Что нужно сборной России?
Постараюсь ответить на вопрос, волнующий умы миллионов наших сограждан.
Предисловие
В понедельник вечером мной был опубликован материал о нашей сборной на Кубке Конфедераций. В комментариях к нему пользователь под ником DFD (имени вашего не знаю, увы) меня озадачил. Вот, что он написал:
«На одном интернет-ресурсе выложили очередную статью про нашу несчастную сборную, и заканчивается она так:
Других игроков у нас нет, это понимает не только Виталий Мутко. Работать с ними пытались специалисты разного плана, и не сказать, что хоть один из них, кроме Гуса Хиддинка, добился прорыва. Разные психологические методы, игровые стили, отчасти исполнители — в сборной России уже было, кажется, все. Вот только результатов нет. Что же тогда нужно этой команде?
Я бы с интересом почитал ваше мнение на последний вопрос.»
К слову, я нашел ту самую статью – она написана Евгением Бакиным на портале Лента.ру. И заставила меня задуматься… Никогда не думал, что сборная, а точнее, то, что в ней творится, вынудит меня это сделать. Именно так прям сильно, как никогда прежде. Даже за те четыре года институтско-университетской жизни не приходилось так уж сильно ломать голову (ну, скоро предстоит!), как сейчас – после выступления сборной на Кубке Конфедераций.
Так вот, постараюсь сейчас ответить на последний вопрос. Как говорится, любите и жалуйте!
***
Итак, стоит вопрос: что же нужно нашей сборной? Я бы ответил, конечно, банальными и вполне предсказуемыми «ничего», или «очередного нового тренера». Нет, не для этого я пишу сейчас отдельно в своем блоге. И этого вы точно не увидите!
Действительно, если разобраться, то за последние годы главной футбольной командой страны руководил не один тренер. Был триумвират иностранцев Хиддинк – Адвокат – Капелло, затем перешли к таким долгожданным отечественным тренерам – Слуцкий и Черчесов. И только пока Гус Иванович по-настоящему добился успеха, буквально выжав все из команды. Но, правда, не забывайте о том, как мы еще оказались на том бронзовом Евро: благодаря победе хорватов над Англией (на «Уэмбли» решалась судьба посева Хорватии в финальной части). Однако, именно там российская команда дала нам веру в лучшее, что вот, умеем мы все-таки играть в футбол, если научить, как следует. Но, после Марибора-2009, стало понятно: это была лишь единичная наиярчайшая вспышка, да и не может нам постоянно везти – нужно играть. А чтобы играть, нужны силы – не в физическом, а в структурном плане, необходима молодая и свежая кровь.
Ее-то, как показывает время, нам и не хватает. О чем говорить, если Самедову – одной из надежд в атаке, тридцать два (через несколько дней будет 33!). Слова о том, что нет у нас молодежи – миф. Она есть, но есть причины, по которым эта самая молодежь отсутствует: либо тяжело дается переход во взрослый футбол, либо избалованы деньгами, либо просто ей не доверяют, предпочитая дорогостоящих легионеров, которые по определению сильнее местных воспитанников, и способные быстро приносить результат. Насчет первого: давайте вспомним, где сейчас находятся «золотые» ребята Колыванова, и где те парни Хомухи, которые недавно по юношам приносили чемпионство и вице-чемпионство на континентальных первенствах 2013 и 2015 года соответственно. Насчет второго: давайте посмотрим на зарплаты молодых футболистов, которые вам ответят на все интересующие вопросы. Насчет третьего – это, увы, беда всех тренеров и клубов Премьер-Лиги: достаточно просто взглянуть на составы, на цифры, где в большинстве своем преобладают либо легионеры, либо возрастные игроки (или среднего по меркам футбола возраста). Но и там есть вполне объективные причины, надо это признать.
К слову, у нас с Европой разнится почему-то понятие «молодой игрок»: чаще всего, уже по привычке, мы называем тех, кому уже 24 или 25, и даже 26. В том же Старом Свете такие ребята – уже если не ветераны, то опытные игроки, лидеры, которые должны вести за собой коллектив. Думается, мы должны пересмотреть данный термин в более правильную сторону. Посмотрите на тех же немцев – у них средний возраст чемпионского дрим-тим 24 года; у нас же – 28. Только четыре футболиста было моложе 25: это Головин и Миранчук (им 21 год), а также спартаковцы Кутепов и Джикия (им 23). Чем можно объяснить такую тенденцию? Либо все тем же отсутствием молодежи, либо недоверие, пренебрежение.
***
Но давайте не о молодежи – это отдельная тема. Мы о другом: что нужно нашей сборной. Я сейчас принципиально хочу поменять вопрос и перефразировать его так: что делать дальше после очередной оплеухи?
Можно пойти многими путями. Первое – это снова ужесточить лимит, как в 2015 году (было «7+4»: легионеры + русские; стало «6+5»). Можно сделать и «5+6», и даже «4+7», но мы забываем главное, что есть в командных видах спорта – это здоровая конкуренция. Ведь не стоит забывать, что футболист правильно растет и развивается, находясь именно в конкурентной среде, которая, в свою очередь, заставляет его не только работать, но и быть сильнее – как игрок. Практика последних лет показала: к хорошему это ничего не привело! Посмотрите на Дзюбу и Кокорина. У одного пропал Рондон, у другого – Халк, но играть оба, увы, лучше не стали. Как и не стали, собственно, предметом интереса со стороны европейских команд. Дети лимита? Да, безусловно! Интересно, что было бы с не согласным на этот счет Полозом, будь этот лимит шире или вообще бы был отменен. Не факт, что в «Ростове» Полоз бы играл и прогрессировал, как у Бердыева.
Второе, наоборот: расширить лимит. Вернуть или «7+4», или сделать его «8+3». Словом, надо создать конкуренцию российским игрокам в родном чемпионате. Вот и посмотрим, как дети нынешнего лимита зашевелятся или наоборот – будут топтаться на месте.
Третье – это радикальное и здесь поддержу хоккейного обозревателя «Советского спорта» Виталия Славина, написавшего после прошлогоднего позора от Уэльса о том, что нужно «немедленно убрать все госденьги из футбола». В общем, прочитайте сами. Там есть, что замотать себе на ус.
Четвертое: вернуть систему «весна-осень». Европейская модель «осень-весна», как показало время, нам не подходит – в силу климата, из-за которого и приходится футболистам ломать ноги на не качественных полях, да и мастерство с культурой игры на них не улучшишь. Здесь решатся проблемы, кстати, и с посещаемостью. Стоит заметить, что с нынешней реформой мы провалили четыре международных турнира: дважды Евро (2012, 2016), чемпионат Мира (2014) и недавний Кубок Конфедераций.
Пятое – раз заговорили о молодежи, о ее необходимости, то, возможно, необходимо ввести специальное правило, по которому наставники клубов Премьер-Лиги обязаны задействовать в чемпионате футболистов определенного возрастного ценза (например, 18 – 21-летнего возраста). Причем, время должно быть строго регламентировано. Возможно, это даже будет и четвертая, дополнительная замена.
***
Уходить от вопроса не буду. Скажу пару слов.
Что нужно?
Первое – конкуренция. Причем, не искусственная, а именно реальная. О чем, опять же, говорить, если Акинфеев всегда будет первым номером, даже если будет допускать сто-двести ошибок в каждом матче. В нынешней сборной все предсказуемо почти на 80 процентов.
Второе: дисциплина. Не путать ее с царским, как намекнул Канчельскис, режимом, где есть «я этот», «я такой-то» и так далее. Понятное дело, что тренерское фи никому не нравится, и потому могут быть вполне локальные конфликты. Опыт Черчесова показал: где бы он ни работал, скандалы были всегда. Возможно, и будут еще – но уже в сборной. Держать игроков в ежовых рукавицах надо, но предельно разумно. К слову, если на то пошло, то Черчесов – как тренер, ничего толком не добился. Золотой дубль с «Легией»? Ну, не надо восхвалять Саламовича. Просто потому, что в Польше не столь конкурентный чемпионат, как в России – кроме как «Легии» никаких других команд больше никто не знает. Думается, наставнику стоит утихомирить пыл.
Третье – характер, мужественность. Все это, как известно, выплескивается лишь отрезками, на 10-15 минут. Дальше – ломка, от не знания того, что делать дальше на поле, какая-то боязливость, которая выражается в той самой боязни фолить, сыграть где-то грубо. Можно играть грубовато, но разумно. Кстати, при Капелло сборная, и это было видно, боялась ошибиться при попытке отдать пас на несколько метров вперед. И здесь есть прогресс, что уже неплохо.
Четвертое – лидера, способного повести за собой команду. Если это Акинфеев, то это неправильно. Лидером, вожаком, как правило, должен быть полевой игрок, в частности – атакующий, каким был Аршавин в свое время, который, действительно, был лидером. Сейчас таких нет. Ни Глушаков, ни Смолов – это совсем не то. Кто им может быть? Дзагоев, если снова не сломается; Шатов, если позовет Черчесов. Вполне возможно и Кокорин – но здесь нужно чудо, чтобы правый вингер «Зенита» воскрес.
В общем, как-то так. У меня такое видение. А у вас какое, товарищи-граждане?
И еще: Keeper78 в своем коменте удивил меня тем, что черное назвал белым - "возврат на весну-осень как способ помочь сборной тоже кажется сомнительным". Как же так? Ведь весь наш низший футбольный эшелон только и жалуется, что при нынешней системе получается полная фигня, когда, условно скажем, между чепионатами пауза составляет всего пару недель, а между кругами - полгода (Сибирь и Дальний Восток). Поэтому их и заставляют играть в мороз, метель, на льду и искусственных полях. Да что далеко ходить: если бы в данный момент проводили чемпионат по старой системе "весна- осень", то уже сейчас можно было бы играть матчи чемпионата страны, а не ждать две-три недели, которые, в итоге, вылезут на декабрь и все будут опять ломать копья: кому нужен футбол на льду. А ведь сейчас могли бы играть по два тура в неделю - среда и выходные. Тура 3-4 запросто могли бы провести. И это не только премьер-лиги касается, а всего нашего футбольного хозяйства... Именно летние туры, а не зимние и есть то, ради чего играют в футбол, и в каком то смысле это помощь сборной. Но вот декабрьский и февральский (предполагаемый) туры вообще ни нашему футболу в целом, ни сборной в частности не помогут.
Ну и возврат на весну-осень как способ помочь сборной тоже кажется сомнительным