Эффект Матфея. Почему будущего футболиста стоит зачать в конце весны?
Вы когда-нибудь пробовали смотреть футбол под другим углом? Не обращая внимания на фамилии и способности игроков, а выбрав иную точку отсчета для отношения к футболистам? Давайте попробуем.
Шла серия послематчевых пенальти финального матча. После удара полузащитника 12 января, мяч угодил во вратаря 31 января, и у сборной России резко выросли шансы завоевать титул. 26 февраля, уже забивший свой мяч, кричал идущему к точке 9 января: «Рома, не бойся б..ть!», в то время как защищавший ворота соперника 28 января мысленно готовился к поражению. Удар, мяч в воротах, сборная России выигрывает юношеский Чемпионат Европы-2006! Все это – описание того, как Прудников, Коротаев и Помазан одолели Войнара и Штеха, а даты, указанные в тексте, как вы могли догадаться, являются датами рождения игроков.
Представленная не так давно «Стратегия-2030», направленная на развитие отечественного футбола, хоть и вызвала немало споров и сомнений в своей необходимости, тем не менее затронула важные вопросы, без решения которых говорить о будущем российского спорта в позитивных тонах не представляется возможным. В первую очередь, речь идет о подготовке молодых игроков и повышении качества работы детско-юношеских школ. Вполне очевидными вещами, на которые стоит обратить внимание при обучении юных футболистов, являются наличие соответствующей финансовой, технической и научной базы, высокий уровень знаний и умений детских тренеров, качественная инфраструктура и соответствующий соревновательный уровень.
Предположим, что у вас есть сын, которого вы хотите отдать в футбольную школу. Вы находите отвечающее вашим требованиям образовательное учреждение, призываете своё чадо к серьезной работе над собой, ежедневно возите юного футболиста на тренировки, после чего ожидаете результата. Однако, достаточно ли приложенных вами усилий для того, чтобы ребенок в будущем стал профессионалом? Есть ли смысл ждать результата в будущем, либо есть некий способ предугадать успешное/неуспешное футбольное будущее сына на самом начальном этапе? Иными словами, только ли талант, саморазвитие игрока и работа тренеров являются критерием успеха, или же есть некие скрытые факторы, обратив внимание на которые можно с большой долей вероятности сделать прогноз относительно будущего футболиста?
Часто нам приходится слышать байки о переписанных игроках, которым меняют год рождения для получения преимущества в физической силе над соперниками. Но здесь речь идет о годе рождения. А что насчёт месяца?
Известный североамериканский журналист Малкольм Гладуэлл в своей книге «Гении и аутсайдеры: почему одним всё, а другим ничего?» задался именно этим вопросом.
Гладуэлл пишет: «Что больше всего интересует нас в успешных людях? Мы хотим знать, что они собой представляют, — какой у них характер, насколько они образованны, какой образ жизни ведут, какими талантами наделила их природа. По нашему убеждению, именно личностные качества помогают этим людям подняться на вершину успеха. <...> Я хочу доказать, что не стоит сводить причины успеха исключительно к личностным особенностям. Они не объясняют истинной природы выдающихся достижений и не дают ответа на ключевой вопрос: что отличает особенных людей от всех остальных? По моему мнению, правильнее было бы интересоваться вовсе не их личными качествами».
Свое доказательство журналист начинает с истории о канадском хоккее. Психолог Роджер Барнсли, как и большинство канадцев, был помешан на хоккее, и следил не только за матчами профессионалов NHL, но и за юношескими командами. Однажды, в ожидании матча Юниорской Канадской Лиги, его жена Пола листала программку с составами команд, после чего обратилась к мужу с вопросом о том, знает ли он, когда родились играющие сегодня хоккеисты.
«Я подумал, она бредит, — рассказывал впоследствии Барнсли — но решил сам посмотреть, и в глаза сразу же бросилось то, о чем говорила Пола. По какой-то непонятной причине в списке чаще всего встречались игроки, рожденные в январе, феврале и марте». После этого Роджер начал фанатично изучать составы разных команд из разных лиг, и всё очевиднее для него становилась закономерность – большинство спортсменов, добившихся определенных успехов и попавших в составы команд в результате серьезного отбора, родились в первой половине года, преимущественно в январе, феврале и марте. В это сложно поверить, но система подготовки канадских хоккеистов, основанная на тщательном отборе лучших из лучших, тем не менее, будто игнорировала рожденных во второй половине года.
«Ну это Канада и хоккей» — подумал я, изучая труды Гладуэлла. Возможно в России и футболе дела обстоят иначе? Изучив состав сборной России U-17, я получил следующие результаты:
Удивительно, но большинство (господи, 10 из 18!) игроков и правда появлялись на свет в январе. Столь большое количество сборников, родившихся в начале года просто не может не вызывать дополнительных вопросов.
Может быть, более талантливых игроков вызывают в старшие сборные? Нет. Беглый просмотр более старших команд только подтверждает то, о чем говорил Гладуэлл – в заявках сборных наблюдается заметное превосходство игроков, родившихся в первой половине года.
Ситуация становилась все более и более интересной. Сперва может возникнуть мысль о том, что в погоне за результатом российским игрокам просто неумело переписывают дату рождения. Но нет – ситуация с поголовным доминированием подростков, родившихся в первой половине года повторяется и в сборных других государств: Франция, Германия, Голландия, Испания, Бразилия, Аргентина – в заявках юношей этих стран преобладают игроки, родившиеся в первых трех месяцах нового года, а пацаны, рожденные во второй половине года находятся в абсолютном меньшинстве:
Может быть дело в том, что в начале года банально рожают больше детей? Думаю, для ответа на этот вопрос отлично подойдет не очередное исследование какого-то суперагентства, а банальный поиск по месяцу рождения вконтакте:
Нет, во второй половине года люди рождаются почти так же часто, как и в первой.
Если изучить составы подробнее, то становится понятно, что для того, чтобы пробится в юношескую сборную, людям родившимся во второй половине года, нужно либо играть за взрослую профессиональную команду, либо иметь феноменальные способности. Отличный пример явного таланта – Килиан Мбаппе, родившийся как раз в декабре.
Как альтернативный вариант – можно родиться в Африке, где критерии отбора несколько отличаются от европейских и сборные на молодежном уровне просто рвут своих оппонентов в клочья. Один простой пример: скауты «Аталанты» отыскали 20-летнего ивуарийца Франка Кесси 3 года назад, когда тот играл на юниорском ЧМ, а сейчас его оценивают в €30 млн. Дата рождения Франка: 19 декабря 1996 года.
В итоге, если не брать в расчет африканских акселератов и суперталантов, ответ на вопрос – почему в юношеских и молодежных сборных так много игроков, родившихся в первой половине года, окажется очевидным. Дело в том, что УЕФА считает возраст игрока только по году рождения, в то время как дата и месяц не имеют никакого значения. Поэтому, любой футболист родившийся хоть 1 января, хоть 31 декабря 2000 года, в данный момент считается 17-летним. Да и набор в футбольные школы во всем (цивилизованном) мире производится исключительно по году рождения ребенка.
При такой методике отбора, самое большое преимущество получают игроки, родившиеся в январе. Ведь некоторые из них опережают в развитии своих «сверстников», рожденных в декабре, почти на год.
В своей книге Гладуэлл обращается к социологу Роберту Мертону, который, описывая этот феномен, использует термин «эффект Матфея», названный так по святому благовествованию от Матфея из Нового Завета: «Ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет».
И повернутые на хоккее канадцы, и педантичные европейцы, и безбашенные русские – все, при своих особенностях и серьезном подходе к отбору, становятся жертвами так называемой «теории относительного возраста» и ее «самоисполняющегося пророчества» – в команды набирают самых старших и самых сильных. Если опустить вопрос возраста, а обратиться исключительно к изначальному уровню и предположить, что рожденные в в разные времена года ребята одинаково талантливы и на начальном этапе имеют схожие способности, можно прийти к выводу, что набирая в команды самых старших, тренеры активируют эффект Матфея – те, кто родился в начале года, получают возможность заниматься с лучшими тренерами в лучших школах, соревноваться с лучшими среди ровесников, тем самым постоянно повышая свое мастерство. В конечном итоге, это приводит к тому, что рождённые в начале года, действительно превосходят в своем уровне тех, кто родился в октябре-ноябре и становятся профессионалами – «Кто имеет, тому дано будет и приумножится»! Мы остановились исключительно на спорте, однако, в дальнейшем исследовании Гладуэлл демонстрирует предопределенность судьбы и во многих других сферах. Действительно, футбол – зеркало общества.
Какой вывод можно сделать из проведенного исследования?
Авторам Стратегии-2030 не стоит фокусироваться исключительно на вопросах финансирования и переноса европейского опыта подготовки кадров на российскую почву, но и перестать быть говорящими головами и записанными болванками из 2007 года, а раскрыть глаза, посмотреть под разными ракурсами на вопросы подготовки кадров для футбольных команд и по настоящему реформировать образовательную отрасль. Самым логичным шагом видится деление юных футболистов не по годам рождения, но и по кварталам и полугодиям. Таким образом, вероятно увеличение качественных игроков, а не фокусировка исключительно на январских акселератах. Здесь, конечно, встает вопрос о дополнительной нагрузке на детских тренеров, с уровнем и мотивацией которых и так немало проблем, а также необходимости в дополнительном финансировании. Поэтому, предложение подобное этому, можно назвать почти невыполнимым и даже утопичным.
Другим ходом выглядит отказ от деления игроков по годам рождения на начальном этапе, и отказ от погони за результатом, в котором часто и формируются «болванки-одинаковые футболисты, вписываемые в схемы», на наличие которых часто жалуются современные тренеры. Учитывая, что к чему-то подобному отечественных функционеров призывают уже давно, а воз и ныне там, можно предположить, что и эта инициатива бесполезна.
Поэтому, единственное, что возможно сделать в имеющихся реалиях, это смириться, а сразу после прочтения статьи тащить в постель свою пассию (если таковой нет, то немедленно найти её) и приступить к зачатию ребёнка. Ведь несложно подсчитать, что конец апреля-начало мая – это почти стопроцентная гарантия рождения вашего ребенка в январе. А значит, его шансы стать звездой футбола выше, чем если вы просидите у компьютера до следующего марта. Поэтому, вперёд, друзья! Весна зовет к любви!
Данный текст был написан совместно с пользователем Айд Ар. К сожалению, я не знаю, как можно указать двойное авторство.
Если вы хотите видеть больше подобных материалов - подписывайтесь на блог "Одиннадцать" и разбивайте в хлам кнопку, отвечающую за плюс!