8 мин.

Самообслуживание или Совсем не наш день

Кульминация сезона, стечение важных событий и памятных признаков сопровождалась стечением дурных примет. Во-первых, возникшая вдруг после матча с Локомотивом эйфория, когда вдруг все хором заголосили, что ЦСКА – фаворит и обязан выигрывать дерби. Так уже было перед одним из матчей ЦСКА – Спартак, после длиннющей нашей серии без поражений, и именно тогда, когда все были уверены в нашей победе и голосили о ней на разные лады, удар Баженова прикончил серию и все прогнозы разом…

Дурные приметы продолжились для меня в субботу на матче молодежек. Явно в погоне за победой, которая бы практически гарантировала комфортное прибытие нашего дубля на первое место в своем первенстве, из основы были отозваны Чалов и Жамалетдинов, и на первых же минутах Федор забил гол – идеологическую копию того, что он уложил в ворота Уфы – принял длинный пас, оттеснил плечом защитника и аккуратно отправил мяч в сетку. И почти тут же в ситуациях, может быть даже более легких, тот же Федя и Александар Станисавльевич, которому мяч отскочил, когда он стоял метрах в трех от ворот, загубили 100%-ные моменты… А потом, постепенно, спартаковцы инициативу перехватили и под конце тайма счет сравняли в одной из немногих контратак, после перерыва и вовсе выйдя вперед. И все было бы совсем плохо, если бы ребята, потихоньку сменяющие блестящий состав прошлой осени, не сумели использовать полумомент, и с подачи Никиты Мацхарашвили и Дмитрий Меренчуков сравнял уже под самый свисток. Молодежка, таким образом, сохранила статус-кво, опережая спартаковцев на три очка, но победную эстафету, как это было с Локомотивом, начать не сумела.

Интрига же матча основных составов была дополнительно закручена за пару часов до старта, когда вдруг распространилась информация об участии Алана Дзагоева. У меня на голове зашевелились оставшиеся в небольшом числе волосы – я же только что писал, что с паллиативными мерами в отношении Алановых болячек надо кончать и пора переходить к каким-то иным, радикальным решениям, чтобы не загубить преждевременно его карьеру у нас и вообще в футболе. Правда, перед самым началом игры, тренерский штаб дал задний ход, и на поле вместо Дзагоева вышел Набабкин. А я вспомнил стародавнюю историю времен первой хоккейной суперсерии. Тогда после блестящих выступлений за океаном великий Харламов стал мишенью охоты со стороны канадских вышибал, и уже ко второй или третьей московской игре был поломан до такой степени, что ничего на поле сделать не смог бы. И все-таки Бобров и Кулагин просили Валерия Борисовича одеваться на матч и вносили его в протокол – так, как чисто психологическую угрозу… Не помогло тогда, не помогло и нынче...

Матч основы начался с сверхсмертельной, 200%-но голевой атаки армейцев, когда на 2-й минуте дальний удар Брата Васи неудачно отразил спартаковский кипер, а потом сначала Ионов, добивая, в упор угодил в Реброва, затем мяч отскочил к дальней штанге уже совершенно пустых ворот, где его настиг наш удалой Саша Головин и каким-то немыслимым ударом попал в штангу, от которой мяч пошел вдоль ленточки и закончил свой путь в руках у спартаковского вратаря. По рисунку это с точностью до наоборот безумно напомнило ситуацию многолетней давности в Лондоне у наших ворот в матче с Арсеналом. Этот тот самый матч, который был для Игоря последним сухим в Лиге Чемпионов. Неужели вот сейчас пришла расплата?

Наши и дальше играли с преимуществом и имели недурные возможности, хотя и несравнимые с загубленной в самом начале. Фернандес неоднократно индивидуально проходил по своему флангу и создавал возможности своим партнерам, и их количество достигло такого уровня, что Карпин не без основания произнес сакраментальное «не забиваешь ты – забивают тебе»… Так и случилось в миллионный раз.

Как-то постепенно, схоже с матчем молодежек, минуты с 25-й Спартак стал уравнивать игру, а уже вскоре на ровном месте, с минимальными усилиями вышел вперед, получив колоссальное психологическое преимущество – спартаковские комментаторы, суча ножками, заверещали, что в дерби команда, забившая первой, не проигрывает. В голевом моменте сначала на месте не оказалось Набабкина (а, может, все-таки наши, действительно, собирались поставить Дзагоева, и выход Кирюши – импровизация в последний момент? Если так, то очень глупо!), потом Головин не сделал элементарного – не выбил мяч за боковую, что прикончило бы спартаковскую атаку задолго до того, как она стала опасной, потом он же фактически выдал пас на ход Ивелину Попову, а в завершении Брат Вася прозевал рывок Луиса Адриану, и Игорь спасти здесь уже не мог.

Наши не сдались, хотя было видно, какой психологический удар они пропустили. Конечно, не хватало организующей роли Дзагоева и непонятно было, почему Головин, доказавший свою способность его хотя бы отчасти заменить, не попытался это сделать. Однако, Витиньо, Ионов и тот же Головин набеги на спартаковские ворота предпринимали постоянно. Успех пришел с неожиданной стороны – как, если бы вдруг выстрелила Царь-Пушка, которая, как известно, никогда не стреляла. Навес Натхо со штрафного принял головой Брат Леша, не забивавший уже давным-давно, и с какой-то немыслимой подкруткой пушечным ударом отправил мяч в девятку. Теперь психологический удар, прямо «в раздевалку» получил соперник, и возродилась надежда на успех наших.

Видимо, оптимистическое восприятие ситуации было в тот момент присуще и Ганчаренко, который на второй тайм на место штатного защитника Набабкина выставил Тошича. И практически сразу, не успев воспользоваться этой обновкой, наши привезли себе гол. По тому, насколько это глупо выглядело со стороны, второй гол в наши ворота трудно с чем-то сравнивать: уже фактически сорвав спартаковскую атаку, Васин отвел мяч в сторону от ворот и, имея абсолютную возможность просто выпихнуть мяч за лицевую или пушечным ударом вынести в аут, вдруг завозился с мячом у линии ворот, упал, потерял мяч, который спартаковцы радостно запихали с двух метров в ворота, наверное, поражаясь такому подарку. Мне трудно сопоставить этот гол с чем-то другим в моей памяти…

Дальнейшее – это наши попытки еще раз сравнять счет, ради чего вместо Ионова вышел Оланаре, а под конец матча, когда стало нечего терять – вместо набедокурившего защитника Васина – Федор Чалов. Честно говоря, лично мне непонятна логика главного тренера, который на усиление атаки против лидера первенства бросает форварда, не забившего ни одного гола в матчах против намного более слабых соперников, а другого, который худо-бедно только что забил и отметился несколькими опасными, в том числе – голевыми, передачами, выпускает за 5- 6 минут до конца, как будто это Всеволод Бобров, который как-то раз обессмертил свое имя двумя голами после гонга, который давался за 5 минут до конца игры.

В последней фазе матча, ситуация сложилась идеально для соперника – он вел в счете, а армейцы вынуждены были численно ослабить защиту ради усиления атаки. И тут на первый план вышло одно важное преимущество, которым на сегодня располагает соперник – индивидуально мастерство и скорость его форвардов, позволявшие им убегать и обходить наших более тихоходных и менее разворотливых защитников. Только мастерство, фарт и отчаянность Акинфеева уберегли нас от еще, минимум, двух голов, когда Промес и Зе Луиш индивидуально обыгрывали, убегали от наших защитников и выходили один на один.

Витиньо в одном из этих моментов совершил прямо-таки героический подвиг: уже явно измотанный, он, чуть ли не единственный, пустился в погоню за убегнающим спартаковским форвардом, и когда тот уже отыграл нашего вратаря, отразил удар, идущий в пустые ворота. Этот парень, действительно, возмужал и научился сражаться до последнего. Дает надежду. Фактически он был и единственным, кто создал себе реальный шанс второй раз сквитать счет, когда убежал с мячом к воротам Спартака, обыграл вышедшего Реброва и пустил мяч, к сожалению, несильно, в пустые ворота, откуда их выбил Джикия.

Результат матча очень опасен с точки зрения его возможных трактовок. Сравнение сил команд смазано тем, что оба гола в наши ворота фактически мы привезли себе сами. Но надо ясно себе сказать: - Мы делали ошибки, которыми пользовался соперник. Спартаковцы ли были тому причиной, или она кроется в нас самих, в психологической и волевой сфере, а не в чьей-то дьявольской злой воле. То, что игру судил питерский арбитр, который мог держать в голове выгоду Зенита от поражения армейцев, на игре не сказалось. Когда Игорь выгреб мяч прямо с ленточки (которую он не пересек), Безбородов четко показал – гола нет, играйте! Свои ошибки надо признавать и исправлять, а не думать, что это – плод дурацкой случайности. Тем более, что двух дурацких случайностей просто не может быть – это результат какого-то систематически действующего фактора, скорее всего – настигшей команду самоуверенности, для которой не было реальных оснований. Это мы сами виноваты в своем поражении.

Грубейшие катастрофические, немыслимые ошибки совершили как раз те игроки, которым больше всех доставалось в последнее время комплиментов – Васин, объявленный невероятно удачным творением Ганчаренко, и Саша Головин, по которого только еще из утюга не сказали, что он надежда российского футбола. Может быть, вот эта эйфория, не слишком обоснованные дифирамбы и сбили немного парней с панталыку. То, что они сотворили в нынешнем дерби могло бы показаться диверсией против своих, изменой, если бы мысль об этом не была дика в самой своей сути. Значит, надо лечить команду от психологической неустойчивости.

Поистине, ныне черный день для армейского футбола. Разом оборвалась серия без поражений Ганчаренко в ЦСКА, наши впервые проиграли в ЧР на поле своего нового стадиона, мы лишились шансов на чемпионство и основательно подорвали их – на второе, лигочемпионское, место, и все это сделал заклятый враг, полтора десятилетия пребывавший в унижении и ничтожестве. Когда-то я, потешаясь над стенающими над своим былым величием болельщиками мясокомбината, писал о том, что они в своем самолюбовании лишили свою команду, тренерский штаб  и самих себя самокритики и привели к катастрофе. Нам бы надо призадуматься, чтобы не повторить именно эту, самую опасную ошибку чемпионов, которых теснят с трона – самоообмана, самоуверения в собственной непогрешимости и виновности в своих бедах заговора супостатов. Папа с мамой учили меня в детстве: если у тебя решение задачи не сходится с ответом в учебнике – ищи ошибку у себя!

И последнее – политика назначения на матчи комментаторов продолжает безумную линию, начатую бессменным назначением Орлова на матчи Зенита. Нынче матч ЦСКА – Спартак комментировали два спартаковца… которые даже не особо старались скрыть свои пристрастия. Едрена мать!

 

 Источник