9 мин.

Анти-Дюков

 

 

Президент питерского "Зенита" Александр Дюков - большой человек в футболе. А особенностью российского общества является то, что большие люди не делают маленьких и незначительных заявлений. Всё, что они говорят, значимо и принципиально.

Особенно, если это слова президента клуба-чемпиона и клуба-олигарха. Потому что, хотим мы того или нет, но именно флагман задаёт направление всей нашей футбольной эскадре.

В интервью, которое гражданин Дюков дал PROспорту, есть несколько важных моментов, на которые нельзя не обратить внимания.

О скромности и стеснительности

Корр.: -  Можете ли вы обнародовать бюджет «Зенита» в 2010 году? Во сколько вам обошлось чемпионство?

Дюков: — Мы готовы это сделать вместе с другими клубами.

Корр.: — ЦСКА оглашает бюджет каждую весну. Сделать это вместе с ним вы готовы?

Дюков: — Логично, когда это сделают все клубы.

Любопытно, не правда ли? Тот же Дюков неоднократно говорил, да и в интервью подтверждает, что "Зенит" - самый успешный в плане заработков в клуб. Так почему бы ему не обнародовать бюджет, дабы показать грамотное управление во всей красе? Но "Зенит" почему-то кивает на других. С чего бы это? Ведь питерская команда в своих спортивных целях не оглядывается, скажем, на "Ростов" или "Крылья", так почему в этом вопросе такая скромность?

Это, сами понимаете, начинает зарождать сомнения в искренности слов президента.

Жизнь из окна автомобиля

Продолжим бюджетную тему.

Дюков: Что касается выводов, которые можно будет сделать относительно размеров бюджетов российских клубов — являются ли они чрезмерными или недостаточными, — отвечу так: если мы ставим перед собой задачу иметь сильный чемпионат и успешно выступать в европейских турнирах, то российские клубы имеют явно недостаточные бюджеты для решения этих задач. Только с годовыми бюджетами в 120–150 млн евро можно рассчитывать не на случайный, эпизодический, а на системный, регулярный успех.

Вот тут, извините, но гражданину президенту явно изменяет чувство меры. Я не против бюджетов российских клубов в 120-150 миллионов евро. Но при этом неплохо бы помнить,что жизнь в стране протекает не только в офисе "Газпрома" и на базе "Зенита". И в ней, в этой жизни, есть колоссальное количество проблем, которые несколько важнее создания чемпионата с клубами, меряющими бюджеты в подобных цифрах. И неплохо бы не забывать, что корпорация, являющаяся владельцем "Зенита" - это отнюдь не частная лавочка. Ко всему прочему, "Газпром" не на нанотехнологиях зарабатывает, поэтому чрезмерная активность в переводе природных богатств страны на добывание евротрофеев в нынешних условиях смотрится как брейк-данс на поминках. Оригинально, но, мягко говоря, спорно.

В общем, хотелось бы пожелать руководителям ведущих российских клубов, чтобы они свои устремления в отношении бюджетов соизмеряли с реалиями страны. А то, как говорил незабвенный товарищ Саахов, "ты жизнь видишь только из окна моего персонального автомобиля".

Что рекламирует "Газпром"?

И ещё о бюджете и доходах клуба:

Дюков: - В следующем году без учета доходов от трансферов, поступлений от группы «Газпром» и премиальных УЕФА мы планируем заработать более $60 млн. Как вы понимаете, рекламно-спонсорское пространство, которое выделяется «Газпрому», является основным.

Мне вот что интересно - а деньги за рекламу "Газпрома" президент клуба уже не считает поступлениями от "Газпрома"? Кстати, сама реклама "Газпрома" меня весьма забавляет. Ведь что призвана делать реклама? Вызывать у населения желание приобрести тот или иной товар. А что должна вызывать реклама "Газпрома"? Бежать в магазин за газовым баллоном? Купить себе кусок газопровода? Или срочно потребовать, чтобы тебе повысили цены на газоснабжение?

Как хотите, но для меня это тайна.

О доходной атрибутике

Вот ещё любопытный вопрос:

Корр.: - В этом году «Зенит» открыл роскошный магазин на Невском проспекте. Сколько клубу приносит мерчандайзинг?

Дюков: — В этом году выручка от продажи атрибутики составила 320 млн руб. По ходу этого сезона мы открывали новые магазины и готовили новую коллекцию, поэтому планируем в следующем году увеличить выручку до 520–530 млн руб.

320 миллионов рублей на атрибутике - цифра впечатляющая. Не говоря уж про полмиллиарда. То есть каждый житель Петербурга от младенцев до престарелых потратил в 2010 году на клубную атрибутику что-то около 70 рублей. Вроде бы для города, помешанного на одной команде, нормально. Но получается, что закупается атрибутикой население исключительно в фирменных магазинах, и такое понятие, как "пиратство", в городе на Неве отсутствует. Остаётся предположить, что Питер - это своеобразный заповедник идеального мироустройства, не характерного для всей остальной страны. Или что Дюков чего-то недоговаривает.

Как продать "осетрину второй свежести"?

И опять о деньгах. Теперь телевизионных.

Корр.: - В этом году было сыграно несколько договорных матчей, причем некоторые — с особым цинизмом. Как за такой чемпионат можно платить больше?

Дюков: — Все взаимозависимо. Сейчас футбольные клубы делят 17 млн евро, и место, занятое клубом — 7-е или 11-е, — на финансовый результат не влияет. Для клубов важно победить в чемпионате, попасть в зону еврокубков или не вылететь в первый дивизион. Поэтому для ряда команд чемпионат продолжается только до 22–23-го тура, потом эти команды, набрав комфортное количество очков, теряют турнирную мотивацию и живут своей жизнью. Когда призовой фонд вырастет, когда разница между 7-м и 11-м местом будет равняться, скажем, миллионам пяти долларов или евро, количество странных матчей сократится в разы. Понятно, что с этим явлением нужно бороться всеми методами. Но вот такой экономический стимул представляется очень даже эффективным.

Вроде гражданин Дюков говорит правильные вещи, но вывод довольно странный. Получается, когда футболистам за телеправа станут платить ещё больше, они сразу станут на порядок честнее. Логика примерно такая - это мясо дурно пахнет, но если вы заплатите за него завышенную цену, оно немедленно посвежеет и повысит своё качество.

А я-то по наивности полагал, что цена растёт, когда на качественный товар есть устойчивый спрос. Оказывается, мы должны поверить,что российская футбольная "осетрина второй свежести" сразу станет классным продуктом, если за неё платить как в Турции. Вообще-то в России про такой подход говорили "ставить телегу впереди лошади".

Про то, как "Зениту" не благоволят

Корр.: Как часто вам приходится слышать упреки в том, что у «Зенита» есть административный ресурс?

Дюков: — Что вы подразумеваете под административным ресурсом?

Корр.: — То, что клубу благоволят те, кто управляет российским футболом, да и российским государством тоже.

Дюков: — И к чему же это приводит?

Корр.: - Например, не все поняли, почему КДК чересчур долго рассматривал инцидент в матче со «Спартаком», дал Денисову принять участие в двух важных матчах и только потом дисквалифицировал его на четыре игры.

Дюков: — А где здесь административный ресурс? Если бы он был, то это дело или не рассматривалось бы вообще, или его рассмотрение закончилось бы каким-то незначительным денежным штрафом. Мне кажется, что это вообще как раз тот случай, когда «Зенит» был выбран в качестве примерно наказуемого. Комитету по этике было важно громко заявить о себе, так как это было практически их первое дело. Но это был далеко не первый случай проявления эмоций на поле и за его пределами. Были и другие конфликтные ситуации с участием, к примеру, главных тренеров команд премьер-лиги. Разве они наносили меньше ущерба репутации российского футбола? Однако те случаи не стали предметом рассмотрения на заседании Комитета по этике. А конфликт Карпина и Денисова стал. И решение за одинаковый в принципе проступок принято явно не в пользу «Зенита». Мы считаем так: конфликт был, Денисов повел себя некорректно и должен быть наказан. Но наказание в виде дисквалификации на четыре игры, на мой взгляд, неоправданно жесткое. Игорь поступил эмоционально, но футбол и есть эмоциональная игра. Было бы гораздо хуже, если бы на поле выходили 22 безразличных к результату футболиста. Получается, что за откидку мяча Денисова наказали дисквалификацией на четыре матча! В теннисе игроки тоже проявляют эмоции, откидывая мячи, ломая ракетки, но никому не приходит в голову лишать теннисистов права участвовать в турнирах, а ограничиваются штрафами. А то, что вопрос так долго рассматривался комитетом, — значит, такой регламент. Где здесь административный ресурс? В чем еще он мог проявиться в этом сезоне? В судействе? Но вспомните, во втором туре «Спартак» забивает нам из вне игры, в Петербурге ЦСКА забивает нам второй гол, который нельзя было засчитывать. Да, были ошибки и в нашу пользу. Но не было никакой целенаправленной работы — ни с нашей стороны, ни со стороны «Спартака» или ЦСКА. Просто это судейские ошибки.

Замечательный рассказ президента "Зенита" пространен и цветист, как и все рассказы тех, кого поймали за руку за неблаговидным занятием. И это ведь корреспондент поскромничал. Не стал вспоминать чуть более раннюю историю про лишних легионеров на поле, не поинтересовался "великой сермяжной правдой" о переходе Бухарова и Семака... И, конечно, классический приём - указать на других, причём, мягко говоря, выбрав крайне неудачные примеры.

Однако вся эта блистательная история не отменяет того факта, что Денисов сыграл, там где "Зениту" было надо. И уж совсем страшно вообразить картину, при которой на поле одновременно выходят 22 таких неравнодушных и выдержанных, как Денисов.

Про негров и диалог

Корр.: — Проясните: появится ли когда-нибудь в составе «Зенита» темнокожий футболист?

Дюков: — Если темнокожий футболист будет достаточного уровня мастерства, будет нужен главному тренеру — почему нет?

Корр.: — У «Зенита» самая влиятельная фан-армия в России. Вас это радует или пугает?

Дюков: — Почему это должно пугать?

Корр.: - Потому что они настолько влиятельны, что могут манипулировать руководством и игроками. Конфликт с Быстровым, нежелание видеть темнокожих футболистов в команде, прессинг Данни за татуировку динамовской эмблемы.

Дюков: — Мы только заинтересованы в том, чтобы армия наших болельщиков росла. Как мы можем этому огорчаться? Наоборот, мы работаем над тем, чтобы их становилось все больше и больше. Что до конфликтов, которые иногда случаются, так это жизнь. Если у вас нету тети, конечно, вам ее не потерять. Бывают ситуации, когда у сторон разные позиции — как в случае с возвращением Владимира Быстрова. Главное в этом случае — диалог.

Тут ведь что самое главное - это правильно расставить контексты. Вот и президент "Зенита" указывает на то, что чернокожих в "Зените" нет не потому, что среди фанатов царят расистские настроения, а потому, что они не нужны тренеру. И это верно. Главное - правильно подобрать тренера, которому будут не нужны чернокожие.

И самое занимательное - про то, когда у сторон бывают разные позиции. Вот в ситуации с Быстровым они были разные. А в ситуациях с матом с трибун, расистскими речёвками, оскорбительными баннерами и прочими мелкими шалостями, видимо, у президента "Зенита" и фанатов позиции одинаковые. Как и в отношении чернокожих, которые не нужны.

Выиграть Лигу и не умереть

Корр.: - После победы в чемпионате России и Кубке УЕФА болельщики «Зенита» облизываются на Лигу чемпионов. Когда «Зениту» поставят цель выиграть и этот турнир?

Дюков: - Если в ближайшие годы «Зенит» войдет в число восьми-десяти ведущих клубов Европы, а доходы достигнут 150 млн евро в год, тогда надежды на победу в Лиге чемпионов станут более реалистичными.

Тут я, собственно, с президентом "Зенита" полностью согласен. Я буду очень рад если "Зенит" войдёт в число 8-10 лучших команд Европы, будет зарабатывать 150 млн евро в год, и выиграет Лигу чемпионов.

Хотелось бы только, чтобы одновременно Россия вошла в 8-10 ведущих стран по уровню жизни, чтобы доходы граждан России росли со скоростью, с которой, по словам Дюкова, растут доходы "Зенита", чтобы сама питерская команда не стояла в своей красоте одна-оденёшенька в окружении руин амкаров, томей и прочих сатурнов.

Иначе трофей Лиги чемпионов "Зенит" рискует праздновать где-то очень далеко от Родины, подальше от странных людей, желающих посадить триумфаторов на вилы вместе с их президентом.