Короткая новейшая история Аргентины
Важные исторические вехи в ХХ-ХI веках таковы:
1930 - первый военный переворот, начавший "позорную декаду";
1943 - появление на исторической сцене Перона;
1955 - "освободительная революция", военный переворот;
1956 - неудачный контр-путч генерала Хуана Хосе Важе;
70-е годы: полномаштабная гражданская "грязная война"
1973 - возвращение Перона;
1976 - финальный аккорд "грязной войны" в виде наистрашнейшего по своим последствиям переворота и семилетнего правления хунты;
1983 - восстановление демократии;
2001 - экономический кризис
Начнем с 1930 года. Это последний год правления славного президента Иполито Иригошена, который искал лучшей судьбы для своей страны, но был сброшен путчем под руководством генерала Урибуру. В стране настала долгая-долгая ночь под названием "decada infame" - "позорная декада". Это был такой страшный удар по нации, что лучшие ее представители его не выдержали и стали массово сводить счеты с жизнью. Самым ярким стало самоубийство поэтессы Альфонсины Сторни, которая утопилась в 1938 году, и в честь которой была написана знаменитая песня "Alfonsina y el mar". Декада ознаменовалась фальсификациями выборов и убийством прямо в здании парламента депутата Энцо Бордабеэре.
"Позорная декада" спровоцировала выход на арену одного из самых ярких мировых политиков двадцатого века, полковника Хуана Перона. Несмотря на то, что Перон и сам был военным, и даже принимал участие в перевороте 1943 года, а также что он сам был спорной фигурой во многих аспектах на протяжении своего правления, его десятилетнее руководство страной стало едва ли не самым светлым периодом аргентинской нации вообще. Экономические достижения были фантастическими и не имели прецедентов. Самый длинный газопровод в мире, самые большие электростанции в мире, самый лучший аэропорт в мире, национализцация железных дорог, бесплатное высшее образование и еще много-много чего. Перон стал одновременно национальным героем Аргентины и лютым врагом отдельным фракций аргентинского общества.
Левое правление Перона настолько разозлило аргентинскую аристократию и, что весомее, США, что в 1955 году Перона брутально свергли во время так называемой "revolución libertadora", которая представляла собой антипероновский военный переворот и ознаменовалась единственной в истории Буэнос Айреса бомбардировкой города с самолета, когда бомбы были сброшены на толпу людей на площади перед зданием правительства. Настала еще более черная пора истории Аргентины, чем "позорная декада". Настало "позорное двадцативосьмилетие". Именно в этот период было запрещено собираться в группы, что привело, помимо прочего, к запрету танго.
На следующий год перонисты попытались устроить контр-путч, но он не удался, и всех организаторов расстреляли. Это преступление также не имело прецедентов, и, в конце концов, привело к насилию и хаосу 70-ых. Инициатор расстрела, генерал Арамбуру, президент страны на тот момент, в 1970 году был похищен, осужден и расстрелян бойцами "Монтонерос".
60-е прошли под знаком умеренного правления президентов Фрондиси и Иллия, которые контролировались военными и которых без колебаний сбрасывали, как только те пытались снять запрет с перонизма. В конце декады имели место два путча, когда к власти сначала пришел ужасный генерал Онгания, которого затем, также в результате путча, сменил более умеренный генерал Лануссе.
Пришли бурные 70-ые, которые прошли в кровавой борьбе между правыми и левыми. Сложность и хаотичность политической ситуации видно хотя бы из того, что лютыми врагами стали левые ("Монтонерос") и правые ("Трипле А") сторонники Перона. Почти десять лет они охотились друг на друга, что привело к тысячам жертв с обеих сторон.
В 1973-м году на волне относительной демократизации стало возможным возвращение Перона из эмиграции. Встречать его в аэропорту собралась милионная толпа, по которой правые открыли огонь, погибло много людей ("Masacre de Ezeiza"). Перон быстро и легко выиграл выборы, но вскоре умер, передав власть своей третьей жене Исабель.
Женщина оказалась не в состоянии контролировать ужас, который царил в Аргентине, и была смещена военным переворотом, в результате которого у власти оказалась хунта в составе генералов Виделы, Гальтьери, Массеры и других. Начался настоящий ад для левых и их окружения, которых в течение семи лет ликвидировали практически полностью (30 000 погибших и пропавших без вести).
Воевать против собственого народа никогда не приводило ни к чему хорошему, так что хунте тоже пришел конец. Не помогла даже патриотическая война за Мальвины, которую, к тому же, и проиграли. К власти пришел демократ Рауль Альфонсин, которого сменил неоднозначный Карлос Менем. Во время руководства последнего страна набрала рекордный в мире долг в 200 миллиардов долларов. С целью вернуть его Америка и Европа учинили в стране страшный экономический кризис, забрав со счетов представительств западных банков все деньги аргентинцев.
Нестору Киршнеру и его жене удалось немного утихимирить кризис, но ситуация в стране остается непростой и сегодня...
Извините, что придираюсь как филолог, но история не терпит условного наклонения. По сослагательному она наоборот творится. Сомневаюсь, что хунта бы удержалась. Тут интересно даже не это, а то, почему вообще они вообще посмели напасть на Мальвины. Ведь хунта - это во многом порождение США и ЦРУ. Это как цапнуть хозяев за руку. К 1982 году хунта находилась в таком плачевном состоянии, что решилась даже на такой самоубийственный шаг.
Спасибо большое.
*несмотря на то, что история сослагательного направление не терпит, как Вы думаете, а если бы Мальвины стали аргентинскими, то хунта удержалась бы у власти? Мне воъ почему-то кажется, что да.