Футбольный клуб. Инструкция по применению
Частные клубы в Российской футбольной премьер-лиге (РФПЛ) можно пересчитать по пальцам одной руки. Да и то с оговорками. Владеющий «Зенитом» «Газпром» принадлежит государству. «Локомотив» содержит «РЖД» – естественная монополия. У ЦСКА титульный спонсор «Россети», а кредит на строительство стадиона выдал ВЭБ. В «Спартаке» прямых госденег нет, но свое состояние владельцы клуба заработали на торговле нефтью. Нельзя придраться, пожалуй, только к «Краснодару», но его президент Сергей Галицкий регулярно повторяет, что футбол в России – это не бизнес.
Значит ли это, что частные клубы в России – утопия? В поисках ответа мы обратили внимание на основание пирамиды профессионального футбола в стране – второй дивизион, соревнования в котором проводит Профессиональная футбольная лига (ПФЛ).
Дебютный полет
Футбольный клуб «Чайка» был основан в 1997 году – раньше, чем ФК «Краснодар». Но в отличие от него команда из села Песчанокопское долгое время выступала в любительских соревнованиях. И только в 2016-м, после выигрыша первенства области, «Чайка» получила профессиональный статус и заявилась во второй дивизион.
Для президента и основателя «Чайки» своя команда – возможность вернуться в большой футбол. Андрей Чайка, владелец одноименной фирмы, занимающейся поставками смазочных материалов для автомобилей, в свое время играл в юношеской сборной России, но закончил спортивную карьеру из-за травмы. К идее сделать клуб профессиональным он пришел постепенно.
«Мысль создать команду, играющую на первенство области, родилась в разговоре с другом, с которым мы вместе долго шли по футбольной карьере, – вспоминает Чайка. – Он до сих пор работает у нас тренером. На первых порах все делали сами: и набирали состав, и тренировали, и работали менеджерами. Поначалу ребята у нас играли после работы, но постепенно остались только те, кто занимался исключительно футболом. И когда выиграли чемпионат области, заявились в ПФЛ».
Дебютировала «Чайка» неплохо – первую часть сезона закончила на шестом месте среди 16 участников группы «Юг». Владелец доволен, но ставит задачу по итогам сезона попасть в первую пятерку.
«Чайку» выделяет активный по меркам второй лиги маркетинг. В преддверии одного матча клуб может выпустить три видео: краткую афишу-рекламу, подробный сюжет о команде и сопернике, шутливый ролик на основе известного фильма. Обзоры игр, интервью с игроками и тренерами в разных форматах, репортажи со сборов – всего этого в избытке. А по соседству милые новости, какие можно встретить, пожалуй, только во второй лиге. Например: «Президент клуба подарил команде новый автобус». Но они скорее подчеркивают близость клуба к своим болельщикам – смотрите, для этих ребят хороший автобус уже за радость, потому что они не какие-то зажравшиеся звезды.
«Офис клуба находится в Ростове, команда тренируется тут же – так удобнее, да и не любого футболиста прельщает перспектива жить в селе, – рассказывает Андрей Чайка. – Но директором по маркетингу у нас работает девушка из Песчанокопского. Ее пока нельзя назвать состоявшимся профессионалом, она только учится, но у нее горят глаза, ей интересно – для меня это самое главное. Тем более, мы только начинаем. Вообще пока персонала немного, я подбираю его сам. Мне важно поговорить с человеком, увидеть его желание работать. Зарплаты у нас процентов на 20 выше, чем в среднем по району, но не это главное. Важно, чтобы человек выкладывался, с каждым разом сам улучшал свои результаты».
Сейчас на игры «Чайки» ходят в среднем около 600 человек. Владелец клуба рассчитывает на аншлаги уже в ближайшем будущем. Стадион, который он реконструировал (было установлено новое табло, перестелено поле, отремонтированы раздевалки; сейчас устанавливаются прожекторы, строится гостиница и закладывается многофункциональный спортивный центр) и который скоро будет передан в собственность клуба, вмещает около 2 тыс. зрителей. Заполнить его – амбициозная задача, учитывая, что в Песчанокопском, расположенном в 150 километрах от Ростова-на- Дону, проживает всего 10 тыс. человек. Так что ждут здесь на трибунах и болельщиков из соседних районов. Но имеет значение не только количество.
«Хочется, чтобы правильно болели, – добавляет Андрей Чайка. – Пока для наших зрителей футбол как театр. Прийти, посмотреть спокойно, сфотографироваться на красивом стадионе... Мы стараемся развлекать публику: приглашаем артистов, проводим лотереи, даем выступать детям».
Денег на свой клуб бизнесмен не жалеет. Говорит, все обеспечение у команды: экипировка, транспорт, медицина, питание, сборы – на уровне не второй, а первой лиги. И подтверждает это цифрами: годовой бюджет «Чайки» – почти 100 млн рублей, вдвое выше среднего для ПФЛ. При этом расходы на инфраструктуру: реконструкцию стадиона, укладку второго поля, строительство гостиницы – Чайка считает отдельно. А они доходят 400 млн. Но главное, что показывают эти вложения, серьезное отношение владельца к делу, гарантирующее «Чайке» хорошее будущее.
Билет в большой футбол
Футбольный клуб «Афипс» организовал генеральный директор «Краснодаргазстроя» Андрей Андреев. Его компания работает по всей стране, строит огромные газопроводы, а для поселка Афипский в Краснодарском крае является градообразующей. Но футбольный клуб не социальная нагрузка, а дело жизни, крайне важное для его основателя.
«Это дань памяти моего сына. Именно он в свое время уговорил меня построить в Афипском стадион, – объясняет бизнесмен. – Сказал: „Папа, если есть возможность, надо помочь“».
В апреле 2012-го Андрей Андреев – младший попал в аварию. Следующий год вместил в себя сложные операции, казалось бы, успешную реабилитацию, проблемы с восстановлением, многочисленные вопросы к действиям врачей, новые хирургические вмешательства…
Именно в это время был создан любительский футбольный клуб «Афипс» и благотворительный фонд имени Андрея Андреева. 19 апреля 2013 года они вместе открыли в Афипском новый стадион под названием «Андрей-Арена». А 25 мая Андрея Андреева – младшего не стало.
«Трагедия все меняет в жизни, – говорит его отец. – Если бы не она, может, этого ничего и не было бы. А я считаю, все это делает мой сын моим руками».
Основную миссию клуба Андрей Андреев – старший определяет так: «Делать жизнь людей в Афипском хоть немного лучше». И «Афипс» – это не просто футбольная команда, а основной центр притяжения 20-тысячного поселка. Даже открытие нового тренировочного поля (уже третьего) здесь превращают в настоящий праздник – с рок-концертом и выступлением чирлидерш. Кроме того, футбольный клуб – это еще и социальный лифт.
«Я даю молодым местным ребятам шанс попасть в большой футбол, – говорит Андреев. – Контрактами никого не держу, заключаю трудовые договоры на сезон, и, если парня заметят в другом клубе, с удовольствием отпущу. И они об этом знают, в этом идея клуба».
Это четкое понимание своих задач и возможностей – один из залогов устойчивости для небольшого клуба. Излишние амбиции погубили уже не одну команду. Тем более в российских реалиях выход на новый уровень означает резкий рост расходов на состав, на соответствие новому регламенту, но не ведет к сопоставимому росту прибыли: со спонсорами сложно на всех этажах российского футбола, а на доходы от телетрансляций не могут полагаться даже в РФПЛ. Хотя спортивной составляющей это никак не отменяет. Андреев требует от своей команды показывать яркую игру, а главное – полностью выкладываться в каждом матче. Причина проста – иначе люди не придут на стадион. Так что всю свою трехлетнюю профессиональную историю «Афипс» уверенно держится среди лидеров южной группы, а главная трибуна «Андрей-Арены» сейчас заполняется на 80–90 процентов.
Оклад футболиста в «Афипсе» – от 45 до 55 тыс. рублей, а за каждую победу команда получается премиальные в размере 500 тыс., их распределяет тренерский штаб, не забывая и о персонале: массажисте, водителе и прочих. Для сравнения: средний доход футболиста ПФЛ с учетом премиальных – 55–60 тыс. рублей.
«Наш бюджет чуть выше среднего, около 70 млн, – рассказывает Андрей Андреев, – потому что мы активно развиваемся: построили поле, есть своя молодежная команда. Ребята в школе все экипированы, приятно смотреть на них. Это тоже деньги, хотя и небольшие. Зато все очень стремятся попасть в основной состав».
***
«Чайка» и «Афипс» далеко не единственные частные клубы в ПФЛ. В той же группе «Юг» есть еще «Биолог-Новокубанск», «Армавир», «Машук-КМВ». В других группах можно назвать «Солярис» (Москва), «Домодедово», «Витязь» (Подольск), «Динамо-Санкт-Петербург». Что характерно, в основном эти команды показывают неплохие спортивные результаты. А вот вопрос, насколько эти проекты можно считать бизнесом, остается открытым.
«С одной стороны, это чистое меценатство, наш клуб не может зарабатывать, – рассуждает Андрей Андреев. – Но можно посмотреть глубже. В нашей строительной компании работает больше 2 тыс. человек. То есть с ней связаны, с учетом семей, 6–7 тыс. афипчан. И если мы увлекаем людей футболом, спортом, то получаем более здоровое поколение. А значит, и более здоровых работников».
Андрей Чайка, в свою очередь, верит, что и в российских условиях футбольные клубы могут быть прибыльными.
«Понятно, мы не Европа, где в четвертом дивизионе на футбол может прийти 10 тыс. человек – и все в атрибутике, – говорит он. – У нас народ чаще занят решением более насущных проблем. Однако я верю: со временем при правильной системе и мы сможем зарабатывать. Но надо, чтобы сошлось много факторов, которые зависят не только от одного желания хозяина или президента клуба».
Пока же футбол в России все-таки не может обходиться без помощи властей. В среднем клуб ПФЛ способен самостоятельно привлекать не более 30% в собственный бюджет. И надо понимать, что в самом факте участия субъектов Российской Федерации в финансировании клубов второго дивизиона нет ничего ужасного. Во-первых, речь тут не идет о гигантских расходах на трансферы и зарплаты игроков, а во-вторых, наличие профессиональной команды в регионе позволяет развиваться всему виду спорта – без них же, как правило, чахнут и детские школы.
«Развитие физкультуры и спорта – это совместная компетенция федеральных и в первую очередь региональных органов власти, и они должны найти возможности на обеспечение затрат на спорт и футбол в частности, – отмечает президент ПФЛ Андрей Соколов. – Важность задачи развития футбола была отмечена и на тематическом Президентском совете по физкультуре и спорту. К сожалению, в некоторых регионах, где есть и мог бы быть футбол, это пока не выполняется».
Меньше всего вопросов, конечно, к южным регионам. И этому есть логичное объяснение.
«Мы, южане, с детства играем в футбол, – объясняет Андрей Андреев тот факт, что именно в южной части России чаще появляются частные клубы. – К футболу приобщены сильнее, чем в средней полосе и тем более на севере. Зато на лыжах не бегаем. Нас тянет к игре. Как, например, Сергея Галицкого, который здесь же, в Лазаревском родился. Сказывается климат, прививается любовь к игре. Вот и получается хорошая футбольная атмосфера».
Текст: Дмитрий Христич
Оригинал: http://www.s-bc.ru/news/futbol-nyj-klub-instrukciya-po-primeneniyu.html
Материал из журнала «СБК. Спорт Бизнес Консалтинг» №1 (28) март 2017
сам рос в небольшом городке Гулькевичи, команда боролась за выживание во втором дивизионе, но праздник был....практически на каждой игре...)
Никогда не поздно строить футбольные традиции, через 50 лет это может приниматься как должное!
Российские клубы, независимые и самостоятельные и конкурентоспособные! Хоть бы хоть бы!