Дневники спортивного директора: интервью с президентом ФК «Анжи-Юниор» Константином Тарасовым
Друзья, с сегодняшнего дня я решил делиться с вами в блоге материалами, посвященными моей работе в должности спортивного директора клуба ПФЛ. Начать серию материалов "Дневника спортивного директора" мы, вместе с пресс-службой клуба и ее главой Романом Рябовым, решили c интервью президента ФК "Анжи-Юниор" Константина Тарасова.
Идея этого интервью назревала давно, но создание нового клуба и его воплощение в жизнь буквально с нуля – задача очень непростая, и требующая больших временных затрат. Последние месяцы Константин живёт даже не в двух, а в трёх городах – у себя дома в Казани, в Зеленодольске, где базируется и проводит домашние игры новоиспечённый коллектив, и в Москве, куда регулярно приходится приезжать для заявки футболистов, сертификации стадиона, и проведения прочих документальных процедур.
- Расскажите, как возникла идея создания клуба? Такие мысли из ниоткуда не появляются.
- Я с детства играю в футбол, и когда после армии переехал жить в Казань, занялся коммерческой деятельностью, попутно не забывая про любимое дело. На тот момент в 2015 году в «Рубине» президентом назначили Ильсура Метшина, ныне мэра Казани. Ранее Ильсур Раисович был главой Нижнекамска, откуда я родом. Я очень хотел быть в структуре профессионального клуба и предложил свою помощь в развитии академии футбольного клуба «Рубин». Я с головой ушёл в этот вопрос, на собственном фанатизме и энтузиазме перебрал много материала: изучил методы работы тренеров, тренерского персонала, работы структуры футбольных клубов, сам многому научился. Потом съездил в академии футбольных клубов «Барселона» и «Аякс», посмотрел, как устроена работа там. Съездил к Галицкому в «Краснодар», и в академию «Спартака». Из того, что я там увидел, у меня сложился свой паззл, получилась хорошая программа развития футбола в Республике Татарстан и академии футбольного клуба «Рубин». Была проделана действительно большая работа, потому что я фанател от этого дела. Но вышло так, что основная команда «Рубина» находилась в тяжелой ситуации, и всё внимание клуба было направлено на исправление турнирной ситуации. А мне жутко хотелось творить, и по франшизе я открыл школу «Юниор», а свои наработки отложил на некоторое время. Мы открыли филиалы сразу в пяти районах города. Мы грамотно проработали маркетинговые ходы, подобрали качественный тренерский персонал, и за счёт этого быстро набрали футбольные группы для самых маленьких. Но я понимал, что ребята будут подрастать и уходить от нас – в «Рубин», в другие бесплатные спортивные школы. У нас сразу выстроились хорошие отношения с центральным офисом. Школ, подобных нашей, достаточно много, и самый частый вопрос родителей: куда после нашей школы попадёт наш ребёнок? Всего в системе сейчас больше 30000 дошколят, которые занимаются футболом в сети школ «Юниор». Вместе с центральным офисом мы пришли к тому, что нам нужна своя академия, которая могла бы охватить всю Россию, а директора футбольных школ «Юниор» в своих городах могли бы организовать просмотр ребят для нашей академии. Это глобальный проект – со своим интернатом, академией, необходимой инфраструктурой, ошеломительной селекцией. И у этой академии обязательно должна быть своя футбольная команда. Чтобы воспитанники могли играть и проявлять себя в профессиональном футболе. Задача клуба – обкатывать молодых талантливых ребят и продавать их в более крупные клубы. Поэтому главная цель – выращивать молодых футболистов и развивать футбол внутри Татарстана. Если получится зарабатывать на этом деньги, будет просто прекрасно!
- Как к татарстанскому проекту присоединился махачкалинский клуб «Анжи»?
- Осман Гаирбекович (Кадиев – президент ФК «Анжи» - прим. авт.) является моим старшим товарищем и партнёром по бизнесу. В декабре 2016 года Кадиев купил футбольный клуб «Анжи», а уже в январе я рассказал ему о «Юниоре», о планах создания академии и футбольного клуба. Я понимал, что этот проект в одиночку вытянуть финансово будет очень тяжело. К счастью, Осман Гаирбекович заинтересовался моим проектом, и мы договорились совместно работать над ним. Благо, он такой же фанат своего дела, как и я, и нам не составило труда найти общий язык. Так и получился «Анжи-Юниор» - была основа в виде футбольной школы «Юниор», к этому добавили приставку «Анжи». При этом мы не изменили нашу цель – охватить селекцией всю территорию России.
- В чём заключается интерес дагестанского клуба?
- «Анжи» получает свои плюсы: прежде всего, это материальная выгода в случае успешной продажи наших игроков. Кроме того, перспективного футболиста нашей команды могут пригласить в основную команду «Анжи». А его продажа из клуба Премьер-Лиги привлечёт бóльшие финансы. Совместно мы стараемся выстроить систему для воспитания футболистов, которая смогла бы окупить себя.
- Получается, «Анжи-Юниор» это полностью коммерческий проект, нацеленный на зарабатывание денег?
- Сейчас очень многие ругают наш футбол за то, что клубы не зарабатывают. Хотя есть потенциал для реализации таких проектов. Подобную систему пытались организовать в Тольятти на базе Академии им. Коноплёва, когда у них было хорошее финансирование. К сожалению, эта идея со временем пошла крахом, хотя и дала на выходе нескольких хороших игроков – Дзагоев, Зобнин, Крицюк, Юсупов и других.
- Есть гарантия, что мы сможем учесть ошибки других в своей работе?
- Скажу одно: таких ошибок у нас не будет, потому что мы вкладываем собственные финансы, и ни от кого напрямую не зависим. У нас не может возникнуть проблем с неправильным распределением и управлением финансов.
- Такой зависимости от «Анжи» у нас нет?
- Нет, «Анжи» - наш помощник, но изначально мы настраивались развиваться самостоятельно. Исходя из наших задач, мы должны выйти на окупаемость и самостоятельно зарабатывать, что позволит отойти от внешнего финансирования клуба, вкладывая эти средства в развитие инфраструктуры.
- Пока что на словах всё выглядит очень красиво, но так ли это будет на деле? Экономическая ситуация в России и в российском футболе оставляет желать лучшего…
- …если мы говорим про вторую лигу…
- … но даже в Премьер-Лиге единицы клубов покупают футболистов за деньги. Клубы, которые борются за выживание или цепляются за середину таблицы, стараются подписывать свободных агентов. То же самое делаем сейчас и мы – подписали 24 игрока, которые, так или иначе, являлись свободными. Где гарантии, что точно так же будут уходить и от нас?
- Мы перестраховываемся с юридической стороны. В договоре прописана сумма компенсации за футболиста. Именно те футболисты, в которых мы видим перспективу, будут иметь большее внимание со стороны наших юристов. Главная задача здесь – не прогадать с игроком, и не навредить ему. Они приехали сюда, чтобы как можно скорее получить предложение со стороны других клубов. Сам клуб не может выступать в качестве агента, но мы сотрудничаем с рядом агентств, через которые сможем искать клубы, заинтересованные в наших спортсменах, и проводить сделки.
- Рассмотрим следующую ситуацию: по итогам первого круга мы находимся в зоне призёров нашей зоны. Есть вариант – отдать нескольких лидеров команды на повышение в классе и остаться без призовой тройки по итогам сезона, либо доиграть турнир до конца текущим составом и побороться за выход в ФНЛ – что лучше? Наши действия?
- Каждый случай – индивидуальный. Если реально будет хорошая возможность продать футболиста уже через полгода, это значит, что мы выполняем задачу, и нам его держать не надо. Зачем нам насильно удерживать талантливого игрока? Мы делаем всё для того, чтобы футболисты у нас профессионально росли, но при достижении определенного уровня, им потребуется новый вызов
- Мы затронули эту тему: задача клуба – выращивать игроков. Турнирные задачи на втором плане?
- То, что сейчас команда идёт в первой тройке – это прекрасно, и мы рады, и город рад, я уверен. Но мы еще не играли с самыми сильными соперниками. У нас позади лишь пять туров. Да, возможно, мы не будем выигрывать в каждом матче, но мы не будем ниже середины турнирной таблицы. А в первой пятерке будут команды, у которых другие задачи, у них в приоритете – повышение в классе. То, что мы сейчас в числе лидеров – это сказывается долгая работа двух-трёх месяцев сборов. Но я вижу, что команде надо ещё работать, работать и работать. Рисунка игры, который мы хотим видеть, мы пока не наблюдаем. Просто мы находимся в отличной физической форме, и выдерживаем темп игры, несмотря на то, что средний возраст команды – 21 год, мы даём отпор командам более старшего возраста. Мы даём отпор, и это самое главное. Команда чувствует вкус победы. Половина нашей зоны – это совсем юные команды. У нас самая молодая зона из всех на сегодняшний день. Она очень перспективная для скаутов. Я уверен, здесь будет несколько хороших трансферов на будущий год.
- Вы ставите задачу продать футболистов, что произойдет, если продаж, всё-таки, не будет?
- Ничего не произойдёт, мы будем работать дальше – у нас вариантов нет. Я поставил себе задачу – клуб должен выйти на нужный уровень работы, при соблюдении нашей философии, в течение трех лет. Если через три года у нас не будет результата, стоит задуматься, наверное, мы что-то делаем не так, или недорабатываем. Здесь много нюансов. Если мы выполняем свой план работы, это хорошо, но мы всё равно не должны останавливаться, мы должны постоянно работать – обрастать инфраструктурой для обучения футболистов, потому что невозможно требовать от футболиста результата, если мы ничего не дадим ему для этого. Игрок должен быть одет, накормлен, и ни о чём, кроме футбола, не думать.
- Вы говорите о трёх годах, по итогам которых будут сделаны выводы. Но три года – это колоссальные затраты. Если они за три года не окупаются, что делать?
- Но ведь другие клубы не окупаются, и продолжают работать дальше. Я не верю, что при нашем подходе к работе мы не сможем продавать игроков. В этом году, дай бог, если мы продадим двоих. Если нет, ничего страшного не произойдёт. Но мы будем делать работу над ошибками, и будем работать дальше. Когда-то эту стратегию принял «Аякс» и сейчас это одна из самых самоокупаемых академий.
- Что сделано за восемь месяцев, что существует проект «Анжи-Юниор»? И как велась работа все эти восемь месяцев?
- Это была сумасшедшая работа, на самом деле. Очень много времени и нервов потеряно, потому что, как ни крути, я никогда не работал в структуре клуба, для меня всё было новым. Хоть я и сам был футболистом, но быть просто футболистом, и быть в системе – это разные вещи. Мне гораздо больше помогли навыки коммерческой деятельности. Я могу организовать труд, могу организовать работников, настроить их. Когда мы прошли стадию становления, начали проводить селекционные сборы. Сначала в Махачкале – там посмотрели более ста футболистов, потом вернулись в Зеленодольск, провели здесь сборы, посмотрели еще более ста игроков. После просмотра в Махачкале мы определили десять спортсменов, которые впоследствии продолжили с нами работу. Не все выдержали селекционные сборы. Был очень напряжённый период – времени на комплектование команды было очень мало, поэтому отсев происходил колоссальный. В команде остались действительно лучшие кандидаты на попадание в состав. Много футболистов приезжало из других клубов, которые не заинтересованы в выращивании молодых футболистов. У этих команд другие задачи, и им некогда уделять время своим воспитанникам.
- Несмотря на это эти же самые молодые футболисты у нас сейчас демонстрируют высокие результаты.
- Им же надо поверить! В них просто не верят. Если не верить в молодых футболистов, мы и не вырастим никогда нашу сборную. Ведь будущее в них. Основной персонал уже был набран, потому что у нас уже год функционирует футбольная школа, плюс нас поддержал центральный офис футбольной школы «Юниор», который располагается в Санкт-Петербурге. Так сформировалась команда, которая сейчас представляет футбольный клуб «Анжи-Юниор». За селекцию отвечает спортивный директор Илья Штеблов – человек с четырьмя дипломами высшего образования в области спортивного маркетинга и менеджмента. Главный тренер – Юрий Свирков – занимался разработкой новейших методик развития молодых футболистов, в течение четырех лет ассистировал Юрию Красножану в нальчикском «Спартаке». У нас сильный тренерский персонал, который не претерпел изменений с уходом Сергея Герасимца, и полностью соответствует задачам, поставленным главным тренером. Помимо этого, сформирован юридический и экономический отделы, пресс-служба, медицинский персонал. Мы подготовили к старту Первенства стадион «Комсомолец», и прошли сертификацию в Министерстве спорта. Так что работа проведена действительно большая.
- Теперь самый часто задаваемый вопрос от наших болельщиков: почему клуб базируется в Зеленодольске?
- То, что клуб будет базироваться в Татарстане, было ясно с самого начала. Просто потому что это мой проект, а сам я проживаю в Казани. Но в Казани играет флагман татарстанского футбола - клуб «Рубин». Поэтому мы бросили взгляд на ближайшие населённые пункты, и самым близким вариантом, в котором есть вся инфраструктура, необходимая для существования профессионального футбольного клуба, стал Зеленодольск. Мы всерьёз заинтересовались этим вариантом. Пообщавшись с администрацией района, поняли, что этот город достоин быть представленным на футбольной карте России.
- Пожалуй, каверзный вопрос, но я не могу его не задать: приход «Анжи-Юниора» в Зеленодольск повлёк несколько конфликтов, одним из которых стал уход с поста директора ДЮСШ №3 и отказ спонсоров от содержания местной любительской команды. Как вы можете прокомментировать эту информацию?
- Очень жаль, что местные жители ассоциируют приход профессионального футбольного клуба с отставкой Нияза Низамова. Мы никак не могли повлиять на развитие отношений между администрацией города и директором муниципальной спортивной школы. Более того, я до конца не знаю, в чём кроется причина разногласий. Но в определённый момент ко мне обратились представители органов власти с просьбой помочь футбольной команде, стоящей на грани выживания. Некоторые футболисты бойкотировали матчи, спонсоры отказались помогать команде. Мы взвесили все за и против, и поняли, что нельзя оставлять город без любимой команды: помогли команде финансово, заявили часть своих футболистов, которые не проходили в основной состав основной команды, и представили обновлённый ФК «Зеленодольск». Кроме того, на руку местной детско-юношеской школе сыграло и то, что детские команды теперь участвуют в соревнованиях наравне с другими школами клубов Второго и Первого дивизионов. Да, за неимением опыта, нельзя требовать от них побед. Но главное, что они получают опыт и повышают уровень мастерства. И если вчера они проиграли крупно, сегодня они проиграют с небольшой разницей, а завтра уже зацепятся за ничью. Так же, как и от старшей команды, мы ждём от наших юношей роста мастерства, и будем содействовать им в этом. Для нас, как и для жителей города, важно, чтобы в команде выступали собственные воспитанники.