7 мин.

Ещенко: «Побеждает не Каррера или игроки. Побеждает команда»

Продолжаем наш разговор с защитником московского «Спартака» Андреем Ещенко, который был основан на вопросах посетителей портала Bobsoccer.ru.

Первая часть интервью

- Андрей, вы играли во многих командах, под руководством разных тренеров. И о каждом, наверное, есть что вспомнить. От каждого, как правило, что-то можно было взять. И вот вы в 33 года стали чемпионом России со «Спартаком» с итальянцем Массимо Каррера. Он что-то открыл для вас новое в футболе?

- Вы все правильно сказали: у каждого тренера чему-то учишься, что-то берешь, высматриваешь. Думаю, что нет тренера, от которого ты что-то не узнал нового. Никакой информации… Ото всех специалистов что-то добавляешь понемногу, по чуть-чуть. Все это потом как бы переводишь на свой взгляд, на свое понимание футбола. И переосмысливаешь.

- Массимо Каррера – зарубежный специалист. Вы чувствуете разницу в стиле работы наших тренеров и иностранцев. Может быть в понимании футбола, в стиле и манере тренировок, поведения, отношения с игроками.

- Я уже работал с итальянским тренером – с Капелло в сборной страны. Итальянцы очень темпераментные… Даже не так. Импульсивные скорее. У них много эмоций. Они, когда обращаются к тебе, часто как бы просят, заводят игроков. Конечно, они прошли другую школу - итальянского футбола, поэтому работая с ними, ты по чуть-чуть узнаешь что-то новое. А может даже и не чуть-чуть, а больше. Разные тренеры встречались. Хиддинк, помнится, меня не вызывал в сборную, когда мне был 21 год, а позже – в 29 он пригласил в звездный состав «Анжи».

- Вот такой вопрос задает вам один из болельщиков: нет ли обиды у футболистов «Спартака» на то, что, по его мнению, все лавры от победы в минувшем чемпионате достались главному тренеру Массимо Каррере? Ну, а футболисты, видимо, остались в тени…

- Странный вопрос… Чемпионами стали все мы. Побеждает не тренер или игроки, побеждает команда. У нас ни у кого даже мыслей не было, что кому-то досталось больше поздравлений или похвалы от болельщиков или прессы. Все были счастливы, все поздравляли друг друга. А уж говорить, что все лавры достались одному тренеру?..

- Когда в начале нового сезона у многих футболистов случились травмы, то и специалисты, и СМИ, и болельщики стали связывать это с приходом в тренерский штаб Карреры его новых помощников. Что, мол, изменилась интенсивность тренировочных занятий, их специфика и так далее. Это так?

- Да нет. Каких-то особых изменений я не заметил. Добавились новые упражнения в небольшом количестве. Но все основные остались, как и были. Философия тренировок не поменялась.

- И о том, что все дело было в возросших нагрузках, речи нет.

- Нет.

- Кого вы считаете, эталоном правого защитника и кто был футбольным кумиром в вашем детстве?

- Мне нравились Кафу, Каннаваро, Роберто Карлос. Мне даже повезло еще с ним потренироваться и поиграть вместе. Хорош был раньше Майкон…

- Один из болельщиков интересуется секретом вашей прекрасной физической формы, которую вы сохраняете на протяжении долгого периода времени…

- Наверное, тут совокупность многих обстоятельств. Правильное питание, конечно же, режим, когда приходится постоянно следить за собой.

- Но ходили же разговоры о том, что когда в команде итальянские специалисты ввели новое питание, оно не сразу понравилось игрокам. Даже знаменитый борщ хотели убрать и оставили его только после настоятельных просьб игроков?

- Трудно сказать… Кому-то может быть и не понравилось новое питание, потому что не было лишнего веса и таких проблем футболист никогда не испытывал. Мне же все нравится, я очень доволен. Тем более, что мы не европейцы, у нас несколько иной менталитет. Смотрим на шведский стол и можем все подряд брать. А тут все правильно: приготовлено с учетом тех требований, которые предъявляются к профессиональному игроку.

- То есть, сразу – и очень доволен?

- Ну, может поначалу бурчал, поскольку не понимал каких-то вещей. Пришлось менять некоторые привычки. Но потом быстро освоился. Правильное питание очень влияет на хорошее состояние. Ты себя прекрасно чувствуешь. Нет никакой тяжести в организме.

- У наших посетителей сайта возникло немало вопросов по недавнему матчу в Лиге чемпионов с испанской «Севильей». Не секрет, что в российском чемпионате «Спартак» очень часто сталкивается с такой очевидной проблемой: соперники встают на своей половине поля, дружно держат оборону и взламывать ее приходится тяжело. В Севилье в тактическом плане все было по-иному. Хозяева поля сами готовы были атаковать, забивать, помня о разгромном поражении в Москве. И тут у спартаковцев начались проблемы: ошибки в передачах, обрезы… Почему? Не привыкли много играть от обороны, защитники не выдерживают прессинга со стороны соперников? В чем дело? Что не получалось с первых минут?

- «Севилья» очень сильно начала матч, хотела больше владеть мячом. А у нас было немало невынужденных потерь. Много сил тратили на то, чтобы отобрать мяч себе, случались и ошибки, и обрезы. Играли скованно. А надо было успокоиться. Потребовалась пауза, перерыв, чтобы придти в себя, как-то восстановить свои физические кондиции и начать играть в свой футбол. «Севилья» вроде бы и продолжала владеть мячом, но уже таких опасных ситуаций и в том количестве, как в первом тайме, по сути, и не было. Хотя они забили второй гол, а потом мы ответили своим. Мы раскрепостились, но времени оставалось мало…

- К судье были вопросы?

- Поддушивали немного… Но я думаю, что если бы не было невынужденных потерь с нашей стороны, мы бы играли куда более спокойно и уверенно. А когда начинаются ошибки, поднимается паника… Ты пробежал туда-назад… Случилась ошибка или тебе не дали мяч, ты уже вперед не побежишь, останешься сзади. Вот так и сидели первые десять-пятнадцать минут только на своей половине поля.

- И тем самым давали возможность обрести уверенность соперникам.

- Конечно. Но я скажу еще вот что: очень не хватало на трибунах наших болельщиков. Мы привыкли, что при каждом нашем неудачном действии болельщики обычно поддерживают нас, как-то подбадривают. А тут трибуны помогали только игрокам «Севильи».

- Один из болельщиков «Спартака», который непосредственно присутствовал на игре, спрашивает: как проходило ваше соперничество с Н`Зонзи? В чем вы заметили его плюсы и минусы?

- Я с ним редко пересекался. Он все-таки играл в середине поля. А так – высокий, техничный, спокойный, с передачей. Отличный футболист.

- А, что вы сказали Нолито в одном из эпизодов матча, когда у вас произошло какое-то столкновение? - спрашивает другой посетитель нашего портала.

- Был такой спорный момент… Я побежал вперед в атаку, он меня сзади подтолкнул, я потерял координацию и не смог ударить головой, хотя момент был очень хороший. А так – ничего особенного. Я упал, он подбежал ко мне, начал что-то рассказывать… Ну и все. Я его послал подальше.

- Надеюсь, что он понял и без перевода – куда надо держать путь…

- Если бы он сам не подошел, ничего бы и не было. А так подбежал, стал мне что-то высказывать, что, мол, почему я упал? Пришлось объяснить почему. Только уже на нашем простом и, думаю, доходчивом языке.

- «Почему подход к немногочисленной группе болельщиков, которые потратили огромные силы и нервы, поддерживали вас неистово, вступившие в одном из моментов матча в открытое противостояние с огромной испанской трибуной был столь коротким, формальным, граничащим с безразличием?». Вот такой вопрос возник у болельщика «Спартака», сидевшего в Севилье на стадионе.

- Может быть, наши болельщики привыкли, что мы проводим около трибун после матча гораздо больше времени… Когда побеждаешь, то понятное дело на эмоциях общаешься подольше. Обмениваешься любезностями. А здесь – не дожали соперника. Не смогли сыграть вничью… Хотя все равно нашли в себе силы, подошли, поаплодировали и пошли в раздевалку. О каком-то неуважении к нашим болельщикам даже речи не может быть. И пусть они не думают, что мы не видели их, не слышали… Хотя настроение игроков было, сами понимаете, не лучшим.

- Андрей Олегович, обращается к вам один из читателей, насколько внимательно вы следите за футболом в родном Иркутске? Как складывалось ваше футбольное детство в этом городе?

- Мое детство дало мне, прежде всего, закалку характера. Наверное, тогда еще я стал приобретать спортивную злость, желание чего-то добиваться. И в футболе, и в жизни. Когда у тебя ничего нет, а ты к чему-то стремишься… Я на свой первый более-менее серьезный турнир поехал только в 14 лет. В Казахстан. Играть поблизости особенно было не с кем и негде. Разве что на первенство города или области… Так что о больших перспективах даже мечтать было нельзя. В Москве совсем другие возможности: сколько школ, разные академии, команды, у которых экипировка, тренеры, поля. Все на высшем уровне. Турниры проводятся через каждые две недели. Тут, конечно, можно вырасти в хорошего игрока гораздо быстрее.

Что касается того, слежу за футболом Иркутска или нет?.. Раньше следил, сейчас – очень мало. Знаю, что команды сталкиваются с большими финансовыми проблемами. Даже зона «Восток» постоянно сокращает количество команд. Когда я играл - было 18 очень хороших команд, получался сильный турнир. Сейчас осталось только шесть. Разница очевидна. Футболисты там растут, может быть, не особенно техничные, но вот воли, спортивной злости, характера им не занимать. Такой же тяжелый случай и с Дальним Востоком. Если деньги не вкладывают и никто футбол не развивает, каких результатов можно ждать?

Окончание следует

Источник: Бобсоккер