7 мин.

Концепт «народной команды» в СССР и современности. Почему в АПЛ «народных» команд много, а у нас их почти нет

Друзья (если вам, как и мне, небезразлично, что ряд европейских премьер-лиг  превосходят российскую по многим параметрам – то мы как минимум не враги), прежде чем представиться и изложить вам свои идеи по сути, хотелось бы извиниться перед некоторыми из вас. А именно – болельщиками Спартака. Коим сам и являюсь, но это сейчас не важно. В течение долгих лет наш клуб гордится своим званием «народной команды» - то есть самой популярной команды страны, за которую болеют независимо от социального статуса и профессии. Дух Спартака – гладиатора, поднявшего свой меч против гнёта эксплуататоров, в рамках советской системы наполнял каждого, ставшего частью спартаковской семьи. Эксплуататоры – милиция и армия – представляли Динамо и ЦСКА соответственно. Тогда Спартак был не просто самой популярной командой страны, но и представлял собой единство клуба и болельщиков. Впрочем, не мне вам об этом рассказывать. Если Вы родились в Советском Союзе и болеете за Спартак, то мне можно собирать рюкзак, надевать школьную форму и идти к Вам на урок истории клуба и рассказов о выездах по всему СССР.

Без единства клуба и болельщиков – команда не «народная», она просто популярная. А популярность, как известно, явление временное. Пройдет 2-3-4 поколения и воспоминания о советском периоде уже не будут столь яркими в памяти. Ах да, о моих извинениях…я прошу прощения за то, что покушаюсь на то, чем мы, спартаковцы, гордимся. Но когда мы критикуем, то важна цель. Если мы что-то беспардонно охаиваем, то можем отхватить по морде - и агрессор будет прав. А если при этом предлагается что-то свое, возможно, лучшее, то  для начала можно и послушать. Моя цель - это тесное взаимодействие клубов и людей – фанатов, болельщиков и просто живущих рядом с местом расположения клуба. А может и не только рядом, но начинать надо с малого.

Кто-то из вас скажет, что у нас и так все неплохо, а будет еще лучше. Вспомнит про грядущий Чемпионат Мира, несколько современных стадионов, которые будут (уже) построены, инфраструктуру. Болельщики Локо и Зенита восторженно отзовутся о Matchday развлечениях, которые с начала этого сезона начали организовывать клубы, а также невиданному ранее контакту клубных соцсетей с аудиторией. Но новые стадионы – не гарантия увеличения посещаемости, особенно на долгосрочном отрезке. Нейтральные болельщики придут на них один – два – три раза, а на четвертый пойдут в бар или останутся на диване – и это в лучшем для отечественного футбола случае. В худшем - танки/дотка/«любая игра». Про всякие «Пусть говорят», «Давай поженимся», «Ментовские войны-861» я даже не говорю. Хорошо, допустим, клуб организовал развлекательную активность. Придет человек не 3 раза, а 6-7 – не больше. Однообразие наскучивает, а придумывать что-то новое с каждым разом станет всё сложнее. И график посещаемости снова пойдет вниз. А что это значит для клубов? Правильно – необходимость снижения цен на билеты, потеря интереса имеющихся и потенциальных спонсоров/партнеров – в любом случае, это будет падение доходов. Меньше денег – меньше вложений в академию и инфраструктуру, меньше трансферов, меньше талантливых специалистов. Кто от этого выиграет? Тут два варианта – никто и Зенит. Но весь чемпионат от этого станет менее конкурентоспособным, а это значит, что даже Зениту станет сложнее – но не на внутренней арене, а в еврокубках.

Поэтому развлечения, на мой взгляд, не могут быть основой клубной работы с болельщиками. И тут самое время вернуться к «народности», вместо повышения которой клубы наращивают популярность, причем временную. Скажите честно: будь Вы изначально нейтральным болельщиком, Вы бы стали регулярно поддерживать команду (даже в трудных ситуациях), если бы она организовывала Вам, пусть даже охренительные развлечения в день матча, но никак не участвовала бы в вашей жизни во все остальное время? Я – нет. Развлечения можно найти и другие, а при необходимости или желании – вовсе от них отказаться. Они не создают единства клуба и болельщика. И я предлагаю нам вместе подумать над тем, что создает его. Что могло бы побудить нас с вами, будь мы нейтральными к футболу и клубным предпочтениями людьми, чувствовать свою сопричастность клубу? Быть ему благодарным? Чувствовать необходимость быть рядом с командой в моменты триумфа и падения?

Если рецепта нет в российском футболе, то давайте искать его в зарубежном. Где именно – нам подскажет график средней посещаемости нескольких европейских премьер-лиг в сезоне 2016/2017 (https://www.sports.ru/tribuna/blogs/stadiumsrussia/1298680.html):

Средняя посещаемость Премьер-лиг в сезоне 2016/2017

Даже те цифры по России, которые мы видим на диаграмме, во многом созданы Спартаком. Без учета цифр Спартака посещаемость РФПЛ рухнет ниже 10 тысяч и уступит Бельгии и Турции (с введением в строй «Крестовского» ситуация, конечно, изменилась). Турецкие клубы, кстати говоря, получают бОльшие доходы от продажи билетов и реализации медиаправ. В этой связи, на мой взгляд, разумно обратиться к опыту клубов в странах, где работа с болельщиками ведется наиболее успешно.

Ряд средств, которыми пользуются клубы этих стран, недоступны для российских клубов – это подписание звезд мирового класса (из-за бюджетных ограничений), постоянное участие в плей-офф еврокубков и победа в них, манипулирование ценами на билеты (в РПФЛ они и так, в среднем, невысоки).

Другие средства уже используются или только начинают – своевременное оповещение аудитории через клубные и иные каналы распространения информации, развлечения на территории стадионов до и во время матчей.

Причастность к успешному клубу с огромным бюджетом и звездным составом сама по себе является ценностью, но в любом чемпионате таких клубов – меньшинство. Что делать остальным? Ответ есть. Люди считают клуб часть своей жизни не тогда, когда он предлагает им лучшее развлечение в день матча, а когда клуб помогает им развиваться и справляться с трудностями. Будущее – за футбольными клубами, как социальным бизнесом и за лигой, открытой для общения с болельщиками. И всё это – не раз в месяц или раз в неделю – а на постоянной основе. Клуб становится народным, когда постоянно реагирует на потребности и запросы болельщиков, в том числе социальные.

Ребенка сложно заинтересовать учебным процессом? Пожалуйста, вот вам возможность учить базовую школьную программу по учебникам с изображениями, примерами и заданиями, связанными с футбольным клубом.

У семьи нет денег на то, чтобы отдать ребенка в платную футбольную школу? Тренеры клуба проводят занятия по физкультуре и факультативы по футболу после уроков. Подросток закончил школу? Клуб организовывает тренировки, матчи и турниры на различных городских полях. Лучших детей и подростков привлекают в академии.

Подросток любит футбол, но здоровье не позволяет ему играть профессионально? Клубы привлекают старшеклассников к решению бизнес-задач.

Закончили школу и ходите работать в футбольном клубе? Добро пожаловать на волонтерскую программу, по окончании которой, набравшись опыта, Вы сможете получить работу.

Вам трудно устроиться на работу? Получили образование по невостребованной специальности? Клубы проводят бесплатные курсы, помогающие при трудоустройстве.

Вы вышли на пенсию, но хотите оставаться в форме? Подавайте заявку на участие в тренировках, играх и турнирах для тех, кому за 45-50-55 (в зависимости от клуба)!

Нет-нет, это не мои мечты. Это английская реальность, и перечислены далеко не все программы, которые предлагает АПЛ и клубы. Проживая на территории, где располагается футбольный клуб, люди получают дополнительные возможности по физическому, интеллектуальному и профессиональному развитию, а также знают, куда можно обратиться для решения насущных проблем. Ряд программ клубы проводят под брендом Премьер-лиги, с которой у многих ассоциируется как английский футбол, так и футбол, как вид спорта, что делает их еще популярнее как в глазах англичан, так и всего мира.

Приведу примеры как общих, так и характерных отдельным клубам программ:

Премьер-лига
Арсенал
Брайтон, Бернли, Челси
Ман Ю, Саутгемптон

А теперь назовите мне хоть одну российскую команду, которая делает хотя бы четверть того, что перечислено выше. Вот так и получается, что народных клубов в Англии много, а у нас, в современном понимании…

В апреле этого года РФС принял Стратегию развития футбола в РФ на период до 2030 года (кратко, «Стратегия 2030»), основополагающими целями которой являются повышение популярности футбола и рост посещаемости футбольных матчей. Клубы и профессиональные лиги активно ищут способы достижения этих целей, однако методы, применяемые еще с 70-80-х годов XX века в высшей лиге Англии, одной из самых развитых в мире, почему-то оказываются неохваченными. И я могу предположить почему – это требует больше ресурсов (финансовых, временных, человеческих, организационных), а эффект достигается не сразу. Но привлечь на трибуны человека, которому клуб помог с:

  • работой

  • организацией досуга

  • учебой

  • обучением детей/внуков

  • становлением футбольной карьеры

- намного проще, чем если этого не сделано. А если Вам эту помощь оказали (возможность предоставили) неоднократно, то Вы будете благодарны клубу и поддержите его в ответ.

Почему тогда клубы не работают над этим?