Пригодится ли там, где родился?
Пропущенный матч с молодежкой «Рубина», с одной стороны, немного заполнил пустоту, образовавшуюся в жизни армейского болельщика со сбором национальной команды, а с другой – вызвал ностальгические воспоминания юности, когда именно так строилась структура клуба: в дубле играли те, кто выходил на подмену в основе или был готов к этому.
Затягивающийся период адаптации гришинского выпуска к условиям взрослой жизни и дефицит игроков в основе, видимо, заставляют прибегать к этой давней, но совершенно разумной с моей точки зрения системе – сочетанию тесного вовлечения молодых в тренировочный процесс основы и постоянной и большой игровой практикой в молодежном составе. Важно только не упустить момента, когда такое состояние «между небом и землей» начинает не вдохновлять молодых на подвиги, а убеждает их в бесперспективности усилий…
Матч с казанской молодежью, которая помоложе нашей, но располагается в головке таблицы первенства дублей, показал мне лично некоторые черты, которых либо я раньше не замечал, либо их не было в натуре. Во-первых, хорошо это или плохо – вопрос, но становится очевидным, что мастерство большинства наших игроков «полуторного» состава таково, что только при высшем уровне их сыгранности между собой выявляется их превосходство перед сверстниками. Лишь двое – трое из них обладают индивидуальным мастерством, которое выделяет их на общем фоне. По отчетному матчу к ним, безусловно, относятся Гордюшенко, Хосонов и Олейников. В то же время Жамалетдинов и Кучаев, которые занимают едва ли не более высокое положение в ранжире наших игроков, в этой игре ничем выдающимся не запомнились.
Складывается впечатление, что структуру молодежки при этом стараются перешить под игровую модель основы и, вообще, поэкспериментировать с молодыми. Я с удивлением обнаружил числящегося по штату защитником Маклакова чуть ли не на передовой линии атаки, во всяком случае – не меньше, чем на месте атакующего полузащитника. Скажу честно, мне показалось, что подключения этого игрока к атаке из глубины выглядели поопасней, чем атака «по должности». Мне такое использование Ивана Второго (первый – Олейников) как-то не очень понятно, впрочем, затем и молодежка, чтобы экспериментировать и прививать малькам универсализм.
Иван Первый, который является моим любимчиком в нашей молодежке, поначалу тоже не очень впечатлял, и было впечатление, что он не очень точно помнит, куда ему бежать. Вероятно, замысел состоял в исполнении Иваном роли Фернандеса – правого латераля. В силу не очень сильного давления казанцев понять, как Олейников справляется с оборонительной части задачи, довольно затруднительно, а вот атакующие задачи решались куда лучше.
Похоже, Иван уже восстановился после своих травм и болячек и не раз напомнил себя самого в своей лучшей редакции. Ну, начать с гола, который был забит Олейниковым после быстрой комбинации с Гордюшенко великолепным дальним нацеленным ударом. Во втором тайме Иван Первый несколько раз последовательными финтами и дриблингом проходил всю защиту казанцев и опасно бил по воротам либо пасовал, как, например, Гордюшенко, который, к сожалению, момент загубил. С моей точки зрения, Олейников был наиболее продуктивным и ярким игроком матча, что определяется именно его нерядовым индивидуальным мастерством, и поэтому меня особенно волнуют его перспективы.
Судьба нерядовых людей, вообще, непроста – талант привлекает внимание и вызывает высокие ожидания, однако, нестандартность, неформат, своеобычность затрудняют управление ими и их использование. Ничего не хочу сказать плохого про Костю Кучаева, но он технически намного менее одарен, чем Иван, однако, очевидным образом, физически более силен и куда понятнее в использовании, потому-то, по-моему, он и сидит на скамейке основы, а Ваня – в молодежке… У меня нет конкретного представления, как именно встроить этого талантливого парня в нашу основу, которая объективно испытывает дефицит ярких личностей в атаке, Ивану, действительно, нелегко найти место в жесткой схеме… И даже если бы я, например, точно придумал, как Олейникова встроить в игру основы, я бы не взялся открывать рот – вон как вскинулся Гончаренко, когда корреспондент на пресс-конференции вежливо поинтересовался, не стоит ли попробовать Алибекова… Так что, все что здесь написано – это, упаси бог, не советы тренерскому штабу, а, скорее, излияние печали по поводу того, что вот еще один мальчишка, свой воспитанник, необычно одаренный, рискует оказаться не нужен своей alma mater. Сколько их уже было на моей памяти, и жалко каждого, потому что мы, может быть, и футбольная страна, но не очень, и яркие таланты у нас табунами не ходят. А потому стоит приложить СПЕЦИАЛЬНЫЕ усилия, чтобы не упустить редкое счастье.
Второй и третий голы в ворота казанцев забиты нашими с пенальти, и если первый я не очень разглядел, то со вторым все было в высшей степени очевидно. Исполняли пенальти Хосонов и Алибеков очень хорошо, но все же как-то жаль, что так не закончились атаки с игры. Очень хороший удар удался Астемиру, но тут нам удовольствие испортил казанский голкипер. Надо отдать должное и рубиновцу, который под самый конец матча размочил счет великолепным ударом, но тут надо часть заслуг признать за нашей обороной, в первую очередь – за Станисавлевичем, с ошибки которого весь этот эпизод начался. К Помазуну тут претензий быть не может – такие мячи не берутся, а один неберущийся – с пенальти — Илья у тому времени уже отразил и свое существование на поле оправдал. Мне кажется, что ему пора в аренду – сейчас самое время нарабатывать стаж в играх взрослых мужиков, а там – по обстоятельствам и состоянию здоровья и интереса к игре Игоря – решать дальнейшую судьбу, а в молодежке пора бОльшую нагрузку получать Жоре Кырнацу, который мне кажется очень перспективным.
Максима Галицкого – сформировать команду премьер-лиги исключительно из своих воспитанников – так же утопична, как и все максимы, но стремиться использовать таких игроков – правильно, потому что при прочих равных им небезразлична судьба команды, которая не только место, в котором платят зарплату, но которая еще и дом родной…