Смолов встал в один ряд с Бобровым и Роналду: как такое возможно?
С ноября 2015-го Смолов превратился в голевую машину и дважды подряд стал лучшим бомбардиром чемпионата. В 38 последних матчах у него 36 голов — в нашей истории результативность Фёдора почти не имеет аналогов.
Есть такой условный показатель эффективности, как «мин/гол» — он показывает, сколько минут в среднем приходится сыграть нападающему, чтобы забить гол. У многих игроков бывают удачные серии из нескольких матчей, где они забивают чаще, чем раз в 90 минут. Но часто ли бывает такое, чтобы эта серия продолжалась месяцами? Дальше вы узнаете, что в России — совсем не часто.
Итак, возьмём период с 1 ноября 2015 по 15 апреля 2017 года, в течение которого Фёдор отыграл ровно 2700 минут — это то же самое, что 30 матчей чемпионата от звонка до звонка. В этот отрезок вошли 32 его матча за «Краснодар», и забил он 31 мяч. Много это или мало? Давайте обратимся к фактам. Как оказывается, подобное в истории наших чемпионатов случалось редко — всего 9 раз и в основном в очень результативные 30-е – 40-е.
Убойные отрезки случались у многих знаменитых форвардов. В разные годы за 2700 минут игрового времени под тридцатку забивали Сергей Соловьёв, Василий Бузунов, Олег Блохин, Роман Павлюченко, Александр Кержаков и многие другие. Но все они немного не дотянули.
Чего добились Бобров и Ко в свои самые ударные сезоны
Григорий Федотов, легендарный нападающий ЦДКА, стал первооткрывателем и в этом списке. Он заявил о себе ещё до попадания в армейский клуб. В 37-м его приглашали для усиления московского «Спартака» в матче против приехавшей в турне сборной Басконии. В той игре баски потерпели единственное поражение в СССР (2:6), а Федотов открыл счёт.
Вскоре Григория Ивановича призвали в армию, и после недолгой службы обычным солдатом он приступил к тренировкам с основой ЦДКА. Как отмечает сам Федотов в своей книге «Записки футболиста», в игре он мог принимать очень нестандартные решения. Это сейчас в этом ничего необычного: прокинуть мяч мимо защитника и приблизиться к воротам, пройдя вдоль лицевой, а не навешивать от самой бровки; ударить головой в прыжке «рыбкой», когда ногой не дотянуться и т. д. А тогда футбол активно развивался, и каждый был по-своему новатор.
В 1939-1940-х гг. Федотов дважды стал лучшим бомбардиром чемпионата. С 1939-й по 1946-й у него был отрезок из 52 матчей подряд, в которых он забил 53 мяча. Если бы не война, кто знает, сколько бы он наколотил за 4 полноценных сезона. Ведь на Великую отечественную выпали лучшие годы для любого футболиста: в том июне ему было 25, а в том мае — 29.
Армейская династия. Отец и сын Федотовы.
В первом послевоенном чемпионате образовалась одна из самых известных связок — Бобров – Федотов. Всеволод Бобров чудом не ушёл на фронт в разгар войны — видимо, судьба сохранила его для того, чтобы он стал символом послевоенной эпохи.
Народ звал 22-летнего форварда по-простому Севой. Также его называли гением прорыва. И в большой футбол он прорвался соответствующе — весьма стремительно. В первом же матче, выйдя на 73-й минуте, оформил дубль. В третьей игре — лихо удалился уже на 5-й минуте.
1945-й вышел для Боброва очень ударным, и поэтому в конце года его взяли в помощь московским динамовцам в легендарное турне по Великобритании. В его активе — все 4 матча и 6 голов (3 «Кардиффу, 2 «Арсеналу» и 1 «Челси»).
Весной 46-го Бобров получил серьёзную травму, из-за чего первую полноценную игру провёл лишь в октябре. Но была и не совсем полноценная. В июле ЦДКА приехал в Ленинград, и из Сестрорецка, где Бобров вырос, посмотреть на земляка приехало много знакомых лиц. Бобров уговорил Аркадьева выпустить его, но с первых же минут стало понятно, что он ещё отошёл от травмы. Уже на 3-й минуте тренер заменил Боброва, потому что негоже такому мастеру представать перед публикой в таком беспомощном состоянии.
В начале 1950-х он ушёл из ЦДКА в ВВС, где его снова что-то уберегло от гибели. В тот день, когда команда ВВС разбилась в авиакатастрофе, он, по одной из легенд, проспал самолёт.
Свой знаменитый рывок Всеволод постепенно терял, но он ещё оставался тем самым Бобровым, что доказал в дебютных матчах сборной СССР. Он был капитаном и вёл команду за собой. Как он лихо разобрался с голкипером сборной Венгрии Грошичем, будущим олимпийским чемпионом и вице-чемпионом мира, признанным одним из лучших вратарей XX века? А какое значение имел тот хет-трик в ворота югославов, когда сборная проигрывала 1:5 за 15 минут до конца и сравняла?
Бобров и Пушкаш выводят свои команды.
Коллегой Боброва в атаке во время британского турне был Василий Карцев. Он не внушал страха вратарям и защитникам своими габаритами: был достаточно хрупок и субтилен — «туберкулёзник», как говорили поэт Евтушенко и другие современники. Однако у него была прекрасная стартовая скорость, талант найти лучшую позицию и отличный удар. Без замаха — заранее предугадать полёт мяча после «карцевского хлыста» вратарям было очень тяжело.
1945-й год сложился для Карцева выдающимся образом. В дебютном матче за «Динамо» он и забил, и удалился, но к концу года на его счету были звание чемпиона страны, 21 гол в чемпионате и 3 важнейших гола в турне, забитые в ничейных матчах с «Челси» и «Рейнджерс». В том числе и первый советский гол на Туманном альбионе. И в дальнейшем, во второй половине 1940-х, он был из одним из заметных игроков чемпионата.
Перед игрой с «Кардиффом». Карцев на переднем плане.
В сентябре 1951-го Карцев ушёл на замену и больше на поле не вернулся. 40-е закончились, начались 50-е, уже со своими героями. Одним из них стал Никита Симонян. В Москву он попал ещё в конце 45-го. На «показательные выступления» в Сухуми приехали столичные «Крылья Советов». Симонян забил все 4 молодёжке «Крыльев» и 1 — основе. Конечно, же его позвали в столицу. Отец был против, но тренер убедил его, что сын будет не просто так мячик пинать, но ещё и в престижном заведении учиться.
Первый гол Симонян забил в первом же матче чемпионата. Удивительно, но из Минска эту игру перенесли именно в Сухуми, город его детства и юности. 1949-й год он начал уже в московском «Спартаке» и начал чрезвычайно мощно: за два календарных года 71 гол в официальных турнирах. В том числе он установил рекорд — 34 гола в одном чемпионате.
Рекорд продержался очень долго, пока через 35 лет, забив 35 голов, его не перебил Олег Протасов. Сам Симонян не был доволен этим фактом, считая, что всё было не очень честно, ведь на рекорд в концовке чемпионата упорно работал уже весь «Днепр». Протасов же не отрицал и впоследствии заявлял, что это нормально, когда команда играет на одного футболиста и помогает ему брать бомбардирские вершины. Роберт Левандовски с этим явно согласится.
И без этих досужих разговоров 21-летний Протасов был в огненной форме. В 1985-1986 гг. он забивал и в еврокубках, и в сборной, занял седьмое место в голосовании за «Золотой мяч». Мог и «Золотую бутсу» получить, но его ровесник Марко ван Бастен забил ещё больше. Через пару лет они дважды встретятся на ЧЕ-88, оба попадут в символическую сборную и в тройку лучших бомбардиров турнира (по голам на том Евро 5:2 в пользу голландца).
Следующий случай, когда за 2700-минутный отрезок кто-то забьёт больше 30, наступил уже в конце века. В «Аланию» приехал молодой грузинский нападающий Георгий Деметрадзе и навёл шороха в нашем чемпионате. Сначала одному круга ему хватило, чтобы забить 14 и обогнать по голам всех, кроме Веретенникова. В следующем году он отыграл уже оба круга и стал лучшим бомбардиром. После этого он за солидные 3 млн долларов ушёл в киевское «Динамо» Лобановского.
Вернёмся в 2017-й
То, что Смолов забивает очень много по российским меркам, это понятно. Но как его результативность выглядит на фоне игроков из топ-7 европейских чемпионатов? Тоже неплохо. Аналогичные 2700-минутные отрезки, закончившиеся в 2017 году, имели только несколько футболистов. О том, кто эти люди и чего добились в последнее время, вы и так знаете.
Статистические данные взяты с сайтов: sports.ru, 100bombardirov.ru, footballfacts.ru, fc-dynamo.ru, cska-games.ru.
Фото: fckrasnodar.ru, pfc-cska.com, fcdynamo.ru, rusteam.permian.ru.