Свой среди чужих, чужой среди своих
Я где то читал или слышал, что счастье, есть не что иное, как сложение ряда причин и следствий.
Йозо Шимунович является прекрасным наглядным примером для озвученного выше. Он, прямо скажем, счастливый человек. Счастливый, между своих сверстников, потому что родился в Загребе и вырос в местечке Верхняя Ломница, где и начал играть в футбол. Из «Хорватского Драговольца» он в 12 лет пришел в футбольную школу загребского Динамо, быстро прогрессировал и уже в марте 2013 года, дебютировал в игре за основную команду.
За два года в первой команде Динамо он вырос в классного игрока, и в 2015 году, погожим осенним днем парень улетел в Шотландию, играть за Селтик. Уже там, в Глазго, к своим хорватским трофеям в составе Динамо, Йозо прибавил два титула Чемпиона Шотландии, а также выиграл кубок страны и кубок лиги, с новой командой.
Конечно, это не его вина, что Шимунович не был тем гиперталантливым мальчиком, которого затем покупает Юве за 21 миллион евро. Позиция защитника в футболе особенная. Чтобы играть на ней, нужно не, сколько обладать некими «природными талантами», разэпотированными различными СМИ в виде бесконечного числа нарезок финтов и новостей в стиле «кто кого родил», но быть очень работоспособным, неприхотливым и терпеливым. Именно этих качеств, в юном Йозо оказалось достаточно. И при всей его «посредственности на поле», выдаваемых хорватскими спортивными обозревателями за мантру, Шимунович оказался именно тем игроком, без которого Динамо потерял на некоторое время стабильность в оборонительных редутах.
В то же время, те же журналисты, не раз присваивали игроку титул «najbolji dres», отмечая тем самым его потрясающую работоспособность и полезность на поле.
За Хорватию, он играл с самых юных лет, пройдя школу юниорских сборных с самой первой до последней ступени. В общей сложности, им было проведено 48 матчей за различные юниорские сборные «огненных». Перед матчами с болгарами и мальтийцами, в отборе на Евро-2016, на молодого защитника обратил внимание Анте Чачич. Но, Йозо получил травму и выпал из поля зрения тренерского штаба сборной Хорватии.
Как вы знаете, счастье – это сложный ряд из причин и следствий.
Шимунович так и не был вызван в сборную Хорватии. Прекрасно отыграв прошедший сезон в Селтике, Йозо до конца надеялся, что штаб Чачича заметит его, но в глазах главного тренера, он так и не смог конкурировать с другими, «более именитыми» защитниками Хорватии.
Но, на счастье Йозо, он с рождения знал, что его родители родились в знаменитом боснийском городке Яйце. После того, как единая страна распалась на шесть частей, Яйце для Верхней Ломницы стал «заграницей». Однако, в отличии от своего хорватского коллеги, главный тренер сборной Боснии и Герцеговины Мехмед Баждаревич не имеет такого выбора защитников в сборной и посмотрев однажды игру Шимуновича и с удивлением обнаружив, что Чачич не вызывает парня в сборную, сел за телефон.
Они разговаривали два или три раза, прежде чем, уставший ждать благосклонности «физрука» Анте, Йозо Шимунович дал короткое интервью корреспонденту Sportske Novosti в Британии:
Все больше игроков, подобно Йозо Шимуновичу, станут менять спортивное гражданство, в зависимости от жизненных обстоятельств.
В принципе, тут и правда, не о чем говорить. Есть правила ФИФА и УЕФА, которые четко оглашают, если игрок не был заигран за основную национальную сборную одной страны, то он может быть заигран за сборную другой. И по ним же, игрок может с легкостью выступать за страну, где родились его родители или другие близкие родственники. Йозо полностью подходит под эти правила.
Однако, когда данный вопрос возникает «на просторах», бывшей Югославии конечно, все проходит не так обыденно, как, например решение Александра Самедова выступать за сборную России или Илкая Гюндогана за сборную Германии. Тут в дело вступают не просто правила ФИФА. История Шимуновича, как и история любого из нас, чьи предки родились на благословенной югославской земле, которая включает в себя много межнациональных и межрелигиозных особенностей, не сводится к банальному «усташ, балия и партизан», она может тянуть свой исторический шлейф аж до седьмого столетия.
Йозо, который просто хочет играть в футбол, за одну ночь, стал предателем для одних и «своим» для других. С ним случилось то, что происходит со всеми теми, кто когда-либо прекращал (прекращает, прекратить) выступать в шашечной форме за хорватский флаг – все они становятся, языком некоторых особо ревнительных «Nije pravi hrvat» (не настоящий хорват). Ну, мы то с вами знаем, что самые «настоящие» живут на узкой полоске взморья и учат всю остальную часть страны, как это быть «правильными».
Шимунович – не первый, и, вероятно, не последний спортсмен или футболист, который встал на этот путь. Да, он «юбилейный», десятый футболист, который родился в Хорватии, но решил выступать за сборную БиГ, но, далеко не последний. До него по пути разжалования в «не правильного хорвата» уже прошли Мирко Хргович, Иван Медвид, Дарио Пурич, Иван Радельич, братья Ясмин и Менсур Муйджа, Драган Стойкич и Марио Вранчич, ровно как и многолетний капитан сборной Боснии и настоящая легенда современного боснийского футбола – Эмир Спахич, который, к слову, родом из Дубровника.
Мне не нужно вам объяснять, что Босния и Герцеговина является брутально комплексной и специфичной страной, в которой невозможно говорить об общенациональном идентитете.
Прошедшая война еще более усложнила и без того сложные отношения, между тремя титульными народами, проживающими здесь. Страна раздроблена и поделена, и до сих пор живет в неком «подвешенном» состоянии, когда националисты из трех лагерей, задают тональность межэтнических отношений в стране. По сути же, на лицо, под маской национализма (как бошнякского, так и хорватского с сербским) скрывается желание некоторых групп людей, «поделить сферы влияния». К великой боли и сожалению, футбол не остается в стороне от этих разборок местных криминальных авторитетов и зачастую становится разменной монетой в стремлении показать конкуренту «кто мы есть». Политики и иже с ними, паразитирующие на горе простого народа, лишь культивируют почву межэтнической и межрелигиозной ненависти, поскольку это гарантия сохранения их власти и «всего нажитого непосильным трудом».
Небольшой экскурс в местную геополитику был сделан, дабы продемонстрировать вам, что смена спортивного гражданства для Шимуновича (и всех до него) – это пятикратное, нет стократное психологическое давление. Они стали «чужими» для Хорватии, но, будут ли «своими» для жителей Боснии и Герцеговины? Очень сложный вопрос. На данный момент, только один футболист в Боснии и Герцеговине одинаково уважаем среди трех народов этой страны. Да, да. Майку Эдина Джеко реально встретить и в Сараево и в Мостаре и в Баня-Луке.
Главная проблема внутреннего футбола Боснии – это то, что он никому не нужен. Здесь, где растет очень много талантливой, по-настоящему талантливой молодежи, футбол – это прежде всего бизнес. Нет. Не тот, что вы подумали. Это не «построить школу\стадион\стать чемпионом\выиграть ЛЧ\profit», все гораздо банальнее – «собрать молодежь\устроить просмотр\продать за границу». Нет, конечно же, есть энтузиасты, которые пытаются что то сделать, но это, в местных реалиях, простите, как пойти «до ветра» против этого самого ветра.
Отсюда и вытекает, что сборная – это собрание игроков, играющих где угодно, только не в Боснии. И отношение к ней, особенно во времена какой-нибудь местной «бучи», соответствующее.
Шимунович не станет исключение из правил (в последнем матче с Грецией на поле за сборную БиГ восемь игроков сборной, никогда вообще не играли в Боснии), но, будет и сам ощущать себя, да и восприниматься в стране, как некий легионер, кем, по своей сути, он является.
Однако, даже, несмотря на весь спектр сложностей во взаимоотношениях соседей (БиГ, Сербии, Хорватии), каждый игрок имеет право сам выбирать свою судьбу, и, если карьера в сборной Боснии его выбор, то его нужно уважать. Ровно как и любой обратный процесс.
Чтобы перечислить всех спортсменов, которые выступали или выступают, после распада Югославии, за Хорватию или Сербию, но, родились (а некоторые даже выросли) в Боснии, понадобится целая книга. А сколько игроков, подобно Йозо, чьи родители из Боснии? Существует едва-ли сборная в командном спорте – вероятно, за исключением водного поло, - где бы выходцы из Боснии не играли бы важную роль?
По моим скромным подсчетам, 22 игрока, которые некогда выступали и выступают за сборную Хорватии родились в Боснии. С учетом родителей из БиГ – их число увеличивается до сорока с лишним. Давор Шукер, Дарио Срна, Иван Ракитич, Матео Ковачич, оба брата Ковача, Тим Едвай – при сложении ряда причин и следствий, могли бы играть за Боснию и Герцеговину.
И тут не только футбол. В Югославии, традиционно, была очень сильная гандбольная школа в Герцеговине. Как живой пример ее величия и одновременно печали – это игра братьев Карачичей, за различные сборные.
А баскетбол. Пятеро хорватских баскетболистов в НБА рождены в Боснии и Герцеговине, в том числе, Боян Богданович и молодые Драган Бендер, Ивица Зупац.
Тренер Роджера Федерера - Иван Любичич, ровно как и Марин Чилич выступали в финале Уимблдона, под боснийским флагом, а из Приедора в Хорватию уехал играть Эдис Элкасевич.
Хорватский спорт без выходцев из Боснии и Герцеговины был бы менее колоритным и качественным – по-моему это ясно всем и тут даже обсуждать особо нечего.
Тем не менее, в последнее время, в регионе, в плане спорта, наблюдаются некие реваншистские настроения в обществе. Прерогатива такого мнения заключается в том, что сербы должны играть за Сербию, хорваты за Хорватию, а за Боснию пусть играют одни мусульмане.
Понятие патриотизма и самоидентификации временами хорошо, но не в реалиях современного спорта. И если игрок, в силу ряда личностных или политических причин, не востребован на Родине по рождению, то что плохого в том, что он будет играть на Родине по происхождению?
Более того, ныне живет целое поколение игроков, которые не утратили свою национально-религиозную идентичность, но играют за сборные за пределами бывшей Югославии. Златан, Марк Марин, Марк Арнаутович, Харис Сеферович – очень сомневаюсь, что они когда-либо получат ярлык «nije pravi» от своего народа.
Поэтому, случай Йозо Шимуновича нужно воспринимать поспокойнее, нежели это делают некоторые горячие головы в Хорватии.
«Шишко», как и многие игроки его поколения, выбирают национальную сборную не сердцем, но головой, решая для себя дилему, что лучше выступить за сборную другой страны (и иметь возможность пробиться на турниры), нежели не выступать на уровне сборных вообще.
Каждый выбирает свою судьбу сам, хоть она и есть сочетание этого сложного ряда причин и следствий.
Арти Бундевица из Сараево.
А так все правильно Анте написал,но ведь горячие головы врядли ей будут думать.Все эти деления,мусульманин туда,хорват сюда - бред сущий.Заниматься детским спортом,продвигать своих - на все эт нужно деньги, которых (уже успешно освоили-прикарманили политичке бесы),поэтому лучше создать конфликт например национальный,чтобы потом кивать на это,скрывая истиную причину и оправдывать свое дуболомство.
Да и лицо с карикатурки,с пилотке партизанской и в форме хорватобосанской знакомое что то
Oglo - так в Боснии называют своеобразный Crazy Buisness с черногорцами. Например, отвезти жену на с детьми на море в Будву, это Oglo (ибо нех, есть свое море "боснийское"), работать на черногорском пляже, это тоже Oglo.
Типичный диалог в сараевской кафане:
- А где Сеад?
- Этот уже две недели в Oglo.
И все понятно - чувак две недели развлекает русских и не только туристов на пляже в Будве)))
Чулибрк - это имя нарицательное самого "православного" сербско-черногорского священника, который заводит в горах норму шариата, по "православным" правилам. И ведь заводят, и живут по ним)) Нагорьям вокруг Никшича - нижайший поклон)))
По поводу Ogulin - не могу точно сказать. Вечером придет с дежурства в больнице мой толковый словарь боснийского диалекта и спрошу :D Самому теперь интересно)))
Словарь в больнице?Придет?Are you ok?))))