7 мин.

Музпросвет

С песней по жизни – это про меня. В разные периоды – разной. В последнее время все чаще футбольной, уж не знаю, хорошо ли это.Пространный музыкальноокрашенный экскурс в детство и юность завершится подборкой любимых футбольных треков. Возможно, у кого-то хватит сил дочитать и дослушать до конца.

 

Мои отношения с музыкой складывались неоднозначно и варьировались в диапазоне от взаимной любви до столь же обоюдной ненависти. Причины последней бывали разными — иногда объективными, как, например, отсутствие собственного инструмента, а порой и вовсе неотвратимыми — как отъезд единственного преподавателя музыки из небольшого поселка, в котором прошло мое детство. Но главной причиной того, что я так и не получила сколько-нибудь внятного музыкального образования, стала банальная леность.

И это тем более обидно, учитывая, какой генофонд мне достался. Отец был потрясающим баянистом, руководителем хора, раз за разом побеждавшего на различных смотрах и конкурсах областного уровня, что сегодня может показаться смешным, а в те времена дорогого стоило. Папе не раз предлагали перебраться в Ленинград и сосредоточиться на более серьезных задачах, но он предпочел поднимать культурный уровень односельчан (и спортивный, так как был КМС по волейболу и руководил этой стороной поселковой жизни тоже). Его мама, моя татарская бабушка, играла на аккордеоне. Говорят, неплохо, но я этого, увы, не помню — бабули не стало в тот год, когда я отправилась грызть гранит науки.

Со стороны матушки все тоже складывалось для моего музыкального развития как нельзя лучше — и мама, и бабушка, и прабабушка были прекрасными певуньями, с голосами высокими и чистыми. До сих пор вспоминаю, как прабабушка моя, рано овдовевшая и в одиночку поднявшая четверых детей в разрушенной и голодной послевоенной стране, пела мне маленькой народную классику — так, что слезы на глаза наворачивались и казалось, что история про муромскую дорожку — это про нее, про мою бабулю.

Но главным музыкальным достоянием нашей семьи был дед Иван. Звонкий голос его трофейной трехрядки, привезенной из Берлина, знали во всей округе. Гармонист от Бога, дедушка мог играть сутками напролет — когда наступала свадебная страда, на него начиналась настоящая охота, только успевай открывать ворота для саней с гостями. Иногда на летние гулянья он брал и меня. И как же я, совсем еще клоп, гордилась своим дедом — самым талантливым, самым веселым, главным действующим лицом на деревенском празднике.

В музыкальной школе по классу фортепиано я продержалась три года, но никогда это дело не любила. Своего инструмента у нас не было, приходилось вечерами тренькать на разбитом пианино в детском саду, где до сих пор трудится моя матушка. Планов о том чтобы раскрошить несчастный инструмент топором в щепу, как это мечтала сделать лучшая подруга студенческих лет, я не вынашивала, но и научиться играть на нем как следует так и не смогла.

С баяном вышло не лучше — два года занятий и минимальный результат на выходе. Тут уж на отсутствие инструмента было не попенять, и родители сдались. Сестра моя при этом самостоятельно выучилась вполне сносно играть, а я, балда, так и осталась недоучкой. Однако музыка решительно не желала меня отпускать — так вышло, что моя жизнь оказалась связана с радио, причем изначально — с музыкальным. Об этом можно рассказывать долго и много, кое-кто из моих коллег так и поступил, написав эссе, рассказы и повести (Саша, Оля, Женя — привет!). Если коротко — то в начале большого пути работу свою мы любили беззаветно, на студии дневали и ночевали — буквально, и радовались такому подарку судьбы, когда любимое хобби нежданно-негаданно трансформировалось в работу, в те времена к тому же довольно хорошо оплачиваемую. Мы до одури спорили о том, чьи гитарные риффы круче, у кого самый лучший вокал, а чья лирика более глубока и проникновенна, и всерьез и надолго обижались друг на друга в случае явного несовпадения мнений.

А потом случилось странное. Мы наелись. И когда кто-то из нерадийных друзей интересовался моим мнением о новинках, ответ обычно был таков: «Извини, я музыку не люблю и не слушаю». Неизвестно, как надолго бы затянулся процесс, если бы на помощь не пришли... бразильцы. Причем возвращение интереса к диезам и бемолям произошло практически одновременно с зарождением другого — к игре с круглым мячом на зеленом поле. Пока забавный зубастый парнишка со смешной челкой на бритой голове феерил на французских газонах, монстры из телекомпании «Глобо» зомбировали мой мозг босса-новами, самбами и прочими неведомыми ранее красивостями, которым в изобилии нашпигованы бразильские теленовелы.

В моем новом музыкальном пространстве практически не осталось места для русско- и англоязычной музыки, лишь обожаемые французы отстояли свой уголок (об этом я рассказывала однажды). Остальное же было отдано на откуп бразильцам, итальянцам, испанцам, сербам, хорватам, болгарам, чехам, голландцам — перечислять можно до бесконечности. Все это складировалось и рассортировывалось по папкам, до поры до времени оставаясь лишь моими, мало кому понятными маленькими радостями. Но осенью 2007 года у тренерского штаба моего нового места работы возникла идея украсить эфир футбольными песнями разных стран и народов, дабы посмотреть, найдет ли подобная затея отклик у слушателей. Тут-то моя коллекция и пригодилась.

Кое-что из любимого — по разным причинам, без каких-либо клубных пристрастий и национальных симпатий — предлагаю послушать и оценить. Начнем давайте с бразильской группы Skank, впервые услышанной в каком-то сериале с красивой балладой «Resposta». Позже выяснилось, что парни поют и о футболе тоже, мой любимый трек «É Uma Partida de Futebol» поклонники команды даже предлагают сделать гимном следующего ЧМ. Клип, увы, вставить не могу – не дает ссылку кода. Так что добро пожаловать на Youtube. Оно того стоит, правда.

А пока можно на Рональдинью в фанатском творчестве полюбоваться. Под Skank, разумеется.

Итальянский бэнд Collura Terranova спел песню о «Палермо», частично на сицилийском диалекте, который надеюсь когда-нибудь освоить. Клипа как такового нет, лишь творчество болельщиков.

Несмотря на любовь к отдельным персоналиям, никогда не симпатизировала оранжевым, но вот это произведение в плеере имеется всегда. Накануне финала последнего ЧМ вдруг обнаружилось, что оно стоит последним в плей-листе и всякий раз уход в музыкальную нирвану завершается им. Сей факт насторожил, потому как девушка я суеверная. Пришлось кое-что подправить и поставить на финалочку испанское. Сработало)

Ниже – клип, качество, правда, не очень. По этой ссылке не клип, но звук лучше.

У соседей-немцев футбольной музыки столько, что хоть сотню обзоров делай. Для сегодняшнего выбрала «Этот путь» Ксавьера Найду — изначально не футбольную вовсе. Предыстория такова: во время ЧМ-2006 игроки сборной Германии попросили перед каждым матчем включать этот трек в раздевалке — для надлежащего настроя. Народ высказывался в том смысле, что надо бы ее сделать официальным гимном действа. Гимном в итоге стала другая композиция, о которой мало кто помнит, а вот в раздевалке песня звучала. Про нелегкую, тернисто-каменистую дорогу к успеху. Мне она нравится в принципе — я вообще Найду люблю, еще со времени жизни в Германии. Ну и немецкий язык, безусловно, чертовски музыкален. И не спорьте.

Для полноты коллекции – уже постмундиалевое, семиминутный трек "Danke" со словами благодарности игрокам и тренерам.

Тем, кто продержался до конца, предлагаю взбодриться под крутой зонг про словацкую сборную. Тем более что играть нам с ними не скоро. На мой взгляд — классический футбольный рок-боевик (а запилы я по-прежнему люблю), не лишенный при этом национального колорита. Не клип, просто нарезка. Клип – вот здесь (качество так себе)

Други мои, жду от вас комментариев об услышанной музыке и ваших музыкально-футбольных историй. Мне, правда, интересно. Надеюсь, что и вам тоже)