10 мин.

Сокол Саратов-2001. Часть вторая: Подобно фанере

Воздушные ямы

Стоило нам описать взлет Сокола ввысь и оставить команду во главе турнирной таблицы, как их полет был потревожен первой  чувствительной воздушной ямой. Прибыв в «Лужники» на матч очередного тура с Торпедо, саратовцы после матча внесли немалое недоумение в умы болельщиков.  После дальнего удара торпедовца Лухвича и ошибки Сметанина, счет стал 5:0 не в пользу лидера чемпионата. Усилиями Федькова саратовцы немного подкорректировали разницу (закончили в итоге феерическими 6:2), но поражение в четыре мяча для команды, возглавляющей турнирную таблицу, пусть и дебютанта, это все же унизительно. Разумеется особым резонансом в данной ситуации выглядел именно счет, само по себе поражение Сокола на фоне буксующих на старте грандов – Спартака и Локо, к сенсациям высшего разряда не относилось. Последний раз до этого Саратов пропускал 6 мячей 13 лет назад, в 1988 году ещё во второй союзной лиге от камышинского Текстильщика с Сергеем Павловым у руля и Наталушко в нападении. К слову, тогда тоже веселый матч получился: ведя к перерыву 3:0, во второй половине Сокол капитулировал шесть раз подряд. В 2001 году вдвойне комично было пропустить столько именно от московского Торпедо, которое на стыке веков приобрело репутацию апологета закрытого и незрелищного футбола. Единственный плюсом стала игра Федькова. Несмотря на полную несостоятельность партнеров, лидер бело-синих нанес четыре удара в створ, забил гол, заработал пенальти.

Матч года

Впрочем, времени на посыпание голов пеплом у Сокола не оставалось: четыре дня спустя волжанам предстоял главный матч сезона. Второй в истории команды полуфинал Кубка (первый – в 1967 году) с московским Локомотивом. 34 года назад саратовцы к моменту полуфинала прыгнули выше головы и в гостевом матче сдались на милость будущего победителя – московского Динамо с Яшиным и Численко. В 21 веке шансы были куда выше: во-первых, местом действия стал забитый саратовский «Локомотив», во-вторых соперник – московские железнодорожники – по традиции тяжело въезжали в сезон и в таблице располагались ниже хозяев. Начали в предсказуемом ключе: более мастеровитые москвичи владели инициативой, хозяева терпели, огрызались наскоками Федькова и терпеливо ждали шанса. В одном из эпизодов лишь длиннющая нога Чугайнова встала между пущенным Федьковым мячом и сеткой Локомотива, в следующий раз Нигматуллин выбил мяч на ногу Бавыкину, но тот пробил выше.

В концовке матча на первый план вышли сразу несколько экс-спартаковцев. Сначала Нигматуллин, проводящий на беду Сокола лучшие годы в карьере, парой сейвов привел в спокойствие задергавшуюся было линию обороны железнодорожников, потом вышедший на замену Бузникин в своем стиле изобразил в штрафной хозяев нечто среднее между полотерством и гопаком, наскочил на ногу Федотову и клюнул носом в газон. Пенальти за 15 минут до конца игры. Лоськов то ли вальяжен, то ли убийственно спокоен – мяч летит чуть в сторону от центра на удобной для голкипера высоте. Сменивший накуролесившего с Торпедо Сметанина Плотников выручает, Сёмин исходит криками на бровке, москвичи вновь начинают дергаться, а Саратов чувствует запах крови и бежит додавливать обмякших гостей.

На беду бело-синих на сцену выходит третий бывший красно-белый – Вадим Евсеев. К тому времени защитник уже находился в творческом поиске – всерьез корпел над посланием валлийскому народу и активно пробовал различные эффектные заготовки. Во всяком случае его гол в ворота Плотникова по исполнению был страсть как похож на будущий миллениумский (навес с фланга и мощный кивок евсеевской гривой),  а время, когда этот гол был забит (2 минута, добавленная к основному времени матча), получше всяких слов прояснило мнение Евсеева о перспективах Сокола в Кубке.

Это более ощутимый удар, чем «шестерка» от Торпедо. Ещё более мрачные мысли начинают лезть в голову саратовского саппорта в следующем матче на «Локомотиве». Со стартового свистка не проходит и минуты, а гости из Владикавказа уже ведут 1:0. Впрочем, тогдашней выездной Аланией всерьез напугать кого-то было сложно, Федьков откровенно глумится над опекающими его румынскими гастарбайтерами (гордым словом «легионер» называть присутствовавших тогда в Алании Григоре и Мирю язык не поворачивается), а под конец первой половины у гостей удаляется Кусов. Дубль Федькова (который вместе с Вязьмикиным вырывается в лидеры бомбардирской гонки – по 6 мячей) – и результат сделан. В концовочке Орбу с Балтиевым элегантно оформили всё «совсем хорошо» -4:1. Первая крупная победа на высшем уровне – и ещё один кратковременный спурт на острие  пелотона чемпионата. Но стартовый запал уж потерян, саратовцев бьют, держат, на них настраиваются. В следующих 5 матчах Сокол берет лишь два очка, а поражение от ЦСКА в Москве со счетом 0:4 отмечает пик второй «воздушной ямы». Первый круг Сокол, не сумевший дома одолеть уверенно идущих ко дну новороссийских моряков, заканчивает на 7 позиции. В начале сезона такой результат восприняли бы с торжеством, но за первую половину весны команда сама воспитала в собственных болельщиках и руководстве настоящих гурманов.

По сравнению с началом сезоне игра бело-синих здорово поблекла. Защита, и по началу  небезгрешная, порой частенько предстает совсем уж в неприглядном виде, вратари Сметанин и Плотников по очереди меняют друг друга после провалов, но в качестве игры не прибавляют, Геннадий Орбу, на зависть Рою Джонсу и де ла Хойе,  то снижает, то набирает вес с совершенно немыслимой скоростью, переломанный Дмитрий Кузнецов играет уже «на честном слове и на одном крыле». В команде три островка стабильности: Федьков, опытный Жидков, уверенно играющий на любой позиции в центре – от либеро до плеймейкера, да Балтиев, когда не находится в расположении сборной Казахстана. Нет стабильной пары у Федькова. Леонид Маркевич более техничен, по-игровому гибок, у Никитина другие плюсы – мощь, напористость и личная протекция главного саратовского бомбардира, на раз заявлявшего о том, что играть ему комфортнее именно с Михаилом. Впрочем, оба эти игрока атаки великолепны для первого дивизиона, а вот в «вышке» стабильно уже не тянут.

Трансферная жара

Перед летним перерывом Корешков по примеру своего приятеля из московского Спартака грозит игрокам «резкой мяса». Впрочем, обещания крови остаются по большому счету словами: команду покидают изредка попадающие в «старт» защитники Ширшаков и Коваль, да твердый лавочник Терещенко. А вот пополнение куда увлекательнее.

Удачная весна наполнила и без того высоко летающее саратовское руководство новыми амбициями. Транферы для Аяцкова и Пипия теперь не просто дело усиления состава, но и имиджевое дело. Громким покупкам быть – объявляют в Саратове. Первой ласточкой становится Джафар Ирисметов, ещё по весне выступавший в Лиге чемпионов. Романцев, разочаровавшийся в узбеке,  не против уступить форварда Соколу, но сам Джафар не хочет терять в зарплате. Платить Ирисметову столько, сколько он получал в составе ещё восьмикратных,  в Соколе не желают и трансфер срывается. Правда, из рядов красно-белых Корешков все же игрока получает. Дмитрий Бугаков, не сумевший убедить столичную публику, возвращается в родные пенаты.

А вскоре подъезжают и два игрока сборной России, правда, с приставкой «экс». Надо сказать, что в тот год люди, имевшие в биографии матчи за сборную, были крайне ходовым товаром, особенно в силящейся приобрести новый статус футбольной провинции, и активно этим пользовались, торгуя своим прошлым на рынке. Судите сами: Тихонов, Радимов  и Бушманов – в Самаре, Кечинов – в Раменском, Цымбаларь – в Махачкале. На долю Саратова пришлись Алексей Косолапов и Олег Веретенников. Бывший лидер середины поля железнодорожников, вернулся из Израиля в родной клуб, но выше дубля уже подняться не смог. А трансфер лучшего бомбардира в истории чемпионатов России и вовсе смахивало на бомбу. Да, за два года в Греции и Бельгии Олег гораздо больше потерял, чем нашел, да, было очевидно, что Веретенникова волгоградского образца увидеть уже вряд ли когда удастся, но, тем не менее, он все ещё не стар (31 год) и с течением времени не утратил главных своих навыков – удара с левой и  работоспособности. Голеадора хотели видеть у себя по меньшей мере половина клубов «вышки», а оказался он в Саратове. Опять же, чем не свидетельство динамического роста клубной инфраструктуры и серьезности намерений саратовский властей по постройке суперклуба местного масштаба.

 

Два экс-игрока сборной страны - в Соколе

Активно просматриваются легионеры, в основном балканцы. Бывший нападающий сербской молодежки Марко Йованович (не путать с Миланом!) тренерский штаб не устроил, в дальнейшем этот нападающий мелькнет в одесском Черноморце. Вместо него из греческого Панилиакоса взяли сербского защитника Срджана Пецеля, три года назад уже приезжавшего на Волгу (в составе Црвены Звезды он выбивал из КУЕФА волгоградский Ротор), а из турецкого Бурсаспора – боснийского хава Сенада Репуха. Есть первые в истории Саратова легионеры из дальнего зарубежья!

По иронии судьбы (хотя судьба-то здесь и не причем вовсе), весной Сокол на рынке больше потерял, чем приобрел (по крайней мере по именам), но выдал абсолютно феерический старт, а летом звонкие и недешевые покупки не привели к сколько-нибудь заметному результату.

Летние переходы в Соколе-2001

Несбывшиеся мечты

Первый матч второго круга Ротор – Сокол интересовал не столько соперничеством самих команд, сколько противостоянием  Волгоград – Веретенников. В первом же матче за Сокол бомбардир вышел против главного клуба в карьере, на чьем автобусе красовалось изображение новоявленного саратовца, в городе, где прошли его лучшие годы. Олег выглядел неплохо, но голы забивали Бавыкин и Балтиев, оба раза при непосредственном содействии Федькова. Веретенников получил свою порцию оваций  от боготворящих его трибун, Сокол взял три очка, Волгоград остался в зоне вылета.

Первый матч после возвращения в Россию лучший российский бомбардир провел против главного клуба своей жизни

Неделю спустя Веретенников ещё заявит о себе, в привычном стиле вгонит круглого в девятку ворот ростовчан пушечным ударом со штрафного, но этот гол так и останется одним из светлых эпизодов выступлений Олега в Саратове. Попав в команду, не «заточенную» под него, где он являлся не системообразующим игроком, а лишь определенной деталью игрового механизма, Веретенников ясно показал, почему в принципе не мог заиграть за границей. Ограниченность диапазона действий Олега на поле, вкупе с нелучшими физическими кондициями, прибавляла Корешкову головной боли. С одной стороны, за трансфер Веретенникова были уплачены довольно серьезные по бюджетным меркам деньги и держать игрока на лавке были для Корешкова недопустимым, с другой, выходя на поле, ветеран на только занимал место в старте, он выдавливал на фланг главное, пожалуй, открытие Сокола-2001 – молодого Руслана Балтиева. На фланге казахстанец, не отличавшийся выносливостью, чувствовал себя не вполне уверенно, часто сваливался в любимый центр,  терял позицию. Некоторый спад в игре Балтиева во втором круге не в последнюю очередь был связан с приходом в клуб Веретенникова. С середины августа по конец сентября Сокол проиграл в чемпионате  5 матчей подряд, 4 из них - непосредственным конкурентам за места в верхней части таблицы (Крыльям -0:1, Торпедо – 0:2, Спартаку - 2:4, Локомотиву - 0:3), после чего все разговоры о еврокубках стали смешными, а весенний гандикап позволял расслабленно почивать в турнирном болоте.

Единственный раз, когда о Соколе осенью 2001 года упоминали в контексте борьбы за медали, была игра в Саратове с Зенитом, удар Кержакова позволил питерцам вырвать победу, а с ней и бронзу чемпионата.

27 октября, в предпоследнем туре, Федьков делает дубль в Новороссийске (победа Сокола 3:1) и впервые с лета врывается в тройку лучших бомбардиров первенства, опережая Кириченко и Обиору. Забив в добавленное к чемпионату время Спартаку, нигериец волжского бомбардира в последнем туре таки достанет.

Итоговое 8-ое место в чемпионате признается результатом удовлетворительным, хотя, что скрывать контраст с первым этапом чемпионата получился обескураживающим.

Одновременно с первыми морозами слышны и первые тревожные звоночки. Президент клуба Роман Пипия, неудовлетворенный долей участия областного бюджета в финансировании команды, заявляет, что не способен в одиночку тянуть команду «вышки» и выходит из состава дирекции клуба. Усилиями Аяцкова Пипия принуждается к дальнейшему финансированию Сокола, но контуры будущих проблем обозначены – очередь из желающих вбухивать в клуб деньги не выстраивается.  

В следующей статье подведем итоги выступления Сокола в сезоне-2001: тактика, статистика, рекорды и антирекорды, рейтинги лучших/ худших.