Почему надо вызвать Игоря Денисова
Краткие вводные
Когда у Черчесова спросили, почему Тарасов вызван вперед Денисова, то ответом послужила тема, что у первого больше попыток отбора, чем у второго. Тренера не беспокоит более низкий уровень эффективности его отборов – расчет идет на то, что за счет тренировок в сборной Тарасов процент удачных отборов поднимет. Сложно сказать, насколько это реально – динамика успешности отборов опорника в таком возрасте связана с изменениями в стиле игры (указание тренера провоцируют изменения стиля с проактивного на реактивный и обратно, в зависимости игровой модели – тема, которая в реальности является более сложной, чем может показаться), а не в том, что игрок резко прибавляет. От уже сложившегося игрока сложно ожидать внезапного прогресса за короткий срок сборов.
Конечно, на таком коротком турнире, как КК, Тарасов может показать высокую эффективность отборов, однако даже с небольшой долей уверенности нельзя будет сказать, что это тренерский успех. Скоротечный турнир формирует маленькую статистическую выборку, на которой возможны аномалии самого разного толка. Мы же сейчас отталкиваемся от статистики за более-менее приличный период, таким образом выводы здесь имеют более прочный фундамент, а проекции – больший шанс стать правдой (по крайней мере, на это можно опираться).
Возвращаясь к все той же реплике Черчесова в СЭКСе: он не ждет, что Тарасов сменит стиль. Черчесову в нем нравится именно агрессия, и тренер ждет, что при такой же манере за счет тренировок удастся поднять эффективность. Я думаю, что это маловероятно.
Разные люди говорили мне, что Черчесов – чуть ли не самый ярый приверженец статистических подходов среди российских тренеров. Применение статистики в анализе и принятии решений – это действительно гуд. Однако важно понимать, какую статистику и как ты используешь.
По всей видимости, вне зависимости от схемы, в середине поля сборная будет играть с треугольником с одной вершиной вниз (3-1-4-2 или 4-1-4-1). Даже в отсутствии Дзагоева у сборной есть два отличных b2b, раскрывшихся в этом сезоне – Зобнин и Головин. Лучшие, на мой взгляд, игроки в своих командах на весеннем отрезке чемпионата (хотя у меня, очевидно, извращенное восприятие).
Естественно, в качестве альтернативы одному из них можно рассмотреть Глушакова, однако его, на мой взгляд, оценивают неверно. Восемь голов (из них много решающих), часть после дальних ударов рисуют искаженную картину – не обращают внимания на то, что он позиционно недисциплинирован, из-за этого Фернандо в соло часто вынужден покрывать двойное пространство, а «Спартак» уязвим transitions, допуская немыслимое количество моментов в этих фазах и в целом для команды, которая закончила на первом месте.
Решающие голы – это круто, но, во-первых, маловероятно, что это перенесется на сборную, во-вторых, в целом спорно, что когда-либо Глушаков еще забьет за сезон столько ударов из-за штрафной (если судить по опыту спортивной статистики за последние 7 сезонов, то это в большей степени не класс, а стечение обстоятельств).
Чем ближе к чужой штрафной, тем Глушаков полезнее, однако от центральных полузащитников в команде, которая большую часть турнира будет играть без мяча, в первую очередь требуются другие компоненты. Зобнин и Головин могут прессинговать, грамотно отсекая линии передач, и могут четко держать зоны в позиционной обороне. Помимо этого, оба обладают редким для нашего чемпионата сочетанием – дриблинг + создание моментов, что вкупе с дисциплиной без мяча делает их более предпочтительными кандидатами в эти две позиции.
Проблема появляется, когда мы идем дальше – с такими двумя агрессивными b2b нам нужен более спокойный человек перед обороной, который мог бы заниматься подстраховкой. И из текущей ситуации выходит, что Черчесов видит в этой позиции Тарасова, что выглядит убийственным.
Методика
Сама по себе агрессивность не является чем-то плохим – все зависит от роли игрока. Большое количество попыток отбора с 50% успеха дриблинга от соперника может быть нормальным, если речь про хавбека, составляющего первую линию прессинга, за которым есть страхующий опорник.
В то же время для игрока перед обороной важна аккуратность – умение держать зону и вступать только в те отборы, которые с высокой вероятностью будут выиграны вернут команде владение.
Само количество отборов тоже важно, однако не в чистом виде. Оборонительная статистика в чистом виде на дистанции несет не так много смысла, поскольку люди играют за команды с разным владением мячом – при контроле по сезону в 60% при прочих равных ты будешь иметь меньше отборов, чем при 40%. Тарасов и Денисов играют за одну команду, что несколько облегчает задачу, однако нельзя исключать, что один из них не провел больше времени в матчах, где команда играла по большей части без мяча (а другой при этом в этих матчах не выходил).
Поэтому используется пересчет – так называемый possession adjusted stats. В Wyscout, например, пересчитывают на 30 минут владения соперника (не секрет, что чистое время футбольного матча – ball in play – в среднем не 90 минут, а всего 58, остальное сжигается паузами), однако в целом пересчитывают не на время, а на 50% владения.
Каждый может сделать достаточно грубую прикидку, которая будет не так далека от истины. Берете среднее владение команды, вычитаете его из единицы – получаете среднее владение соперников. Затем умножаете полученную величину на 2 и поставляете в знаменатель – в числителе же статистика, которую вы хотите привести к виду «корректировка на владение».
Однако есть и более точный способ.
Во-первых, применять сигмоиду. Это очень хорошая функция, которая позволяет сглаживать результаты. Взяв ее, мы получим схожую по конструкции, но более точную корректировку:
Tackles * 2/(1 + e^(-0.1*(x-50))), x/50 for x in [0,100] – вот и вся нормировка на владение.
Ну, и, во-вторых, полезно брать не просто среднее владение за сезон, а владение команды в каждом из матчей, когда рассматриваемый игрок выходил (очень яркий пример «Мидлсбро» этого сезона – часть игр с андерами они имеют 55-60%, а против топов сидят с 35-40%).
Ну и вторая тема – это определение действительно важных отборов. Многие думают, что попытки отборов (total tackles attempted) делятся на две категории – успешные отборы (tackles) и ситуации, когда игрока обыграли (dribbled past), однако это не совсем так.
Успешные отборы вполне логично делятся на две категории – отборы, возвращающие владение и отборы, после которых атака соперника притормаживается, но владение все равно остается у него. Естественно, что отборы первого типа гораздо более ценные, потому что в футболе нет ничего важнее владения.
Для сидячих опорников, располагающихся перед обороной, на мой взгляд, важно именно возвращать владение, поскольку за ними уже нет страхующего полузащитника. Поэтому тут полезно использовать «истинные отборы»:
(отборы, вернувшие владение)/(все попытки отборов), где
все попытки отборов = (отборы, вернувшие владение) + (успешные отборы, когда владение осталось у соперника) + (ситуации, когда отбирающий был обыгран).
По фактам
Что мы имеем?
Денисов (на 90 минут):
PAdj перехваты – 2,07, PAdj отборы – 2,05, % истинных отборов – 48, фолы – 1,35
Тарасов (90 минут): PAdj перехваты – 2,13, PAdj отборы – 2,84, % истинных отборов – 32, фолы – 3,65
И?
48% попыток отбора Денисова не просто успешны, а приводят к тому, что команда возобновляет владение, при этом Тарасов имеет низкие 32%. Его агрессивность выражается еще и в числе фолов (правда часть из них происходят наверху) – 3,65 против 1,35.
Тарасов просто не годится как страхующий игрок – он излишне агрессивен и любит выбрасываться, оставляя свою позицию неприкрытой. Как сказал бы Михаил Веллер: «Вы не страхующий, а сбивающий, ломающий и выбрасывающийся».
Косвенное подтверждение – фитнесс-статистика. В среднем за 90 минут Денисов пробегает 10,9 км, Тарасов – 10,38. Однако, если посмотреть на пробег на высоких скоростях (>7 м/c и 5,5 – 7 м/c), то Тарасов обходит Денисова по метражу в обоих категориях. Конечно, это не прямое доказательство, а просто еще один факт в пользу теории – более агрессивный стиль вынуждает пробегать больше на рывках (для таких скоростных интервалов разрыв по пробегу достаточный).
Еще одна тема – построение атаки. Точность передач Денисова – 84%, точность Тарасова – 76%. Значат ли эти числа что-то сами по себе? Не особо. К примеру, Усмана Дембеле пасует с точностью в районе 64%, но при этом нельзя сказать, что он плох – просто каждый второй его пас обостряющий, поскольку он по большей части задействован в финальной трети (проходит не всегда, но часто получаются фишки типа второго гола Обамеянга в ворота «Вердера») – в итоге парень на первом месте по xA и на втором по ассистам с игры в Бундеслиге.
Но что если мы добавим немного контекста?
Какое-то время назад появился такой показатель, как xGBuildup. Его считают как: xGChain – xG – xA. В чем суть? Удар имеет определенный xG, и каждому игроку, который поучаствовал в атаке, вес этого удара записывается в xGChain. Однако xGBuildup призван оценить именно непрямой вклад – то есть вычитаются ситуации, когда игрок сам наносил удар или отдавал последний пас. Это позволяет сгладить недооценку центральных хавов, которые бьют и отдают последний пас реже, чем группа атаки. Так вот, показатели по xGBuildup (на 90 минут):
Денисов – 0,4
Тарасов – 0,22
То есть Тарасов гораздо реже принимает участие в атаках, которые заканчиваются хорошим ударом (то есть меньше обостряет) и при этом имеет сильно хуже точность передач (8% здесь – это прилично). То есть он хуже не только без мяча, но и в поддержании владения.
Окей, мы выяснили, что Тарасов не годится на эту роль. Но может его взяли просто бэкапом, а играть перед обороной будет Газинский? Смотрим его:
% истинных отборов – 34
точность передач – 86%
xGBuildup – 0,33
То есть по факту он хуже Денисова в подстраховке центральных хавов и хуже в организации атаки. Не настолько, как Тарасов (то есть рассматривать первым выбором на эту роль надо именно Газинского, если Денисов все же аут), но хуже. А других людей, способных сыграть эту роль в этой схеме у сборной нет.
То есть по факту не существует футбольных причин, чтобы не вызывать Денисова. А если в ход идут нефутбольные, то это крайне печально, что на важном домашнем турнире сборная, оставшись без Дзагоева, еще и намеренно пренебрегает Денисовым.
Даже в свои 33 это лучший игрок в стране на позицию перед обороной на данный момент – других не придумали.
Подписывайтесь на Блокнот в ВК
Если при этом не будет результата - что ж, спрос будет с тренера. Но пока что он и не должен давать результат. Отбора нет, и даже КК - полутренировочное соревнование.
Однако на мой взгляд, чистого разрушителя у нас не будет. Вполне вероятен шарнирный центр из Зобнина, Головина и Глушакова, которые будут регулярно меняться местами. Хотя зная Черчесова, он своего любимца Ерохина додумается выпускать с первых минут.