе каждый человек, попадающий в переплет – почему именно он? Он никак не мог понять, почему не всей команде, а именно ему отправили то злополучное письмо. Ответ был получен лишь спустя год. К тому времени чемпионат Аргентины принял статус профессионального, что привело к резкой волне футболистов-эмигрантов. Это позволило ему покинуть “Сан-Лоренсо” и перейти сперва в клуб из Буэнос-Айреса “Палермо”, а затем по личному приглашению Эдуардо Аньелли (знакомая фамилия, не правда ли?) в туринский “Ювентус”, хозяином которого и являлся Эдуардо. К тому времени Луис совершенно прекратил тренировки, сильно набрал вес, да так, что его шутливо стали называть не “Добле”, а “Трипле Анчо”. В состоянии сильной депрессии он собирался окончательно завязать с футболом, но Аньелли, а также одному из основателей “Ювентуса”, барону Маццонису удалось убедить его вернуться. И этот шаг оправдался на все сто.

 Позже в своих мемуарах Марко Скалья, тот самый скаут с “Сентенарио”, напишет, что это было многоходовочкой от самого Бенито Муссолини, который уже тогда наметил себе цель – сделать Италию чемпионом мира по футболу. Для этого в сборную хотели привлечь так называемых “Ориунди” – аргентинцев с итальянскими корнями. А так как игра Монти впечатлила Дуче, нельзя было допустить, чтобы знаменитый аргентинский костолом получил Кубок Чемпионов Мира, дабы не убить мотивацию выступать за Италию. Вместе с ним позже будут “натурализованы” Раймундо Орси и Энрике Гуаита.

Чтобы вернуть себе былую форму, Монти провел месяц изнуряющих тренировок. День Луисито начинался в 6 утра с утренней пробежки, которая даже для некоторых современных футболистов показалась бы марафонским забегом, отказался от передвижения на любых транспортных средствах кроме собственных ног, за что получил очередное прозвище “L′uomo che cammina” – в буквальном переводе “человек, который ходит пешком”, а также тренировался в несколько раз интенсивнее и больше своих новых, даже более молодых партнеров, которые, кстати, приняли его довольно тепло. Говорят, что именно нападающий туринцев Ренато Чезарини придумал пригласить Монти в Ювентус, пока его не увел генеральный клуб фашистской партии Италии “Лацио” из Рима.

Вскоре вся Италия увидела на поле прежнего “Буйвола Пампасов” – неутомимого, неуступчивого и жесткого с одной стороны, и невероятного техничного с другой: именно Монти был лучшим распасовщиком того “Ювентуса”, легко раздавая на тренировках и в играх передачи на 40-50 метров точно на ногу партнерам. Как итог – 4 подряд чемпионских титула, более двухсот матчей в составе “старой синьоры”, 19 голов, первый из которых был забит в легендарном матче с “Бари”, завершившимся со счетом 7:3.

 

Благодаря своей игре в составе “Юве”, Монти сумел сделать то, ради чего затевалось все это большое итальянское приключение – великий Витторио Поццо пригласил Луиса в сборную Италии, в которой тот дебютировал 27 ноября 1932 года в игре с Венгрией. Согласно правилам УЕФА тех лет, игроки могли переходить из одной сборной другую не менее чем через 3 года после смены места жительства. Но против методов Муссолини и его помощников не было приема - Италия не только получила право провести чемпионат мира у себя дома, но и с удовольствием нарушила все правила натурализации “ориунди”. После этого не победить на турнире итальянцы не имели ни права, ни возможности. Поговаривали, что Муссолини буквально приказал победить на чемпионате, угрожая игрокам и тренеру тюрьмой. На что Монти иронично заметил: «В Уругвае меня хотели убить, здесь хотят посадить. Не слишком ли много для одного человека?», так и не узнав, что оба факта в этой фразе – звенья одной и той же цепи.

 Конечно, Монти не мог сдать назад. Во-первых, ему бы просто не дали - у Италии попросту не было столь талантливого оборонца, а во-вторых у него была бешеная мотивация – вернуть себе ускользнувший из-под носа четыре года назад титул. Но для начала было необходимо пройти отборочный турнир: желающих попасть в финальную часть оказалось намного больше, чем в Уругвае – целых 32 заявки, поэтому от практики ручного формирования турнира отказались, а страну-хозяйку от участия в отборочном турнире тогда не освобождали. Итальянцы разгромили в первом матче мини-отбора сборную Греции, после чего “эллины” от ответного матча отказались. Команда Италии, проведя всего одну игру (та же Мексика в отборе провела целых четыре, проиграв лишь в последнем, и на турнир в итоге так и не попав), попала в финальную часть.

Решающий раунд было решено провести в формате “на выбывание”. 16 команд, отобравшихся в Италию, были разбиты на 8 пар, формирую таким образом стадию 1/8 финала. Подавляющее большинство команд – 12 – представляло Европу, действующий чемпион Уругвай бойкотировал турнир (месть за бойкот Италии чемпионата в 1930-ом), а Чили, Перу и Турция свои заявки на участие решили вовсе не подавать.

Хозяева стартовали матчем с командой, которая преградила путь упорным мексиканцам – сборной США. Счастье американцев было недолгим и Скуадра Адзурра во главе с Монти и Меаццей разбила соперников со счетом 7:1. Но уже следующий матч едва не обернулся катастрофой для итальянцев – им противостояла сборная Испании, ведомая будущим капитаном сборной Басконии Луисом Регейро, в первом раунде обыгравшая бразильцев. Тот матч итальянцы едва сумели свести вничью, проведя на поле изнуряющие 120 минут. Поскольку правила серии послематчевых пенальти в те времена не существовало, то уже на следующий день была назначена переигровка. Далась она командам тяжело: несмотря на ряд замен (у итальянцев ротировались четверо футболистов, а у Испании - целых семеро), команды ползали на поле как сонные мухи, едва держась на ногах.

На первый план в таком поединке вышли нервы и физическая готовность. Поэтому “буйвол” Луис Монти, игравший в той сборной роль связующего звена между защитой в лице прекрасного Мондзельо и нападением, которое олицетворял великий и ужасный

Меацца, стал ключевым игроком того противостояния. Исход матча же решил единственный точный выстрел Меаццы.

В полуфинале Италию поджидала знаменитая австрийская “Вундертим”, во главе с талантливейшим Маттиасом Шинделаржом по прозвищу “Бумажный”. И это после тяжелейшего противостояния с Испанией всего двумя днями ранее! Но Италия победила со счетом 1:0, Шинделарж, которого Монти весь матч опекал персонально по указанию Поццо, был смят, причем пресса была совершенно шокирована игрой Луиса – тот за всю игру не совершил ни одного фола.

Победа была добыта не без помощи судей, которые весь турнир по вполне понятным причинам старались оказывать хозяевам знаки внимания – в одном из эпизодов арбитр встречи Иван Эклунд, назначенный лично Муссолини, даже умудрился сыграть головой, отдав пас игроку итальянцев. Неудивительно, что на финальный матч назначили того же Эклунда, перед финалом получившим инструкции от Дуче в ходе личной беседы.

 Отдохнув неделю, Скуадра вышла на поле Stadio Nazionale del PNF (Национальный стадион Национальной фашистской партии) на финальный матч с командой Чехословакии. Это был один из самых драматичных финалов в истории чемпионатов мира – матч проходил в вязкой борьбе, но на 70-ой минуте чехи открыли счет благодаря удару Антонина Пуча. Тут же они должны были несколько раз укреплять свое преимущество, особенно если бы игрок чехословаков Соботка не попал в штангу ворот итальянцев. Но, как говорится, не забиваешь ты – забивают тебе, и Италия невероятным усилием воли на 81 минуте сравняла счет благодаря другому “Ориунди” Раймундо Орси. Игра перешла в дополнительное время, где на 95-ой минуте Адзурра забила гол совместными усилиями Меаццы, Гуаиты и Скьявио, как раз и нанесшего решающий удар. А сзади их прикрывал тот самый неутомимый Луис Фелипе Монти, который так и остался единственным футболистом в истории, игравшего в финалах чемпионатов Мира за две разные сборные.

Монти доиграл до 1939 года, закончив непосредственно перед Второй Мировой, потом тренировал несколько итальянских клубов (везде недолго и везде безуспешно), вернувшись в итоге домой в “Уракан”. Но привычка жестко себя вести не ушла вместе с игроцкой карьерой, в результате чего Монти в довольно откровенной форме раскритиковал руководство клуба, из-за чего был уволен и оттуда. Обидевшись на неуважение к себе как к легенде со стороны “ничтожных чиновников”, Луисито решил насовсем покочнить с футболом, поселившись в пригороде Буэнос-Айреса, поселке Эскобар. Там, вырастив большую цветочную оранжерею, он и ушел из жизни в возрасте 82 лет.