ТВИН ПИКС. «Кто убил местечковый футбол?»
Октябрьским солнечным утром футбольный агент Куприянов летел по изрытой реагентами асфальтовой дороге в сторону городка Есенинские Долы. Одной рукой он придерживал руль, а другой пытался включить диктофон на своём мобильном, чтобы сделать заметку для своей несуществующей секретарши. На торпеде стоял картонный стаканчик из-под кофе с логотипом "Сургутнефтегаза"...
Так мог бы начаться мистический сериал про футбол в провинции. Господи, да в какой провинции! Про наш самый настоящий муниципальный true футбол. Это тот самый футбол, где есть наигранные со школы связки, где на гостевые матчи команды отправляются на выпрошенной у администрации "Газели", которую заправляют на свои премиальные 200 р. на человека, где газон на поле косят косой. Вот про него и пойдёт наш сегодняшний разговор.
Вы когда-нибудь видели тренировки районных команд? О! Это полет шмеля в солнечный день, это лунная дорожка на озерной глади, это поцелуй на первой школьной дискотеке. То есть то, что хочется описывать множественными эпитетами, но в жизни никогда не пригодится.
На тренировках таких команд все месси и марадоны. Вратарь Леха Редькин - что твой Нойер. Играет высоко в защите, делает голевые передачи, страхует и командует. Тут тебе и пяточки, и забегания со стеночками.
Когда дело доходит до игры - будто стадо носорогов случайно встретилось с бизонами на одном поле во время брачного гона: две беспорядочные толпы потных не очень спортивных тел носятся сначала в одну сторону, потом в другую.
Но всех их объединяет одно - любовь к ИГРЕ.
Они играют не за миллионные гонорары (а за 200 р. на человека за матч), не за толпы поклонниц (хотя у некоторых они есть), не за новые контракты. Они любят футбол.
А любовь требует жертв.
О каких жертвах идёт речь?
Не о вливаниях из бюджета, не о закупке экипировки (на неё скинутся сами игроки), не о современных базах и сборах в Австрии (после работы на коробке бы собраться).
Речь о пресловутой смене поколений. Молодёжь хоть и играет в футбол, но не собирается жертвовать своими развлечениями в пользу игре (не хотят бросать пить и гулять) или элементарно худеть. Основная масса лучших игроков областных соревнований – мужчины за 35-40 лет. Молодёжь либо пьёт, либо уже уехала из райцентров. Уровень рождаемости давно не выдерживает темпов смертности. Дети, ранее сидящие в очереди, чтобы поиграть, теперь приходят на поле по 2-3 человека, чтобы просто потусить и обсудить компьютерные игры. Да, это проблема не только футбола, а просто социально-демографический фейл государства, но коль скоро речь о спорте, продолжим о нём.
И что получается? Футбол в районах убивают сами футболисты, вырождаясь?
Или всё-таки должна быть поддержка со стороны властей?
Возьмём усреднённый посёлок с условным названием Есенинские Долы. В опосредованном месте там есть неплохой стадион, символично для наших дней, располагающийся рядом с кладбищем.
Ранее там, кроме футбольного поля, находились:
2 волейбольные площадки
Баскетбольная площадка
Тир
Городошная площадка
Теннисный корт
Единственная в райцентрах региона отапливаемая раздевалка с душевыми
«Потрачено».
Так что, речь всё-таки о вливаниях из бюджета?
Ну, вот, недавно там открыли площадку для мини-футбола с искусственным покрытием. Огородили специальной рабицей, повесили сеточку на ворота. Разбили и порвали всё. Никто не следит. Никто не ремонтирует.
- Папа, что такое некомпетентность и безразличие?
- Я не знаю, и мне пофиг.
Секций нет, внутрирайонные соревнования, ранее проводившиеся в 2 круга, свелись к мини-футбольному турниру на дни города, в школах на уроках физкультуры отрабатываются нормы ГТО, чтобы перед партией не было стыдно.
Муниципальному футболу не нужны многомилионные инвестиции. Но кто-то должен взять на себя ответственность за развитие выживание спорта на местах.
Проблема обоюдная. Денег на ремонт площадок нет. Играть некому. Пока ещё не сменилось поколение, тусившее в детстве на футбольных полях, футбол в районах жив. Но оно уже заплывает жирком и бытовыми проблемами.