Знакомство с "Петровским"
Сейчас «Петровский» - это уже символ Петербурга, все о нем знают, все его видели, проходя рядом с ним любители футбола из Северной столицы испытывают чувство глубокого уважения. Но так, разумеется, было не всегда.
Историю стадиона, который когда-то был стадионом им. В.И.Ленина, а затем был переведен с коммунистического языка на человеческий и получил название «Петровский», рассказывать бессмысленно. Для этого есть море информации на свободных волнах рунета. Отметим главную особенность: стадион находится на небольшом островке, и единственный подход осуществляется через мост. В связи с этим каждый матч возникает неизбежная толчея при входе и выходе, когда все 22500 человек пытаются одновременно войти через горлышко моста.
В целом же, «Петровский» - это символ выхода «Зенита» из болота Первой лиги, времен застоя, безденежья, скандалов и прочее. С ностальгией вспоминались аншлаге на стадионе им.Кирова, с ужасом, в страшных снах в памяти всплывали матчи «Зенита» в Первой лиге на маленьком заводском стадионе «Кировец» на 5000 зрителей, и вот - новый дом для команды.
Уже на матчах Первой лиги в сезоне 1995 года на «Зенит» народ стал ходить более-менее регулярно, пришел Садырин, и команда рвалась в Вышку. Так и произошло, и весной 1996 года «Петровский» принял первый матч против «Камаза» (тогда он назывался «Камаз-Чаллы»)
Выглядел стадион, безусловно, убого; серые бетонные скамейки, смешные ворота, корявое поле. Впрочем, в те времена это был не худший вариант.
Я был еще слишком мал, чтобы меня брали на стадион, но с завистью смотрел на старшего брата, который приходил домой счастливый с сорванным голосом со словами «Мы сегодня этот Факел уделали!» Пока мне оставалось смотреть футбол по телевизору да вести учет турнирной таблицы в тетрадочке - тогда ведь не было интернета, НТВ+ и прочих удобств, были только вечерние новости спорта по телевизору и «Футбольный клуб» по НТВ с Уткиным, откуда по крохам узнавали результаты. Бывало даже, чтобы записать все и составить таблицу после очередного тура, приходилось записывать на видик в вечерних новостях результаты, а потом на паузе переписывать их в тетрадочку.
И вот, настал 1998 год. В марте у меня был День Рождения, тогда же мне друг подарил шарфик «Зенита»
Кстати, по мне - лучший дизайн за все время, вот уже 12 лет хожу с ним, хотя в этом году купил себе новый тоже, чтобы тот отправился в домашний музей. А в мае состоялся мой дебют - с тремя друзьями мы купили вожделенные билеты на «Петровский», чтобы посмотреть матч «Зенит» - «Локомотив» (Москва). «Зенит» тогда отлично стартовал, ведомый Бышовцем, с Максимюком, Герасимцом и Пановым в составе.
Тогда мы доросли до того возраста, когда начали покупать себе пиво сами, а пиво было отличным, кстати - «Невское оригинальное», сейчас такого не найдешь...
Билеты были у нас на 14 сектор, но не потому, что мы очень хотели войти в фан-движение, а по более простой причине - эти билеты были дешевле. Вообще же, билетный вопрос в Питере всегда стоял очень острый. Оно и понятно - в городе, где живет 5 миллионов человек, стадион на 22500 - это мизер. Позже, когда «Зенит» дебютировал в Кубке УЕФА против «Болоньи», люди занимали очередь в кассы с вечера, разбивая палатки.
Кресла в 1998 уже заменили, правда почему-то цветовая гамма была красно-желтая. И только сейчас, в 2010 года их заменили на синие (заодно сделав их антивандальными). Тем не менее, выглядеть стадион стал значительно симпатичнее и веселее. Очень удачно, что первый же поход удался на фан-сектор (до понятия «Вираж» оставалось еще почти 10 лет), атмосфера футбола сразу же охватила меня, это настолько разилось с просмотром матча по телевизору, что несмотря на то, что сам футбол виден хуже (особенно когда сидишь за воротами), он смотрится острее, ярче, позволяет дать выход своим эмоциям.
Сам матч мы сыграли вничью - 2:2, хотя команда была обязана побеждать, а второй пропущенный гол - это шедевр расслабленности.
В то время разрешалось проходить на стадион с пивом, правда оно должно быть исключительно в жестяных банках (все то же «Невское оригинальное»), поэтому после матча трибуны представляли собой мечту бомжа - пол был устлан ковром из жестяных банок. Все это прекратилось позже, когда на матче с «Балтикой» банкопад обрушился (и справедливо!) на судью матча, добавившего 9 минут ко второму тайму и дождавшемуся, когда «Балтика» забьет и сравняет. А пока мы после матча весело топали к станции метро «Петроградская», обсуждая матч и обещая друг другу непременно ходить на футбол и дальше. Из всех тех парней на стадион по-прежнему хожу только я, но тот момент бы одним из определяющих. Ведь именно тогда, 12 лет назад, зародилась настоящая моя любовь к болению на стадионе