6 мин.

«Знай мы, что ситуация настолько серьёзная, прекратили бы играть». О трагедии Антонио Пуэрты

Часовня в центре Севильи. Проходит церемония прощания с Пуэртой. Гроб, окружённый свечами, накрыт флагами Испании и родного клуба Антонио. Лицо президента «Севильи» Хосе-Марии дель Нидо выражает скорбь. Он обнимает по очереди родственников футболиста. Возле фото Антонио написано от руки «Te queremos» («Мы тебя любим»). Между венками стоят его изображения. Среди снимков один возвышается: где игрок радуется своему голу в ворота «Шальке 04» в Кубке УЕФА.

                                                                ***

1

За это фото Хосе Рока из газеты «El Periodico de Catalunya» получил специальный приз на премии испанских журналистов. Репортёр поймал в объектив мгновение: Пуэрта целует кулак, едва сдерживая слёзы и празднуя гол - только что он вывел команду в финал безумным ударом с левой в дальний угол. В момент взятия ворот севильцы прыгали от счастья. Только тренер Хуанде Рамос успокаивал помощников и запасных, боясь сглазить. Но волновался зря. Испанский клуб дожал немцев. А вскоре забрал трофей.

Позже, в 2016-ом, андалусийцы выиграли Лигу Европы и защитник Даниэл Каррису сказал в интервью: «Посвящаем победу тебе, Антонио. Знаю, ты слышишь и, даже находясь там, приносишь нам удачу».

                                                            ***   

Водитель медленно жмёт на газ, и катафалк с гробом трогается, покидая парковку возле часовни. Чёрный «Мерседес» в сопровождении эскорта полицейских подъезжает к «Рамон Санчес Писхуан». Рядом тормозит автобус с игроками и руководством «Севильи».

Напротив стадиона скопилось полно людей. Они провожают траурную процессию аплодисментами и распевают фамилию того, кого больше не увидят.

Спустившись из автобуса, на стадион шагают все из «Севильи». Хуанде Рамос с поникшей головой. Непривычно мрачный Дани Алвес. Вратарь Андрес Палоп, который во время матча с «Хетафе» был ближе всех к сваленному первым инфарктом Антонио…  «Нам следовало бы ценить больше то, что имеем, - успевает заметить журналистам президент клуба, - мы потеряли невероятную левую ногу Пуэрты, которая изменила наши жизни».

Автобус пустеет. Прощание в городе продолжается. В головах не даёт покоя вопрос, отражённый в заголовке свежей «Marca»: «Почему?». Там же вспоминаются слова бывшего тренера «Севильи» Хоакина Капарроса, произнесённые при жизни молодого спортсмена: «Вот увидите, Пуэрта станет игроком основы сборной Испании».

   

bc

                                                            ***

Андреас Хинкель из «Севильи» вспоминал в одном интервью матч, когда Антонио не стало: «Ничего не предвещало беды. После потери сознания он даже смог встать и добраться до раздевалки. Знай мы, что ситуация настолько серьёзная, прекратили бы играть. Просто не верится». Вдруг случился второй приступ, и Антонио доставили в больницу. Надежда оставалась. На первую полосу ближайшей «Marca» поместили фразу: «Мы все - с Пуэртой».   

vfrca

Грустно, что история с инфарктами повторяется. На Рождество 1973-го «Севилья» играла с «Понтеведрой». Педро Беррьезо, выступавший за андалусийцев, рухнул на газон и больше не открывал глаза. Его вдова была беременна. Супруга Антонио Пуэрты тоже ждала ребёнка. Игроков объединяет и другой факт: у обоих случались обмороки на тренировках.  

Особенно прочувствовал, как надо было ценить Пуэрту, футболист испанской «Саламанки» Мигель Гарсия. В игре против «Бетиса» его хватил сердечный приступ. Дикая боль, свет прожекторов расплывается, падение, темнота. Медики команд объединились, чтобы жизнь не прервалась. Достали дефибриллятор: «Разряд! Ещё разряд! Твою мать, нет!».

На 25 секунд Мигель погрузился в клиническую смерть, но его вытащили. Он говорил потом репортёрам «Marca»: «Я видел свет. Но он был далёким и быстро погас. Я очнулся. Вокруг -стадион, доктора, рядом носилки, все улыбаются, обнимают меня, треплют по голове. Гремят аплодисменты. А я ничего не помнил. И говорю такой - «А чего случилось-то?». Потом меня положили в госпиталь, прописали покой. Но какие-то журналисты, переодетые врачами, нарушили тишину палаты и вломились, чтобы понаделать фото». После кардиологи настояли: «Завязывай со спортом». Сейчас Гарсиа счастлив. Работает в фирме отца. Иногда пьёт таблетки и обследуется.

На стадионе врач «Саламанки» доставал друга с того света, используя самостоятельно купленный за 1500 евро дефибриллятор (после смерти Пуэрты вышло постановление, что этот прибор рекомендуется иметь футбольным медбригадам). После приступа Мигеля Гарсии аппаратура, способная спасти сердечников, стала обязательным требованием. Когда ушёл Антонио, Андалусская федерация футбола провела проверки здоровья в местных клубах. Мигель тогда выступал за «Кадис» и услышал от кардиолога: «Даже лёгкой аритмии нет. Ты здоров». Кто мог подумать о скорой клинической смерти?

                                                             ***  

Ночь в Севилье проходит беспокойно. Стало совсем темно. Финальная фаза прощания с Антонио перед похоронами. Никто в городе не может уснуть. Стадион переполнен. На огромном дисплее крутят видео его голов. К «Рамон Санчес Писхуан» несут цветы и свечи. Возле них лежат шарфы «Бетиса» и «Севильи». Болельщики обоих клубов смешались в толпе и скандируют фамилию ушедшего.

be

                                                             ***     

В документальном фильме «Ultras World on tour» ведущий спросил фанатов «Бетиса» об отношении к клубу «Севилья». Последовал быстрый ответ без раздумий: «Мы испытываем ненависть. Ни малейших позитивных эмоций».  

В начале 2017-го Национальная Комиссия по борьбе с насилием признала максимальный уровень опасности намечавшегося дерби Севильяно. Политики, начальники силовых структур и чиновники спортивных федераций на заседании сошлись во мнении, что в день матча нужно будет 500 силовиков, чтобы поддерживать порядок на стадионе «Бенито Вильямарин».

Без раненых дерби не обходятся. В сезоне 1982-83 футболисты устроили массовую драку на газоне. В другом матче фанат выбежал на поле и напал на вратаря бетикос Тони Пратса. А в 2007-ом Хуанде Рамос получил сотрясение мозга: кто-то с трибун запустил ему в голову бутылку во время побоища фанатов севильских команд.

После очередного дерби вице-президент «Севильи» Хосе Кастро сказал СМИ: «В VIP-ложе главу нашего клуба толкнул племянник экс-начальника «Бетиса». Наш президент чуть не свалился с лестницы». Днём позже газетчики опубликовали ответ представителей «Бетиса»: «Враньё! Президент «Севильи» начал толкаться первым».   

Прошло время, и президенты клубов пожали друг другу руки. Хосе-Мария дель Нидо сказал, что матчи с «Бетисом» после трагедии стали проходить спокойнее. А фанаты враждующих коллективов на прощании с Пуэртой вместе плакали, хлопали и скандировали лишь одну фамилию.

Во встрече «Севильи» и «Атлетико» ультрас мадридцев выкрикивали оскорбления в адрес умершего. Руководитель столичного клуба Энрике Сересо извинился после матча: «Прошу прощения у семьи Антонио. Было больно слышать ругательства по отношению к большому спортсмену. Эти люди к футболу не имеют отношения. Мы можем бороться на поле, но в жизни есть вещи, которые превыше всего».

ge

                                                              ***

Траурные церемонии и похороны заканчиваются. Севилья проводила игрока в последний путь. Они были уверены, что память об Антонио останется. Позже так и произойдёт.

Друга в команде не забывают. Каждый год организуют мемориальный турнир. Назвали его именем улицу. Установили памятник, к которому возлагают цветы. В его честь проводят молитвенные службы. Клуб создал детскую футбольную школу Пуэрты.

Фредерик Кануте организовал благотворительный матч «Чемпионы для Африки» (собранные деньги пошли в его фонд помощи детям Мали, организацию поддерживает ЮНИСЕФ и «Севилья»). Часть средств помогали воплотить проект нападающего - строительство в столице африканской страны «Города детства». В этом центре - приют для сирот, больница, школа. Матч посвящался Пуэрте и собрал полный «Рамон Санчес Писхуан».

В интервью Кануте сказал: «Это был добродушный и отзывчивый человек. Прощай, друг! Мы тебя никогда не забудем».