К черту слухи. Ищем чисто футбольные причины поражений «Спартака»
Уже порядком поднадоело обсуждение одного и того же. Все владеют уникальной информацией и все кого-то винят. К черту интриги, давайте смотреть футбол.
К слову, «Спартак» как и в аленичевские времена создал такое информационное поле, которое лично меня заставляет не жить в твиттере, а просто ждать нового матча. Да, мы снова в каком-то дерьме. И речь не о том, что кто-то пилит, кто-то варит, кто-то еще что-нибудь, а речь в элементарных футбольных результатах и очевидных ошибках и просчетах.
Сколько в России реально сильных тренеров? Ну, очевидно, что к этим сильным тренерам уже можно отнести Гончаренко, Бердыева, Сёмина, Кучука. Явно не худшие наши тренеры это Гаджиев и Тарханов. То есть явно не лига звезд. В основном нормальный российский тренер — это опытный, предпочитающий осторожный футбол, не особо гибкий тактически, но умеющий сыграть на сильных качествах своих футболистов.
Я в этот список не отнес Карреру только потому, что о нем речь отдельная. Каррера проработал главным тренером один год. И называть его сложившимся главным тренером нельзя. Вы можете сколько угодно тыкать мне титулами, рассказывать про его возраст, про то, что он первый за 16 лет, но называть его сложившимся главным тренером, игру которого я (не эксперт) пойму, как пойму возможно самую примитивную, но все-таки игру Бердыева, Кучука, да даже Гончаренко, я не могу.
Во-первых, эту игру мы не могли понять и в прошлом сезоне. Точнее, эта игра была не столько футбольной, сколько физической. То есть «Спартак», готовившийся к ближайшему сопернику, спокойно набирающий форму и обладающий обоймой квалифицированных специалистов, мог сегодня готовиться к игре по схеме 4-5-1, а через неделю готовиться по схема 5-3-2. Да, такую динамику вы можете наблюдать по прошлому сезону.
Просто описываю схему «Спартака» и схему соперников в прошлом сезоне (первым везде указан Спартак):
Так «Спартак» провел первую часть сезона. Я думаю, не нужно быть экспертом, достаточно просто видеть логику и вы заметите, что мы старались играть против 5 защитников в 5 защитников, а против 4 защитников в 4 защитника.
Смотрим, когда происходило по-другому: Рубин (ничья, окей, первые матчи Карреры), Уфа (поражение, по слухам Пилипчук предлагал играть в 5 защитников, но Каррера отказался), Томь (да, Томь была очень слабой, но мы вымучали победу). И Амкар, где победа далась еще сложнее, чем с Томью, а вполне могла быть Уфа с еще более очевидным моментом, когда чудо-рывок совершил Комбаров.
В то же время, конечно, отметим и поражения при одинаковых схемах от Зенита и Крыльев Советов. И там, и там, правда, не обошлось без судейских ошибок, повлиявших на результат матча.
Далее Каррера всерьез подготовил команду. Да, пару недель сборов с Аленичевым летом не могли заложить фундамент. Сто процентов не могли, ну потому что этого мало. Аленичев наверняка закладывал фундамент этой команды на протяжении года, но фундамент этот оказался серым. С игровой точки зрения. Отстутствие разгромных побед у Карреры вплоть до последнего домашнего матча как раз и говорят о том, что никакого фундамента не было. Был качественный разбор соперника, была хорошая физическая подготовка (хотя наши сборники тоже участвовали в Евро) и была чистота в головах, вызванная как новичками (Фернандо, Зобнин и Ещенко), так и вышедшими на новый для себя уровень Кутеповым, Глушаковым и Зе Луишем. Вот две причины успеха «Спартака» в осенней части сезона.
Как вы уже догадались, сейчас нет ни первого, ни второго. И нет даже третьего — хорошей физической формы, которая даст прессинговать соперника на чужой половине поля.
Переходим к весенней части сезона. Мне кажется, она вышла более основательной. Да, тут были «Оренбург» и победа в 1 мяч, но основательность у этой команды была уже Карреровской. Это твердость, решительность, уверенность в своих силах. И хорошая физическая форма, которая, как отмечали сами игроки, заложилась еще благодаря программам на отпуск (кто-нибудь слышал про них на лето?).
Здесь снова подъехали чистые и свежие головы в лице Джикии, Самедова и Адриано. Остальным оставалось просто играть также как весной.
А теперь о матчах и схемах.
Что мы видим? Я буду рассуждать чисто логически. Мы не выиграли у «Локомотива» при различных схемах. Возможно, это помогло Пилипчуку уговорить Карреру сыграть с Уфой в 3 ЦЗ. Сыграли — выиграли. Дальше опять сыграли в 3 ЦЗ с играющим в 3 ЦЗ Ростовом. И у Карреры совершенно логично появляется аргумент: необязательно играть против 3 ЦЗ в 3 ЦЗ, ведь это не всегда помогает. С тех пор мы ни разу не сыграли в 3 центральных защитника.
И да, победы над Уралом (после рикошета), над ЦСКА (после чудо-Васина), у Томи (благодаря пенальти). Остальные матчи уже турнирного смысла не несли. Возможно, удачный результат немного затмил мнение Карреры (Пилипчука) о необходимости подстраивать свою схему под схему соперника.
Это логично, ведь мы чемпионы! А чемпион должен брать силой. То есть не мы должны подстраиваться, а под нас. Но, к сожалению, мы так не умеем.
Я не хочу принижать заслуги всех наших чемпионов, но ранее почему-то они чемпионами не становились. Даже медали не брали. Наши сильные качества я перечислил. Это мое мнение, но оно вытекает из логики. Сейчас мы перестали подстраиваться под соперника. У нас пропал прессинг, появились свободные зоны, пропала свежесть. И новичков тех самых нет. Точнее они есть, но их во-первых мало, а во-вторых они попали не под вышедших на новый уровень партнеров.
Что необходимо делать Каррере, Пилипчуку и новому помощнику, фамилию которого я без гугла не вспомню? Я думаю, что необходимо вернуться к тактике прошлого сезона. Нам нужны победа 1:0. Нам нужно подстраиваться под соперников. Возможно, не было бы такого количества свободных зон в матчах с ЦСКА и «Локомотивом», играй мы в 5 защитников. Особенно после удаления. И ближайший шанс — это СКА и Рубин, игравшие в 5 защитников.
Каррера, Комбаров, Глушаков, Мельгарехо — они все одни из нас. Вот только они не были одними из нас на протяжении этих 16 лет. Кто-то был около 7 лет, кто-то 4, а кто-то только год. Все они не такие болельщики «Спартака», как мы. Для них это работа. А работу надо выполнять хорошо.