8 мин.

Асмарал. Чемпионат России-93. Первый круг

Первая часть реквиема по московскому клубу повествует о подвигах Шиянова, усах Худиева и о том, что общего между Сергеем Бубкой, Гарри Каспаровым и Асмаралом.

 

Задачи на сезон

К концу сезона -92 у Аль-Халиди накопилась задолженность перед игроками по зарплате и премиальным, что вылилось в затяжной конфликт, все межсезонье сотрясавший команду. Нерегулярная выплата заработанного для России начала 90-ых было вполне обычным явлением, но футболисты, в отличие от учителей и врачей, завидным долготерпением не обладали. Результатом этого конфликта стал массовый исход футболистов. Кто-то подался за рубеж, кто-то обратился в КДК, расторгнувший контракты игроков с клубом, кто-то, предложений не имевший, ответил забастовкой. В итоге за две недели до первого матча сезона-93 на тренировку на поле «Красной Пресни» вышли семь игроков, большинство из которых в сезоне-92 играли в фарм-клубе. Лицезреть сию малоприятную картину довелось Николаю Худиеву. После первых демаршей футболистов в конце 1992 года Бесков, если к тому времени ещё и имевший сомнения в целесообразности своего пребывания в клубе, категорично заявил о своем уходе. Главным был назначен помощник мэтра Худиев, обладатель роскошных усов, при виде которых сам Валерий Газзаев наверняка испытывал эмоции, сходные с чувствами Сальери к Моцарту. А вот свойственным своему именитому земляку самолюбием Худиев не обладал. Мне трудно представить Газзаева, взявшегося работать с командой, которая насчитывает 7 игроков. А вот Николай Урузмакович никогда никакой работы не чурался – будь то развалившийся Асмарал, многолетние вторые роли в московском Локо или «поплывшая» в сезоне-2003 Алания. За полмесяца новому тренеру предстояло набрать готовую команду из игроков, не нужных другим клубам, и свободных агентов.

О задачах как-то умалчивалось, что, впрочем, и понятно: ставить задачи перед семью футболистами – совершенно не комильфо.

Николай Худиев в 1993 году

 

Потери и приобретения

Скульптор сенсационного Асмарала-92 Констатин Бесков ушел из команды зимой. Другая легенда – Юрий Гаврилов отправляется «доигрывать» в клубы низших дивизионов. Лучший форвард прошлого сезона – Кирилл Рыбаков пробует силы в столичном Динамо. Асланян, Путилин и Новгородов бесплатно ушли в московское Торпедо, ещё два основных игрока – Макаров и Хахалев отправились в Марокко. Первый весной станет чемпионом страны в составе касабланского Видада, второй возьмёт бронзу с командой Ренессанс из Сеттата. Мамчур продан в ЦСКА, с трудом удалось отстоять Клюева, которым активно интересовались другие московские клубы.

Формирование команды происходило в спешке, в режиме поющих романсы денежных средств, рынок перед стартом сезона был ограничен свободными агентами и арендой. Из питерского Зенита приходит защитник-ветеран, чемпион Союза-84 Сергей Кузнецов, из вылетевшего Шинника приглашают ещё одного «бывалого» - Сергея Никитина, а из смоленской Искры – Николая Крестобинцева. Из Ростсельмаша приходит форвард Олег Никулин, о профпригодности которого красноречиво свидетельствует его статистика за ростовчан – 1 гол в 25 матчах. Из Терека, чуть-чуть не дотянувшего до «вышки» приходит форвард Константин Камнев. В отличие от Никулина, у Камнева со статистикой порядок: гол каждые два матча, правда, в на уровне первого дивизиона. У киевского Динамо удается арендовать Олега Волотека. Крайний хавбек конфликтует с Фоменко, тогдашним тренером киевлян, и активно путешествует по арендам. Кроме этого, из карельской ссылки возвращают Аюпова, Семака и Панфёрова. Уже в ходе сезона удается выдрать «шерсти клок» из Торпедо, бесплатно забравшего игроков оранжево-синих, - в Асмарал автозаводцы отдают Сергея Зорю. Этот 20-летний защитник в юниорах считался невероятно талантливым, но в последние годы явно деградировал. Сезон в Асмарале, к слову, это только подтвердил.

Чемпион Союза Сергей Кузнецов.

Весной на просмотре в Асмарале находился вратарь из Запорожья Игорь Моисеев, однако о переходе договориться не удалось и голкипер появится в команде только летом, отметившись перед этим в Днепре. Кстати, Моисеева и Волотека Асмаралу предложили агенты Алексей Цыганюк и Валерий Мельник, специализирующиеся на трансферах украинских игроков. Годом ранее они сосватали в клуб Мамчура и Сторчака, а инициированный ими переход в сезоне-92 к оранжево-синим будущего игрока сборной Украины Андрея Гусина сорвался лишь по причине травмы последнего. Так вот, эти же специалисты зимой привезли Аль-Халиди главных (наряду с Онопко и Леоненко) звёзд из соседней страны – одесситов Цымбаларя и Никифорова, за которыми к тому времени охотилась добрая половина московских грандов. Владелец Асмарала, однако, к тому времени уже испытывал финансовые трудности и удовлетворить финансовые запросы Ильи и Юрия не смог. Через неделю они стали игроками столичного Спартака. Какое место занял бы Асмарал с Цымбаларем и Никифоровым остается только гадать…

Два главных несостоявшихся трансфера Асмарала...

И в завершении не могу не упомянуть ещё об одном персонаже, появившемся в команде – а уж потеря это или приобретение решайте сами. К работе с футболистами по инициативе Аль-Халиди был привлечен спортивный психолог Рудольф Загайнов. Об этом «Кашпировском от футбола» написано масса слов – от восторженных до уничижительных. Для любителей «погорячее» могу порекомендовать вот эту статью Елены Вайцеховской - http://www.sport-express.ru/newspaper/2007-07-09/16_1/.

Бесспорно одно – на протяжении всей карьеры психолога Загайнов очень любил козырять своим послужным списком, в котором значились Бубка, Каспаров, Карпов (Ягудин там значительно позже появился). Характерно, что после сезона-93 ни один из футболистов завалившего турнир Асмарала этот список не пополнил.

Всепроникающий взгляд спортивного мага Рудольфа Загайнова. Кашпировский с Чумаком печально курят за кадром

В начале сезона Худиев вынужденно прибегал к схеме с эшелонированной обороной. Несыгранность футболистов, отсутсвие внятной концепции игры обязывали.

Начинали сезон на юге – во Владикавказе и Сочи, продолжали в Москве, по причине отсутствия подогрева и убогости полей в армейском манеже.

В матче с южным Спартаком за очки зацепится не удалось – владикавказцы уверенно выиграли 2:0, не забив при этом пенальти – Шиянов потащил от грозного Назима Сулейманова. Молодой кипер продолжил геройствовать и в следующем матче с Жемчужиной. Подопечные Найдёнова весь матч наседали на ворота москвичей, а в самой концовке арбитр Савкин (земляк Василия Уткина) назначил в ворота Асмарала небесспорный пенальти – «поработать» с судьями Арсен Юльевич не дурак был. Однако, Шиянов снова берет пенальти, на этот раз от не менее грозного Гогричиани, который на протяжении большей части сезона будет лидировать в списке главных бомбардиров.

На ковре ЛФК ЦСКА солировали уже другие – Клюев дважды отдает голевые в матче с Уралмашем и забивает КАМАЗу, Сторчак забивает по голу тем и тем. Две подряд победы оранжево-синих, считавшихся уже почившими в бозе, и комфортное 8-ое место в таблице на старте сезона.

В дальнейшем, однако, все становится на свои места – четыре поражения подряд с разницей мячей 1-11, причем два московских гранда – Спартак и Динамо последовательно делают из Асмарала отбивную – 1:5 и 0:4 соответственно. В составе Динамо ворота Шиянова поражает его бывший одноклубник Кирилл Рыбаков.

Асмарал закономерно примыкает к группе аутсайдеров, впрочем плотность внизу таблицы большая и все ещё впереди.

Далее следуют две блеклые ничьи – с Крыльями дома (0:0) и Текстильщиком на выезде(1:1). В обоих матчах соперники имели преимущество и лишь яркая игра Шиянова да гол Аюпова в концовке камышинского матча приносят оранжево-синим очки. На выезде по маршруту Волгоград - Набережные Челны фортуна не столь благосклонна. Ротор без труда берет свои очки, а в перенесенном матче 20-го тура провально стартовавший КАМАЗ частично реабилитируется перед болельщиками, разнося соседа по таблице -3:0.

В сезоне-93 защитнику Шульгину сдержать спартаковца Писарева не удалось

Однако, к лету игроки притираются друг к другу и начинают показывать нечто похожее на футбол. Матчи с посланцами Дальнего Востока (Луч-1:0 и Океан-1:1) не радуют своим содержанием глаз, но приносят очки и, что ещё более важно, психологическую уверенность. В матче с находкинцами третий пенальти в 12 матче отбивает Шиянов (ещё дважды в старте выходил дублёр Шиянова Андрей Коваленко).

Помимо отбитого пенальти вратарь отмечается ещё и желтой карточкой, которая становится для него второй в чемпионате (в сезоне-93 игроки пропускали матчи после каждого второго горчичника, благо давали их несравнимо реже, чем сейчас).

Место дисквалифицированного кипера в матче с ЦСКА занимает подписанный накануне Игорь Моисеев. Матч с красно-синими Асмаралу удается. Уже в дебюте они имеют шанс выйти вперед, но Евгений Плотников удар Волотека парирует. На поле идет равная борьба и лишь ближе к концу матча удар Минько с одиннадцатиметровой отметки (Шиянова-то нету!) приносит ЦСКА победу. Четыре дня спустя гораздо более стабильный, нежели армейцы, столичный Локомотив шансов асмаральцам не оставляет -2:0, и, что называется, без вариантов.

Гранды грандами, а с прямыми конкурентами Асмарал уже в силах сражаться: Ростсельмаш тоненько размазывается по газону «Красной Пресни» -4:0(две передачи Клюева, по голу и пасу от Сафронова и Волотека), после чего приходит победа над ставропольским Динамо -2:1 (Клюев на сей раз забивает плюс второй подряд гол Панфёрова).

В этих матчах Асмарал показывает солидную игру, широко и мощно атакует, демонстрируя очевидное превосходство над двумя конкурентами в борьбе за выживание.

Оптимизм нарастает, общественность уже не определяет оранжево-синих в записные аутсайдеры и признается, что по весне похоронили их рановато. Впрочем, комплименты команде и Худиеву («ещё один талантливый ученик Бескова») тоже рановато звучат. В следующей статье мы в этом убедимся.

Положение Асмарала после первого круга ЧР-93. Вследствие уродливого календаря (командами сыграно неодинаковое количество игр) таблица трудна для восприятия.

Продолжение следует.