К вопросу о микротактике
Два наиболее известных раздела в экономической науке - микроэкономика и макроэкономика. Микроэкономика описывает локальное взаимодействие экономических агентов (фирм, компаний и т.д.) друг с другом, то, как они решают различные ситуации для получения наибольшей выгоды. Макроэкономика же рассматривает функционирование экономики в целом, интегральное взаимодействие агентов, где каждый из них в отдельности подчиняется принципам микроэкономики. Она дает ответ на вопрос - если каждый сделает оптимальный для себя выбор, какая будет ситуация в целом?
После недавнего матча ЦСКА-Локомотив, который завершился со счетом 4-0, я задался вопросом - почему так вышло? На этот вопрос можно дать такие ответы - "в центр обороны надо было выпускать другого игрока", "неподходящая схема" - примерно то, что может ответить главный тренер на пресс-конференции. Но меня заинтересовало другое - с трибуны показалось, что почти все эти голы были забиты после индивидуальных ошибок. Откуда возникли эти ошибки, и почему они в итоге привели к голу? Почему в атаке Локомотив не показал ничего, и в каждом отдельном эпизоде игрок просто не знал, что делать с мячом? Ответы на эти вопросы лежат на уровень ниже, чем просто "неподходящая схема". Если проводить аналогию с экономикой - надо искать ответы в микротактике, а не макротактике: надо разобрать сами базовые игровые эпизоды, которые возникли в матче и привели к такому результату. А что если поставить более общую задачу - рассмотреть фундаментальные игровые ситуации, которые возникают в каждом матче и создают разницу в счете? Для решения я решил смоделировать игру, начав с простейшей модели и понемногу усложняя ее.
Модель №1
Для простоты будем мыслить в терминах тактического планшета. Игроки - просто цветные точки на поле. Иногда для удобства я буду называть любого игрока защищающейся команды - защитником, а нападающей - нападающим, независимо от их позиции на поле. Простейшая модель футбола действительно очень проста. Предположим, что играется личная защита, и каждый защитник намертво "приклеен" к своему игроку соперника. Время реакции игроков - мгновенное, скорость бега - любая. Предположим, что обороняющийся игрок не допускает ошибок - он не дает сопернику обвести себя или продвинуться ближе к воротам, прерывает все его пасы и блокирует удары. Исход такой модели только один - 0-0 после 90 минут, голов не будет, так как мяч просто не будет перемещаться по полю.
Модель №2
Если бы это было правдой, никто в мире не стал бы смотреть футбол. Поэтому усложним модель. Пусть защищающийся не всегда блокирует удар, а вратарь может не достать до мяча. В такой модели уже возможны голы - нападающему нужно просто бить по воротам и надеяться, что ему повезет. Голы будут следствием индивидуального мастерства (удара) + ошибок защитников + ненадежности вратаря.
Модель №3
Модель №2 далека от того, что мы видим на реальном футбольном поле. Поэтому позволим еще одно допущение - пас все-таки может дойти до своего игрока. То есть он не перехватывается ни одним из двух защищающихся игроков между пасующим и принимающим. Теперь с помощью игры в пас можно подобраться к воротам соперника и нанести удар, при этом возможно забив гол. Уже ближе к реальности.
Модель №4
К модели на предыдущем шаге просто необходимо добавить возможность дриблинга. Это первое радикальное изменение в модели. Если раньше игроки соперника были намертво "приклеены" к нашим игрокам, то сейчас дриблинг позволяет отцепить одного игрока от игрока с мячом. Пройдя своего игрока, игрок с мячом оказывается без опеки - соперник остался позади. Назовем такую ситуацию нарушением порядка. В этой модели нарушения порядка можно разделить на 2 типа - слабое нарушение порядка и сильное нарушение порядка.
В первом случае отставший защитник успевает быстро исправить свою ошибку - то есть нападающий лишь немного пробежит вперед, затем его догонят и порядок будет восстановлен. Назовем это релаксацией порядка, а время, за которое он был восстановлен - временем релаксации.
Если же нарушение порядка сильное, то защитник уже не успевает догнать нападающего. Если игроки соперника не перестроятся, то наш игрок сможет без препятствий добежать до ворот и ударить с близкого расстояния, что почти наверное выльется в гол! Поэтому защитники вынуждены перестраиваться - в большинстве случаев им лучше всего поменяться местами по цепочке, освободив от опеки самого удаленного от мяча нападающего. Это наиболее благоприятный вариант, так как пас туда будет долгим, что даст время на релаксацию, и отдалит мяч от ворот.
Подчеркну, что нарушение порядка возникло из-за того, что один игрок атаки остался без опеки - назовем это специальным термином перегрузка. Вообще назовем перегрузкой любое преимущество в игроках на каком-то участке поля (4 на 3, 4 на 2, 1 на 0 и т.д). Перегрузка - это очень хорошо для атаки. Как мы видели выше - если защита не успевает релаксировать, то мяч доставляется свободному игроку, и тот забивает гол. Если защита успевает релаксировать, то игрок с мячом в любом случае немного продвигается вперед. Понятно, что чем ближе к воротам возникает перегрузка, тем она фатальнее, так как на правильные перестроения может просто не хватить времени.
Модель №5
Действия защитников в предыдущей модели далеки от идеала - перестроения по цепочке затрагивают слишком много игроков, оголяется один нападающий. У этой проблемы есть два выхода.
Разрешим защитникам не закрывать "защитников" соперника - они находятся далеко от ворот и представляют мало опасности. Освободившихся игроков направим в гущу событий - они будут перекрывать свободные для паса коридоры и участвовать в смене опеки (напоминает роль опорных, когда они играют не по мячу, не правда ли?)
Второе решение - использование оффсайда. Можно просто сделать так, чтобы свободный игрок был вне игры. Простое решение? Очень. На этом этапе начинает проявляться класс защитников и слаженность их действий - оффсайд ловушка требует некоторых усилий, ее неправильная постановка приведет к голу. Забегая вперед скажу, что оффсайд - как раз то средство, которое позволяет опытным защитникам разрешать перегрузку на одного человека в свою пользу.
Модель №6
Немного усложним модель для облегчения защиты - позволим защитникам играть не вплотную к нападающим. Пусть они занимают некоторое промежуточное положение, закрывая свободные зоны (это увеличивает вероятность перехвата паса) и облегчая себе перестроения в случае нарушения порядка, то есть возникновения перегрузки на каком-то участке поля. Теперь класс защищающегося игрока влияет на правильность занимаемой им позиции. Класс атакующего игрока влияет на успешность обводки, успешность паса, избегание оффсайда, а также на правильность принятия решений в перегрузке - пройти самому или дать пас.
Модель №7
К этому моменту мы уже ослабили условие на время реакции игрока. Защитники реагируют не мгновенно, поэтому их можно обвести или дать пас мимо них, нападающие тоже - поэтому их можно поймать в оффсайд. Когда время реакции не нулевое, всегда есть риск потери позиции - человек не успевает за сменой обстановки на поле. Это допущение делает модель сильно разнообразнее в плане игры без мяча - теперь можно отклеиться от оппонента и убежать от него, открывшись под пас. Это может быть более непредсказуемо, чем дриблинг с мячом, так как траектория движения нападающего не привязана к движению мяча, бежать можно быстрее - грамотное открывание может внезапно создать перегрузку в какой-нибудь зоне поля.
Модель №8
Пойдем еще дальше - ослабим требование личной защиты. Никто не играет так в футбол. Пусть теперь игроки привязаны к схеме, к своим позициям на поле, чтобы проявлять свои лучшие качества. Это несколько ослабляет защиту, так как нападение может воспользоваться возникающим эффектом "смены зон". Игрок атаки, перемещающийся между зонами ответственности различных защитников может создать путаницу в том, кто его должен держать - это приведет к потере позиции каким-либо из защитников, а значит и к перегрузке какой-то зоны.
Итак, мы наконец пришли к модели, которая уже адекватно описывает ситуации, возникающие на поле. Ключевым понятием, как оказалось, является "перегрузка" - преимущество в игроках на каком-то участке поля. Оно устраняется защитой за какое-то время - время релаксации. Без перегрузок можно надеяться только на удачу - что удар получится не берущимся, что навес пройдет и в борьбе нападающий забьет. С перегрузками - грамотные игроки всегда без усилий продвинутся вперед на какое-то расстояние, и если соперники не успеют релаксировать, то это преимущество почти наверное приведет к голу (например, если перегрузка произошла близко к воротам). Перегрузки - это именно то, что называют доминированием в эпизоде или игре.
Наконец можно поговорить о пользе оффсайда для футбола. Как я говорил - при наличии класса в обороне оффсайд позволяет защитникам выключать одного игрока атаки из игры. Если он находится в зоне перегрузки - это уменьшает величину перегрузки на 1 игрока. При этом перегрузка в 2 игроков все еще остается фатальной. Именно поэтому опытный защитник может правильно решить выход 2 нападающих на него - просто держа второго в оффсайде. Но и опытный нападающий может не залезть в оффсайд и при пасе выходить 1 на 1 с вратарем. Это балансирование - возможно самое красивое, что есть в микротактике футбола, результат этого противостояния как раз и определяется классом игроков.
Теперь, имея такую базу, можно коротко описать переход от микротактики к макротактике. Ключевая мысль - правильно выбранная макротактика позволяет создавать перегрузки для своей команды и не допускать перегрузки от соперников. Для этого используются сильные качества игроков - отбор, скорость, видение поля, и различные вариации схем с целью учесть эти сильные качества и надавить на слабые качества соперников. Но это уже совсем другая история...
Спасибо за внимание!
Тактические схемы были сделаны на tactical-board.com