4 мин.

Былое и думы

За последние недели никак не удается отделаться от ощущения, что после завоевания прав на ЧМ – 2018, Россия, что называется, решила показать товар лицом. Мол, посмотрите во всей красе на наши проблемы, и что с ними будет через 7 лет.

А, тем временем, по всей вероятности не окажется пермского «Амкара» в составе участников Премьер – Лиги на будущий сезон. Не первая для нашего футбола история с весьма закономерным концом. Да, немного жаль болельщиков, немного обидно за команду. Однако ситуация в Перми - лишь очередной показатель целого узла нерешенных локальных и глобальных вопросов социально – экономического характера в структуре российского футбола.

Первое. Что же представляет из себя жизнь провинциального клуба?

Легкой, в силу объективных причин, она никогда не была. Это всегда борьба за выживание в разных формах и на разном уровне. Конечно, и у «больших» команд внезапно может остановиться финансирование, но найти им новый источник куда проще, чем совсем остаться без денег и претендовать на автоматическое понижение в классе или расформирование. Клуб – лидер, из кругов богатых и столичных, внимание всегда привлечет. Главная же больная точка глубинки – отсутствие такового.

Важно, чтобы команда просто существовала. Просто была и все. Зачастую таким образом и создается иллюзия, что засчет того или иного клуба (не обязательно даже футбольного) спорт в регионе развивается. Славу эту приписывают себе предприятия, госкорпорации, дающие финансовую опору под лозунгом «на сезон – полсезона точно хватит». Ветром перемен (читай кризиса) в один прекрасный момент деньги перестают поступать – с этого момента отсутствие должного внимания дает о себе знать.

В итоге – футбол вроде бы и вещь хорошая, а команда, кроме горстки отчаянных болельщиков – патриотов, ровным счетом никому и не нужна. Вывод: пока провинциальные клубы - обычные марионетки в руках своих (в большинстве своём) государственных хозяев. И нет никаких гарантий, что марионетки завтра не окажутся в клетке, несмотря на славные, вроде как, «футбольные традиции» и «обожествляемость» данного вида в конкретном регионе.

Второе. Почему российским клубам так трудно зарабатывать самим?

Соглашусь с мнением, что наш футбол не помешает «снять с государственной иглы». Но какова альтернатива? Она пока туманна. Естественно, если мы бы жили, к примеру, в Англии, мы тотчас бы сказали - самоокупаемость, доходы от посещений болельщиков и прочего. Увы, но у нас в стране граждане пока не привыкли платить за футбол. Речь еще вообще не идет о платных трансляциях через Интернет, каких – то других пользовательских сервисах. Люди элементарно не ходят на стадионы.

На мой взгляд, вторичный вопрос, что на трибунах некультурно, много мата, хамства и прочих нелицеприятностей. Хотя тоже важно учитывать. Но главное – это низкий уровень мотивации прийти и посмотреть футбол. А он, как мы знаем, складывается засчет продвижения, популяризации, пиара. В Англии самый рядовой матч, самых рядовых соперников вызывает колоссальный интерес.

Все типы СМИ за счет различных мультимедийных средств и подходов буквально «разогревают» в обществе желание со всех ног бежать к стадиону. Футбол там умеют подать, и как следует отрекламировать. В России, к сожалению, отдельные матчи вызывают интерес лишь в силу своего статуса, а не посредством «одноразовой» рекламы за 5 минут до начала игры. Матчи же из серии «Шинник» - «Сатурн» и вовсе никому не нужны. Ни телевидению, ни болельщикам. Действительно, как тут заработать.

Футбол зарабатывает на болельщиках – болельщиками движет интерес к игре – интерес подогревается со стороны массмедиа. Вывод – без PR –поддержки и рекламы люди не пойдут на стадион. И Россия в этом плане – отсталая страна.

И, наконец, третье. Какова же в целом роль таких клубов как «Амкар», «Сатурн», «Спартак – Нальчик» в нашем футболе? (примеров можно привести еще массу)

По моему мнению, их можно охарактеризовать достаточно просто – это арендаторы. Арендаторы высоких мест в турнирной таблице (когда они «лежат на дороге»), периодического внимания к своим успехам, отдельным игрокам, тренерам. И, естественно, большая часть их трансферной политики строится на многочисленных арендах. Это вполне нормальное явление, учитывая закономерное разделение на бедных и богатых во всем, и в футболе в том числе.

Но всегда удивляло, что из этой среды время от времени появлялись либо новые талантливые футболисты, либо те, которые вдруг «находили свою команду». А еще больше удивляло (точнее – поражало), что с падением команды вниз или проблемами разного рода, угасали и эти игроки (в большинстве своем). Мгновенно. Будто капля в море – упала и растворилась навсегда.