Былое и думы
За последние недели никак не удается отделаться от ощущения, что после завоевания прав на ЧМ – 2018, Россия, что называется, решила показать товар лицом. Мол, посмотрите во всей красе на наши проблемы, и что с ними будет через 7 лет.
А, тем временем, по всей вероятности не окажется пермского «Амкара» в составе участников Премьер – Лиги на будущий сезон. Не первая для нашего футбола история с весьма закономерным концом. Да, немного жаль болельщиков, немного обидно за команду. Однако ситуация в Перми - лишь очередной показатель целого узла нерешенных локальных и глобальных вопросов социально – экономического характера в структуре российского футбола.
Первое. Что же представляет из себя жизнь провинциального клуба?
Легкой, в силу объективных причин, она никогда не была. Это всегда борьба за выживание в разных формах и на разном уровне. Конечно, и у «больших» команд внезапно может остановиться финансирование, но найти им новый источник куда проще, чем совсем остаться без денег и претендовать на автоматическое понижение в классе или расформирование. Клуб – лидер, из кругов богатых и столичных, внимание всегда привлечет. Главная же больная точка глубинки – отсутствие такового.
Важно, чтобы команда просто существовала. Просто была и все. Зачастую таким образом и создается иллюзия, что засчет того или иного клуба (не обязательно даже футбольного) спорт в регионе развивается. Славу эту приписывают себе предприятия, госкорпорации, дающие финансовую опору под лозунгом «на сезон – полсезона точно хватит». Ветром перемен (читай кризиса) в один прекрасный момент деньги перестают поступать – с этого момента отсутствие должного внимания дает о себе знать.
В итоге – футбол вроде бы и вещь хорошая, а команда, кроме горстки отчаянных болельщиков – патриотов, ровным счетом никому и не нужна. Вывод: пока провинциальные клубы - обычные марионетки в руках своих (в большинстве своём) государственных хозяев. И нет никаких гарантий, что марионетки завтра не окажутся в клетке, несмотря на славные, вроде как, «футбольные традиции» и «обожествляемость» данного вида в конкретном регионе.
Второе. Почему российским клубам так трудно зарабатывать самим?
Соглашусь с мнением, что наш футбол не помешает «снять с государственной иглы». Но какова альтернатива? Она пока туманна. Естественно, если мы бы жили, к примеру, в Англии, мы тотчас бы сказали - самоокупаемость, доходы от посещений болельщиков и прочего. Увы, но у нас в стране граждане пока не привыкли платить за футбол. Речь еще вообще не идет о платных трансляциях через Интернет, каких – то других пользовательских сервисах. Люди элементарно не ходят на стадионы.
На мой взгляд, вторичный вопрос, что на трибунах некультурно, много мата, хамства и прочих нелицеприятностей. Хотя тоже важно учитывать. Но главное – это низкий уровень мотивации прийти и посмотреть футбол. А он, как мы знаем, складывается засчет продвижения, популяризации, пиара. В Англии самый рядовой матч, самых рядовых соперников вызывает колоссальный интерес.
Все типы СМИ за счет различных мультимедийных средств и подходов буквально «разогревают» в обществе желание со всех ног бежать к стадиону. Футбол там умеют подать, и как следует отрекламировать. В России, к сожалению, отдельные матчи вызывают интерес лишь в силу своего статуса, а не посредством «одноразовой» рекламы за 5 минут до начала игры. Матчи же из серии «Шинник» - «Сатурн» и вовсе никому не нужны. Ни телевидению, ни болельщикам. Действительно, как тут заработать.
Футбол зарабатывает на болельщиках – болельщиками движет интерес к игре – интерес подогревается со стороны массмедиа. Вывод – без PR –поддержки и рекламы люди не пойдут на стадион. И Россия в этом плане – отсталая страна.
И, наконец, третье. Какова же в целом роль таких клубов как «Амкар», «Сатурн», «Спартак – Нальчик» в нашем футболе? (примеров можно привести еще массу)
По моему мнению, их можно охарактеризовать достаточно просто – это арендаторы. Арендаторы высоких мест в турнирной таблице (когда они «лежат на дороге»), периодического внимания к своим успехам, отдельным игрокам, тренерам. И, естественно, большая часть их трансферной политики строится на многочисленных арендах. Это вполне нормальное явление, учитывая закономерное разделение на бедных и богатых во всем, и в футболе в том числе.
Но всегда удивляло, что из этой среды время от времени появлялись либо новые талантливые футболисты, либо те, которые вдруг «находили свою команду». А еще больше удивляло (точнее – поражало), что с падением команды вниз или проблемами разного рода, угасали и эти игроки (в большинстве своем). Мгновенно. Будто капля в море – упала и растворилась навсегда.
Не считаешь, что «падение» «Амкара» это первый шаг на пути Фурсенковских реформ? Ибо в новой системе клубы зауральского региона, равно как и уральские не нужны. Соответственно, следующей будет «Томь» (жаль Непомнящего и Полякова).
Мне, кстати, жаль не столько болельщиков, сколько российский спорт. Пермь е была феноменом а-ля Сыроежкин: «Молот-Прикамье», «Урал-Грейт»... А теперь лишь пепелище
Странный вопрос. А какова роль Эспаньола, Тенерифе в Испании, Удинезе и Палермо в Италии, Фулхэма в Англии?
Во-первых, как Реал И Барса, Интер и Юве, МЮ и Челси не могут играть сами с собой, так и у нас Спартаку и ЦСКА, Рубину и Зениту необходимо с кем-то играть. Сам футбол никто не отменял. Народ в Нальчике и Перми, Раменском и Самаре хочет видеть футбол.
Во-вторых, данные клубы могут и прыгают выше головы, становясь и призерами и даже чемпионами (вспомним Аланию, Крылья и Рубин еще не так давно). Некоторые, как Рубин, переходят потом в ранг выше. Сейчас Нальчик чуть не попал в еврозону.
В-третьих, там зажигаются наши многие будущие неплохие игроки. Или играют арендованные игроки более сильных клубов.
Телетрансляции, конечно, на всю страну матчей середняков - это нонсенс, но на свой регион можно и нужно.