9 мин.

Золотой Петербург

Закладывая Петропавловскую крепость в 1703 году, вряд ли Петр I предполагал, что его прорубленному окну в Европу вскоре предстоит стать центром российского вольнодумства и государственных переворотов. К 21 веку эта загадочная колыбель революций успела примерить на себе ряд разношерстных статусов: в бурные 90-е Питер считался криминальной столицей России; по сей день ему принадлежит статус столицы культурной. Здесь зарождались и погибали социально-политические течения, поднимали восстание декабристы, попадали под расстрел рабочие в «кровавое воскресенье». Классики описывали этот город по-разному: от мрачно-депрессивных пейзажей Достоевского до восторженных строф Пушкина. В 2010 году Питер получил еще один статус – он стал футбольной столицей России.

По какому-то мистическому совпадению именно «Зенит», как никто другой, полностью соответствует городу, в котором он базируется: как Питер считается городом трех революций, так и «Зенит» можно назвать клубом с революционным для нашей страны мышлением. Никто в России не способен зарабатывать столько, сколько питерцы, которые приблизились по этому показателю к серьезным европейским клубам. Ни в одном другом городе не наблюдается такого ажиотажа вокруг своей команды, а стадион не забивается под завязку регулярно. И вот загадка: только в «Зените» иностранные тренеры легко приживаются и дают результат. Как в свое время царь Петр привозил на берега Невы итальянцев и французов для строительства города, так и руководство «Зенита» раз за разом привлекает зарубежных специалистов для строительства команды европейского уровня.

В августе 2009 года Дик Адвокат был отправлен в отставку. Исполняющим обязанности главного тренера «Зенита» стал Анатолий Давыдов, уже успевший потренировать питерский коллектив в конце 90-х. И дальше произошло то, что можно назвать феноменом тренерских перестановок: под руководством Давыдова «Зенит» совершил прыжок на пьедестал, обойдя всех своих соперников, еще летом опережавших питерцев в турнирной таблице. Казалось бы: вот он – новый тренер, доказавший свою профпригодность и способность добиваться результата; убирай пресловутые «и.о.» из должности – и вопрос закрыт. Наверное, во многих других клубах, где тренерская эстафета передается чуть ли не по монархическому принципу кровного родства, так бы и поступили. Но руководство «Зенита» дало понять: ведется поиск иностранного специалиста с именем. Так, после чеха Властимила Петржелы и голландца Дика Адвоката на берега Невы пожаловал итальянец Лучано Спаллетти.

Заслуги синьора Спаллетти в чемпионстве «Зенита» невозможно переоценить. Приняв команду, итальянец скрылся на пару месяцев на предсезонных сборах. Именно в это время начала формироваться новая команда с совершенно иным, не изученным ранее стилем игры. Спаллетти, как это принято, приехал не один. Вместе с ним в тренерский штаб влились Бартолли – тренер по физподготовке, Доминикини – тренер по технике, Бальдини – тренер, отвечающий за оборону. Заслуги последнего сопоставимы с заслугами самого Спаллетти – более привлекательной игры в обороне «Зенит» не демонстрировал еще никогда. Футболисты рассказывали, что для игроков разных амплуа были подготовлены разные упражнения; более того, зачастую игроки атаки тренировались отдельно от игроков обороны. Вторые под руководством Бальдини изучали тактические нюансы при защите собственных ворот. На этом, впрочем, нововведения Спаллетти не ограничились.

С приходом итальянского штаба футболисты испытывали какую-то настороженность – что, впрочем, вполне себе объяснимое ощущение. Так бывает, когда переворачивается одна страничка истории, а на следующей – пустота, которую именно тебе предстоит заполнить. Чеканить будущие победы Спаллетти принялся усердно: две тренировки в день, работа, работа и еще раз работа над тактикой. Виктор Файзулин прокомментировал первые дни работы с новым тренером так: «Тактикой мы за первые три дня сбора занимались больше, чем за три года с Адвокатом». В отличие от тренировок Адвоката, которые проходили только один раз в день, при Спаллетти игроки дважды в сутки работали над физикой и техникой, выполняя огромное количество упражнений и перенося небывалые, по словам игроков, нагрузки. Особое внимание уделялось работе с защитниками, организации игры и исполнению стандартных положений. Розыгрыш углового, когда мяч хитро разыгрывался, минуя внимание соперников, стал одной из самых интересных фишек «Зенита» в прошлом году. По реализации стандартных положений питерская команда стала лучшей.

«Зенит» Петржелы был безбашенным, по-юношески задорным и азартным, «Зенит» Адвоката – остроатакующим и зрелищным. «Зенит» Спаллетти стал мудрым и прагматичным. Итальянский специалист признавался, что никогда не остается довольным, если команда пропускает голы. Как и для любого итальянского тренера, для Спаллетти было важно выстроить предельно организованную оборону. Он не брезговал счетом 1-0 и никогда не выражал своего негодования по поводу отсутствия зрелищности в командной игре «Зенита». При Спаллетти игроки стали играть строже по позиции, теперь крайние защитники не могли себе позволить регулярного подключения к атакам. Если один крайний защитник уходил вперед, то другой обязательно оставался в обороне. «Зенит» стал играть более компактно, где акцент делался как на позиционные атаки, так и на контратакующие действия. Кержаков перестал играть роль вытянутого вперед нападающего, а стал больше заниматься черновой работой, открывая простор для игроков группы атаки – Быстрова, Лазовича, Данни и других.

Этих «других» было много. Еще одна отличительная черта в работе Спаллетти – идеальная ротация состава. Приехав в «Зенит», итальянец сразу дал понять всем игрокам, что все находятся в равных условиях; для него нет любимчиков, соотечественников, ветеранов, звезд и юнцов – все будут играть, если докажут свою необходимость команде на тренировках. Если при Адвокате угадать стартовый состав можно было еще за 10 дней до матча, то при Спаллетти такое провидение стало невозможным в принципе. На одну игру он выпускал Широкова, а на другую – Семака. Он постоянно менял связки защитников, причем как центральных, так и крайних. При Спаллетти новыми цветами засиял Широков, ставший одним из лучших игроков минувшего сезона и вернувшийся в сборную. Максим Канунников и Алексей Ионов также не были обделены игровой практикой. Сами игроки признавались, что стали чувствовать какую-то уверенность, свою значимость для команды, в составе которой они в любой момент могли появиться на поле в лазурной, как любит говорить Геннадий Орлов, форме.

Семейная обстановка, созданная синьором Спаллетти, – еще одна особенность чемпионской команды. Владислав Радимов в своем блоге отзывается о главном тренере как о безумно тактичном, интеллигентном, мыслящем, общительном человеке. Дескать, может подойти поговорить, что-то спросить, что-то посоветовать. После победы в Кубке России Спаллетти подарил всем игрокам золотые кулончики с их игровыми номерами. После каждой новой игры он мог ночами просиживать за монитором, изучая запись матча и делая какие-то пометки для себя и игроков. Сумасшедший трудоголик, как назвал его Владислав Радимов, по деталям разбирал каждый матч, расщеплял эпизоды на атомы, рекомендовал игрокам, как следует поступить в следующий раз в аналогичной ситуации. Каждый раз после вспыхнувшего конфликта Спаллетти выступал в качестве пожарного: он всегда становился на сторону своих игроков, даже в тех ситуациях, когда неправота его подопечного не вызывала сомнений.

В 2010 году у «Зенита» не было соперников, кроме него самого. Вероятно, игра питерцев была не столь яркой, как у ЦСКА, однако осенью будущие чемпионы добавили и в этом компоненте: они стали много пропускать, но забивать начали еще больше. Великолепный сезон «Зенита» был омрачен вылетом из Лиги чемпионов. Особо назойливые брюзги разглядели в этом поражении истинный уровень самого питерского клуба – дескать, в Европе, где адекватное судейство и соперники не ложатся под «Газпром», даже скромный «Осер» указал нашему гранду его настоящее место. Конечно, воспринимать всерьез эмоциональный болельщицкий бред стоит лишь тогда, когда ты сам таковым являешься. На самом деле, причина спада в игре «Зенита» в августе-сентябре лежит в функциональном состоянии команды. Вторые таймы в эти месяцы «Зенит» доигрывал с трудом, еле-еле передвигаясь по полю. Трагедия заключалась не в том, что клуб попал в функциональную яму – туда почти все попадают на протяжении года, это очень даже естественно. Суть трагедии в другом – в том, что в функциональную яму команда попала именно на этом важнейшем отрезке сезона.

Затем был проигран принципиальный матч со «Спартаком», после – с ЦСКА – именно в этой игре «Зенит» мог оформить чемпионство. И вот тогда общественность вспомнила, что у великого тактика и просто топ-тренера в карьере, оказывается, нет ни одного выигранного чемпионата. (Жозе Моуринью как-то даже дал Спаллетти прозвище «zero tituli».) А комментатор Sky Sports рассказывал, что в Италии у экс-наставника «Ромы» репутация тренера, который проигрывает самые важные матчи. Отчасти это подтвердилось и в России. Однако общую победу Спаллетти все же одержал – «Зенит» не просто уверенно и безоговорочно выиграл золото чемпионата (а затем, к слову, взял максимум очков в группе Лиги Европы), но и продемонстрировал феноменальную тактическую оснащенность. Сами игроки питерской команды признавались, что при Спаллетти они стали по-футбольному мудрее.

Однако «Зенит» Спаллетти еще не стал для российского футбола чем-то грандиозным, исторически обособленным, каким были «Спартак» Романцева, «Локомотив» Семина или ЦСКА Газзаева. Хочется верить, что Спаллетти останется в «Зените» надолго – жалко терять ту частичку мудрости, которую итальянец привез с собой из далекой Италии. Сам итальянец пока видит себя только в «Зените», в чем признавался регулярно на протяжении года. А еще он видит себя… в сборной России, потренировать которую, по его словам, ему было бы интересно. За время своей работы в «Зените» Лучано полюбил Санкт-Петербург и никогда не скрывал своего теплого отношения к нашей стране. «За год в России я не только приобрел важный опыт, но и влюбился в вашу страну, ее культуру», – однажды признался Спаллетти в своем интервью. За один год ему удалось слепить команду заново, переломив ее философию игры. Он напрочь разрушил посеянный отечественными специалистами миф, что команду надо строить годами. Спаллетти на это хватило, по сути, одного межсезонья. Сейчас он живет в премьер-лиге, облагораживая ее и делясь опытом и мудростью. И он уже знает, чем займется потом, когда премьер-лигу он все же покинет.

«Вообще Сибирь меня притягивает. Перед тем, как уехать из России, обязательно хочу целенаправленно туда поехать, посмотреть, как живут в Сибири простые люди. Думаю, настоящую деревенскую жизнь – такую, как та, к которой я привык, – можно найти именно там».

Ко всем человеческим и профессиональным качествам Спаллетти можно добавить его уважительное отношение ко всем участникам футбольного процесса – к болельщикам, игрокам, соперникам. В характере итальянца сложно обнаружить какую-то эпатажность, свойственную Карпину, или высокомерие, которым отличается другой Валерий Георгиевич нашего футбола. Спаллетти неоднократно адресовал комплименты в адрес российского чемпионата, проводя параллели с Серией А. И в этих словах проскальзывает какая-то искренность, а не просто банальная дипломатичность. «Зенит» научился уважать своих соперников, подходя к каждому следующему матчу с необходимым настроем. Без этого настроя и уважения к сопернику вряд ли питерцы проиграли бы всего 3 раза за весь 2010 год.

«Можно быть гордым, будучи журналистом или фанатом, но, когда ты работаешь в футболе, эту гордыню нужно отметать. Просто потому, что можно очень легко выбить себе зубы, гордо задрав голову и налетев на стенку. И потом, если команда допустит осечку, журналисты и фанаты будут много нехороших вещей писать и говорить. Мы не хотим допускать осечек и не собираемся выбивать себе зубы».

Вот такой он – синьор Спаллетти. Таков он – Золотой Петербург.

Это был последний текст первой, лирико-аналитической, части сериала «премьер-лига 2010». Все статьи можно прочитать, перейдя по ссылкам, указанным ниже. Дальше в режиме нон-стоп будет написана и опубликована вторая, статистико-аналитическая, часть. До 10 февраля постараюсь все разобрать. Подписывайтесь!

Следить за обновлениями