14 мин.

Динамо Ставрополь. Одиннадцать лучших

Под катом - символическая сборная ставропольского Динамо за всё время выступлений в высшей лиге.

 

Напомню, что при определении лучших учитываются игроки, игравшие за клуб в высшем дивизионе. По этой причине в статье отсутствуют такие известные личности, как Владимир Суший, Валерий Заздравных, Александр Студзинский, Сергей Шестаков.

 

Рекордсмены по числу матчей в «вышке»:

1-2. Соколов -83 матча

1-2. Матвиенко -83

3. Копылов -70

4. Ушаков -68

5. Папикян -66

 

Рекордсмены по числу голов в «вышке»:

1. Корнеев -14 голов

2. Гаглоев -11

3. Осипов -10

4. Соколов -7

5. Горбачёв -5

 

Цифры после имени игрока – количество игр за клуб в высшем дивизионе, количество голов (для вратарей – пропущенных голов), сезоны игры за клуб в высшей лиге.

 

Анатолий Григорьевич ПАТА. 30 (-40) 2 (1993, 1994)

Родился 30 июля 1958 года. Вратарь.

 

Здесь и иногда далее используются фото с оф. сайта ставропольского Динамо

В принципе, в годы выступления в «вышке» Динамо обладало двумя вратарями примерно равных возможностей. Однако, если для Саная Ставрополь оказался лишь определенным этапом в карьере, то Пата стал здесь культовой фигурой. Он долго и успешно выступал в клубе в первой лиге СССР, забивал годы (вратари-бомбардиры тогда были редкостью, всего 4 мяча с пенальти набралось), а уж про два отраженных пенальти в одной игре от Веретенникова и Нидергауса я уже неоднократно упоминал. И после завершения карьеры судьба Паты неизменно пересекалась со ставропольским клубом. Так что, мой выбор – Пата.

Уроженец Донецка начал профессиональную карьеру в 82 году в пятигорском Машуке, а уже год спустя оказался в Роторе. В Волгограде Пата два года был дублёром Владющенкова, после чего на 4 с половиной сезона занял место в «раме» ставропольского Динамо. В 1989 году перешёл в краснодарскую Кубань, но неуверенная игра вынудила краснодарцев сделать ставку на молодого Евгения Плотникова, а Анатолию пришлось до возвращения в Ставрополь поскитаться по командам низших дивизионов. После возвращения в клуб с переменным успехом конкурировал в воротах с Зурабом Саная, а после вылета Динамо в первую лигу повесил перчатки на гвоздь.

Ещё во время карьеры Пата испытывал нешуточные проблемы с алкоголем, которые после ухода из футбола возросли стократ. Благо, бывший вратарь сумел с ними справиться, что далеко не всегда удается многим на его месте. Не последнюю роль в этом сыграло то, что на стыке веков Борис Стукалов пригласил Пату работать в Динамо с киперами, открыв для него новые жизненные перспективы. Вскоре Пата был уже старшим тренером команды, а в 2002 году, получив тренерскую лицензию, дебютировал в футболе в качестве главного тренера. Дебютировал, естественно, в Динамо.

Но нет пророков в своем Отечестве. В 2004 году руководство Ставрополя предпочло видеть у руля команды «топового» Сергея Юрана, а миссия Пата заключалась в том, чтобы каждый день появляться на работе. На тот момент Юран ещё не имел тренерской лицензии, и Пата некоторое время де-юре значился главным тренером Динамо. Однако, когда ему перестали платить, душа ветерана не выдержала и Пата обратился в суд. Суд обязал Динамо восстановить бывшего вратаря на тренерской работе, однако, вскоре клуб не сумев пройти лицензирование ПФЛ, перестал существовать. Пата поработал в любительском футболе, а с начала нынешнего года возглавил возрожденное ставропольское Динамо. Правда, в мае текущего года Анатолий был вынужден уступить свой пост Геннадию Гридину, перейдя на должность селекционера.

 

Сергей Викторович УШАКОВ. 68-1 3 (1992, 1993, 1994)

Родился 27 апреля 1965 года. Защитник.

 

 

 

Плоть от плоти ставропольского Динамо. Воспитанник клуба отыграл за ставропольцев около 500 (!) официальных матчей в различных турнирах. В конце 80-х пытался пробиться в основу Динамо московского, но конкуренцию с Виктором Лосевым, Геннадием Морозовым и Борисом Поздняковым не выдержал. Профессиональную карьеру завершил после сезона-2001, после чего ещё гонял мяч в любительских и полулюбительских клубах.

Любопытно, что прощальный матч Сергея был проведен спустя пять лет после завершения профессиональной карьеры. Но лучше поздно! Праздник удался. Сборной ставропольских ветеранов, возглавляемой виновником торжества, противостояла сборная футбольных звезд образца 80-х годов. Алексей Прудников, Владимир Татарчук, Сергей Горлукович, Василий Кульков, Валерий Брошин, Юрий Гаврилов, Дмитрий Кузнецов, Валерий Масалитин, Виктор Лосев – на эти имена в холодный ноябрьский вечер собралось более 10 тысяч зрителей.

 

Александр Аркадьевич БОНДАРЬ. 27-1 1 (1994)

Родился 21 ноября 1967 года. Защитник.

Бондарь отыграл за ставропольцев всего один сезон, но за время выступлений в «вышке» у Динамо не было более классного последнего защитника.

Воспитанник грозненского футбола эпохи Александра Тарханова дважды пробовал заявить о себе в составе грандов – московских Динамо и Спартака. Оба раза, впрочем, безуспешно.

После удачного для себя сезона-94 Бондарь принял предложение Ротора, но впоследствии проиграл конкуренцию Владимиру Геращенко и был выставлен на трансфер. Имея возможность выбирать между тархановским ЦСКА, донецким Шахтером и Ростсельмашем, выбрал Ростов и , возможно, прогадал. В сентябре 1996 года после оглушительного домашнего «влёта» от ЦСКА 0:5, Сергей Андреев отправил Бондаря в дубль, а учитывая высокую стоимость защитника, затем довольно долго ростовчане не могли его продать. В итоге в высшей лиге покурсировав в Ростове между основой и дублем, Александр отыграл ещё сезон в перволиговском Волгаре, а завершал карьеру в родном возрожденном Тереке, помогая грозненцам попасть в первую лигу.

В послужном списке Бондаря, кстати, есть полностью проведенный матч ¼ Кубка обладателей кубков. Весной 1993 года он в составе московского Спартака поучаствовал в победе над Фейенордом, тем самым подсобив выходу москвичей в полуфинал турнира.

 

Альберт Валентинович БОРЗЕНКОВ. 47-0 2 (1993, 1994)

Родился 3 января 1973 года. Защитник.

Уроженец Курска в футболиста уровня элитного дивизиона превратился в Ставрополе. Именно из состава Динамо Борзенков стал вызываться в молодежную сборную. После того как в 1995 году Динамо не сумело вернуться в «вышку», Стукалову указали на дверь и тренер поехал в Волгоград помогать Прокопенко. Неудивительно, что вскоре в Роторе оказался один из лидеров Динамо и самый перспективный игрок. После Ставрополя Борзенков на протяжении многих лет являлся основным защитником волгоградского клуба. В следующий раз мы встретимся с ним в тексте о Роторе.

 

Александр Николаевич ГОРБАЧЁВ. 58-5 3 (1992, 1993, 1994)

Родился 22 ноября 1970 года. Защитник.

С выносливым и жестким защитником мы ещё встретимся на страницах блога. В высшей лиге однофамилец и земляк последнего президента СССР попылил немало. И в составе ставропольцев, и в КАМАЗе, и в Балтике. В Динамо занимал позицию на левом фланге обороны. Активно подключался в атаку, при стандартах был частым гостем в штрафной соперников. В итоге – за три неполных сезона 5 забитых мячей (пятый результат среди ставропольцев в высшей лиге).

Перед сезоном-94 получил от руководства команды автомобиль «ВАЗ-21099», гордость отечественного автопрома тех лет.

 

Фёдор Иванович ГАГЛОЕВ. 61-11 3 (1992, 1993, 1994)

Родился 26 сентября 1966 года. Полузащитник, нападающий.

В середине 80-х о Гаглоеве говорили не намного меньше, нежели четверть века спустя о другом осетине – Дзагоеве. Талантливый игрок выступал за сборные команды Союза практически всех возрастов. До олимпийской, конечно же, не дорос - там в те времена Черенкова и Алейникова сменяли Михайличенко с Иванаускасом и Добровольским.

Но с юных лет Гаглоева рассматривали, как потенциального игрока сборной. Почему не оправдал? Вопрос сложный и извечный. Сколько таких до него и после него было? Сам Фёдор считает, что с клубом не угадал. Характер, опять же, не сахар. В юношах играл во Владикавказе, а оттуда не отпускали. Вернее отпускали только в армию. Службу Гаглоев проходил во внутренних войсках – в главном Динамо. У Эдуарда Малофеева, между прочим. Однако, после дембеля и совершил главную ошибку. Не захотел варится в дубле и уехал домой во Владикавказ. А там ещё один «несахарный» - молодой тренер Валерий Газзаев. Травма, долгое отсутсвие, после – недоверие тренера. Цитата Гаглоева середины 90-х: «Ведь не зря говорят знающие толк в футболе люди, чтобы стать настоящим тренером, человек, вступающий на это поприще, должен напрочь забыть себя как игрока. Я столкнулся с Газзаевым, еще не забывшим... С человеком, привыкшим, чтобы ему оказывали внимание. А ведь в тренерском деле все наоборот. Но, чтобы изменить свою психологию, нужно время. Мы же не компьютеры какие-то - поменял программу и вперед. Нет, думаю все-таки, что Газзаев 89-го и Газзаев 95-го - разные люди. Очень не хочу заблуждаться».

Фёдор, к сожалению, всё-таки заблуждался. Эгоцентричность останется с Газзаевым навсегда. А дни Гаглоева во Владикавказе были сочтены. Элистинский Уралан, казахстанский Актюбинец – это для одного из талантливейших юношей страны несерьёзно. Неплохая команда начала было складываться в узбекском Нефтянике (будущий Нефтчи, там тогда начинали Андрей Фёдоров, Андрей Резанцев, Эдуард Момотов, оставившие след в российском футболе), однако распад Союза поставил на перспективах команды жирный крест.

Из Узбекистана уже 26-летний игрок приехал в Ставрополь. Поиграв за Динамо два года, Фёдор неудачно начавший ЧР-94, в летнем перерыве отказался продлевать контракт и уехал тренироваться в Самару. Но договорится с клубом не удалось и в итоге Гаглоев оказался в Нижнем. У Бормана, воспоминания о котором сохранил на всю жизнь. Естественно, что гордый и вспыльчивый осетин под началом Овчинникова выступать не смог. В сезоне-95 ещё были Крылья Советов, с которыми Гаглоев распрощался не очень красиво. А дальше – вылет из «вышки» с камышинским Текстильщиком в 1996. Больше Гаглоев в элите не сыграл. Закончил тихо в том же Ставрополе, чтобы по завершении карьеры неожиданно возглавить Динамо в качестве главного тренера. Первый опыт вряд ли можно назвать удачным, многие ставропольские болельщики тот отрезок истории клуба называют «ФИГовым временем». ФИГ в данном случае – инициалы главного тренера. Но единственное, зачем Гаглоев нужен был у руля Динамо – это уже то, что одним прекрасным зимним утром он взял на сбор белобрысого парня Ромку Павлюченко, фактически выписав тому билет в большой футбол. Правда, есть основания полагать, что Спящий гигант своего «кассира» в любом случае нашёл бы…

Как уже упоминалось, из-за вздорного характера (скандалы сопровождали и сопровождают Фёдора и в период тренерства) Гаглоев поменял большое количество клубов. Любопытно, что именно он стал в 1996 году первым игроком, забившим в высшей лиге за 4 разных клуба.

Кстати, выступавшие в Алании Вадим и Александр Гаглоевы – не отпрыски Федора!

 

Вадим Вадимович СОКОЛОВ. 83-7 3 (1992, 1993, 1994)

Родился 09 декабря 1971 года. Полузащитник.

Уроженец Ставрополья. Мастер паса, играя в Динамо начинал из глубины большинство атак южан. При этом Вадим успевал много и полезно отрабатывать назад. Такой аналог Семака последних лет или спартаковского Ибсона (разумеется, со скидкой на уровень).

Спокойный и консервативный по характеру, Вадим и в карьере не проявил себя любителем к перемене мест. После того, как в Ставрополе начались перебои с деньгами, Вадим поехал к Найдёнову в Жемчужину. Накопив в Сочах на квартиру (семья Вадима до сих пор проживает в будущей столице зимней Олимпиады) и вылетев из «вышки» с Жемчужиной, на следующий год Соколов помог выйти в «вышку» почти родному (по фамилии) Соколу. А в 2001 году Рубину помочь не удалось. В тот год казанцы были главными фаворитами пердива, однако, сезон провалили, заняв 8-ое место. Пришедший в команду Бердыев места для Соколова не увидел, и Вадим отправился доигрывать: сначала – в Балтику, потом – во Владивосток, Новотроицк, Кострому.

Интересно, что на протяжении своей 20-летней карьеры футболиста Соколов всегда во всех командах был игроком основного состава (за исключением периодов травм и дисквалификаций).

Завидное, согласитесь, постоянство.

 

Владислав Иванович МАТВИЕНКО. 83-6 3 (1992, 1993, 1994)

Родился 27 сентября 1967 года. Полузащитник.

Чем-то похожий на молодого Сёмина, Владислав и играть начал в Локомотиве. Правда, не московском, а из Минвод. Впрочем, в «главном» Локомотиве ему тоже довелось поиграть. В сезоне-91 в высшей лиге. К сожалению, судьба развела Матвиенко с его «двойником» - Сёмин как раз в то время уехал поднимать новозеландский футбол. Глядишь, и приметил бы ЮрПалыч молодого полузащитника. А стоявший тогда у руля железнодорожников Валерий Филатов места Матвиенко в основе не видел, в результате чего игрок вернулся в ставропольское Динамо. Играл постоянно и на различных позициях, чаще – «под нападающими» или на левом фланге. После вылета Динамо был востребован в высшей лиге – Крылья Советов, Текстильщик, Жемчужина. Но травмы не позволили долго удерживаться на высоком уровне. Восстановился, но и играл долго (до сорока), но преимущественно в командах второй лиги.

Никогда не курил (в том числе и кальян), что для отечественного футболиста – редкая такая редкость.

 

Андрей Николаевич КОПЫЛОВ. 70-0 3 (1992, 1993, 1994)

Родился 9 декабря 1972 года. Полузащитник.

Ещё один уроженец Ставрополья. В Динамо прошел путь от дублера до одного из лидеров клуба.

Играл на любом из флангов полузащиты. После отъезда из Ставрополя сумел хорошо зарекомендовать себя в тульском Арсенале, затем играл в грандах пердива – Соколе и Шиннике, но закрепится в основе не сумел. В начале 21 века, не сумев трудоустроится в клубах первого дивизиона, вернулся в Динамо и безуспешно пытался вытащить клуб из пучин второй лиги. Заканчивал все же в пердиве – в нижнекамском Нефтехимике.

 

Валерий Владимирович КОРНЕЕВ. 54-14 2 (1993, 1994)

Родился 12 марта 1962 года. Нападающий.

Свои первые футбольные университеты мощный нападающий прошел в Брянске. Здесь же, в брянском Динамо и играл в молодые годы во второй лиге Союза ССР. Известность приобрел в конце 80-х в перволиговском тогда ставропольском Динамо, забив в 70 матчах более 20 мячей.

В возрасте 27 лет поиграл в советской вышке в составе донецкого Шахтера. Но второго Ярцева из Корнеева не вышло – вся карьера в Донецке уложилась в три выхода на поле со скамейки.

После распада СССР играл в высшей лиге сначала в Кубани, затем в Крыльях, но по-настоящему проявил себя уже в зрелом возрасте опять же в Ставрополе. Видимо, нашел-таки свою команду. Показывать стабильную игру на высоком уровне у Корнеева получалось исключительно в ставропольском Динамо. Лучший бомбардир Динамо в элитном дивизионе России с 14 мячами. Учитывая плачевное состояние клуба в настоящем, у Корнеева есть все шансы остаться на первой строке на долгие годы. Играл тоже до сорока, а после завершения карьеры успел отметится в качестве главного тренера родного брянского Динамо. Кстати, две отличительные черты многих ставропольских динамовцев времен выступления клуба в вышке – спортивное долголетие (Пата, Борзенков, Ушаков, Соколов, Матвиенко, Горбачев, Корнеев и прочие, и прочие…) и повальное увлечение главным тренерством (кроме уже названных Корнеева, Паты, Гаглоева, Ушакова – это ещё и Сергей Шестаков, Арсен Папикян, Зураб Саная, Валерий Заздравных).

 

Сейран ОСИПОВ. 45-10 3 (1992, 1993, 1994)

Родился 4 декабря 1961 года. Нападающий.

А кем ещё, как не футболистом, было стать пацану, родившемся в городе, носящим одно имя с прославленным стадионом. Именно в армянском городке Раздан появился на свет Сейран. В 1973 году с родителями переехал в Пятигорск, где и начал заниматься футболом. Именно в Машуке сложился его дуэт с Владимиром Сушием. Эта связка в дальнейшем в составе ставропольского Динамо «даст прикурить» многим защитникам и первой советской, и высшей российской лиг.

В 1980 году в рамках армейской службы Осипов впервые сыграл за Динамо. Спустя два года после дембеля он на долгие годы вернется в Ставрополь, чтобы покинуть команду лишь дважды: в начале 90-го года Сейран тащил на себе болгарского аутсайдера Хебер (кстати, в те годы некто Христо Стоичков из столичного ЦСКА, забив Хеберу два мяча, заявил, что вся команда держится на Осипове), а в сезоне 92/93 пытался заработать в Ливане.

По собственному признанию, имел приглашения из волгоградского Ротора и армянского гранда Арарата, но покидать полюбившийся Ставрополь не пожелал. Потеряв в 1994 году место в основе, тихо ушел, благо являлся любимцем всего города и недостатка от вариантов продолжения карьеры не испытывал. Пробовал себя в бизнесе, затем сосредоточился на играх за ветеранов. Во время подготовки к одной из таких игр он нас и оставил. 13 января позапрошлого года во время тренировки в «резиновом» мини-футбольном зале Осипов устало присел на скамейку и умер. В спортивной майке и шортах. Также, как и выходил на футбольное поле.

 

Часто мы вспоминаем завершивших карьеру футболистов, великих и не очень, только лишь когда они умирают или становятся на тонкую грань между жизнью и смертью.

Думаю, это не совсем правильно. Чаще вспоминать надо! Живых! Пока ещё…

Дай Бог здоровья Мандрыкину и, конечно же, дяде Вове Маслаченко!