4 мин.

Мягкая сила. Как переход Неймара связан с ситуацией на Ближнем Востоке

Неправда, что "ПСЖ" купил Неймара за 222 миллиона.

222 миллиона — это лишь та сумма, которую "принцы" выплатят "Барселоне". Чтобы понять реальный масштаб трансфера, нужно приплюсовать сюда еще и кругленькую зарплату игрока, комиссионные его агента, а также специальный денежный "буфер", который должен защитить бразильца от прелестей французской фискальной системы. По оценкам Get French Football, в общей сложности шейх Нассер потратит на сделку ПОЛМИЛЛИАРДА евро.

Отбить эту сумму не получится, даже если "ПСЖ" действительно выиграет все. Не помогут и пресловутые футболки. У парижан действующий контракт с Nike, согласно которому клуб ежегодно получает 19 миллионов фунтов — независимо от количества реализованной атрибутики. Так что безумие, охватившее столичные магазины пятничным вечером, на ближайших доходах "ПСЖ" никак не скажется.

Конечно, нельзя забывать о чисто имиджевых бонусах. После мартовских 1:6 Париж выпал из континентального топа — хотя многие считают, что он к нему и не принадлежал. После кошмара на "Камп Ноу" в перспективы парижского проекта перестали верить даже свои: например, о желании "уйти за трофеями" начал говорить Марко Верратти. Что уж говорить о звездах других команд, которые были готовы ехать куда угодно, но не на "Парк де Пренс"?

Многие объясняют трансферное безумие парижан именно желанием перезагрузиться. Трудно отрицать, что сага о Неймаре уже заставила многих позабыть об 1:6. Она же, что более важно, помогла сохранить Верратти и перехватить у "Сити" Дани Алвеса. Понятно, что будут и новые топ-покупки — вроде как почти решен вопрос по Мбаппе, наверняка будет куплен адекватный амбициям клуба голкипер.

Однако верно и другое — вернуться на вершину можно было и без таких фантастических трат. Например, признать провал Эмери и взять нового тренера. Но в эту сторону шейх даже не смотрел. В апреле он приценивался к Месси, в июне готов был отдать состояние за Криштиану Роналду, а в июле резко переключился на Неймара. А ведь это три очень разных футболиста, объединяет которых разве что запредельная звездность.

И вот именно она, по всей видимости, Нассеру и нужна. А вместе с ним — всему Катару.

***

По соседству с Катаром располагаются Бахрейн, Саудовская Аравия, Египет и ОАЭ. В конце весны они дружно обвинили Катар в "пособничестве мировому терроризму" и "заигрывании с Ираном". Обвинениями не ограничилось — Доха получила список из 13 требований, большинство из которых заведомо невыполнимо. Эмир взял время на раздумье, соседи применили к нему довольно жесткие санкции. По оценкам финансовых аналитиков, за прошедшие два месяца импорт Катара уже упал на 40%.

Население Катара — 2,5 миллиона человек. Из потенциальных противников меньше только Бахрейн. Рассчитывать на военную силу Катару точно не приходится, но и выполнять все требования зарвавшихся соседей шейхам явно не хочется. Какой прок в независимости, если от нее остается одно название?

Профессор международных отношений Лондонской школы экономики Фаваз Гергес говорит о том, что невыгодные геополитические условия давно уже научили катарцев при случае прибегать к концепции "мягкой силы". Ее основная идея — в выстраивании взаимовыгодных отношений с великими державами и создании положительного имиджа в глазах западных наблюдателей. Понятно, что те же саудиты не делают вообще ничего без разрешения США — значит, для национальной безопасности Катара жизненно важно чем-то заинтересовать США и их партнеров. И шейхи прекрасно с этим справляются, обращая на пользу делу любую шумиху.

Предположим, что все пошло по худшему сценарию. Персидская четверка объявляет Катару войну и вторгается на территорию государства. Как отмечалось выше, шансов отбиться у катарской армии нет. Но о конфликте благодаря СМИ тут же узнают на Западе. Обывателю предстоит решить,за кого он: за ваххабитскую Саудовскую Аравию, в которой до сих пор побивают камнями женщин, или за Катар — страну Qatar Airways, Aspire и "Пари Сен-Жермен"? Кажется, это не самый сложный выбор.

Говорите, всем плевать на мнение обывателей? Возможно. Но в Лондоне на катарские деньги построены Олимпийская деревня и казармы "Челси", а в топ-5 самых влиятельных фанатов "ПСЖ" входят Николя Саркози и Эммануэль Макрон. Как вы думаете, этим ребятам понравится, что их благополучию угрожают какие-то ваххабиты?

Шейх Нассер отлично понимает, что скинуть "Монако" можно и без многомиллионных вливаний. Знает он и про то, что никакой Неймар не может гарантировать заветную победу в ЛЧ. Просто шейх преследует немного другие цели.

Полмиллиарда евро — много, если говорить об одном бизнесмене. Но это вообще не деньги, если речь идет о национальной безопасности.

Автор ведет телеграм-канал о французском футболе: t.me/frenchfootball