2 мин.

Беседы о культуре

Шпренгер и Инститорис в «Молоте ведьм» утверждают, что «центр силы дьявола сосредоточивается именно в чреслах людей»; в то же время, как гласит латинское изречение, «демон повсюду» (ubique daemon).

Дьявол является в двух ипостасях — как соблазнитель и как преследователь; в первом случае он принимает обманчиво привлекательный вид.

Голандец Эсе, доктор медицины, в 1644 выпустил книгу «Рассуждение о знаках одержимости»

Он перечисляет признаки одержимости дьяволом. Например, когда он ведет дурную жизнь.

Или когда он изрыгает хулу на Бога и часто поминает дьявола.

Когда он издает крики, свист и рычание подобно дикому зверю, птице или гаду.

Жак Фонтен  в «Рассуждении о знаках у колдунов и о подлинной одержимости» пишет, что овладев человеком, сатана обычно налагал на него свою печать, т.е. отмечал свою добычу каким-нибудь особенным знаком.

Но самый явный признак одержимости - когда человек заключил договор с дьяволом.

Святой Августин: «Все суеверия вырастают из гнусного соглашения людей и демонов, безнравственного договора о предательской дружбе, который следует отвергнуть по сути».

Договор обычно заключается на некоторый срок (в конце которого дьявол получает душу контрагента) и подразумевает – если судить по ставшим публичными текстам - большие деньги, возможность соблазнять самых красивых девушек, невероятную удачу и пр.