14 мин.

«Когда защитник идет в чужую штрафную, он идет за своей зарплатой». Гуру футбольной тактики – в России

Алексей Логинов делится впечатлениями о семинаре автора бестселлеров по футбольной тактике. 

1

Массимо Луккези. Впервые я узнал о его существовании в сентябре 2015-го, когда заглянул в книжный магазин на Via Carducci в Милане. Обычно я там трачу не менее двух часов, ведь мало где в Италии можно найти  такое количество книг, посвященных кальчо. Особенно интересны пособия по тактике, которые сюда доставляют прямиком из Коверчано. Даже возникает подозрение, что таким образом кто-то из сотрудников флорентийского Museo del calcio italiano избавляется от лишней макулатуры.

Автобиографии, альманахи, календари, сборники, исторические очерки – все это без проблем можно найти в магазинах Mondadori и Feltrinelli. Другое дело, если нужно нечто специфическое – о расстановках с тремя защитниками, зонной обороне или способах противодействия модулю 4-2-3-1. Здесь без Libreria dello Sport никак не обойтись. И наверняка понадобится стремянка – полки там до самого потолка.

В тот день я перерыл три стеллажа, чуть не опоздал на ужин с прекрасной синьорой, но все-таки купил книгу «4-3-3. Soluzioni Tattiche». Во многом потому, что Антонио Конте начал внедрять эту расстановку в Национале, а Массимилиано Аллегри – в «Ювентусе». Однако все вышло иначе – c.t. вернулся к схеме 3-Х-Х, а Макс вновь заинтересовался треквартистами. Поэтому мои 33 евро были потрачены напрасно, и в списке для чтения «4-3-3…» заняла место где-то между «Кремлевской школой переговоров» и томиком Ницше. Иными словами – до нее я планировал добраться ближе к 2040 году. Но когда я услышал, что ее автор проводит в России семинар для тренеров, то решил, что просто обязан на нем побывать. 

Итак, Массимо Луккези – загорелый тосканец, без тосканского акцента à la Puttana maiala di Max Allegri. Родился в Виареджо. Земляк Марчелло Липпи и Эудженио Фашетти. Более десяти лет является редактором сайта allenatore.net, где легко найти его тексты. Также публикуется в других изданиях – от Word Soccer до Soccer Journal. Сотрудник футбольной академии «Милана». Также он консультирует тех, кто мечтает стать новым Маэстрелли или Эррерой. В общем, он – тренер тренеров. В числе его клиентов, например, Эмилио Де Лео, который известен сотрудничеством с Роберто Манчини в «Манчестер Сити» и Синишей Михайловичем в «Болонье» и «Милане».

10 апреля 2017 года. Понедельник. Пушкин. Стадион «Царское село». 10-00. Несколько десятков участников семинара стоят в очереди у кофейного автомата в ожидании начала показательной тренировки. Когда я сам занимался футболом, наш второй тренер для управления группой использовал несколько междометий, а главный был убежден, что самый сильный игрок должен играть на позиции последнего защитника. «Так учил Маслов. Потому что последнего нельзя пройти один в один, только через пас», – так он объяснял свою концепцию. С тех пор прошло почти 25 лет, и если Массимо с коллегами будет чаще приезжать к нам, то установки типа «сзади построже, впереди поострее» окончательно отомрут, как либеро и ala tornante. 

1

Маэстро уже на поле – в спортивном костюме «Милана». Он бодро расставляет фишки и готовится к первому разминочному упражнению на технику обращения с мячом, главный смысл которого – устроить соревнование между двумя группами: кто быстрее выполнит технический прием на остановку и разворот с мячом и забьет нужное количество голов в импровизированные ворота. Проигравшие отжимаются. Второе упражнение более сложное – на отработку навыка позиционной игры в схеме 4-3-3 в условиях ограниченного пространства. Четыре защитника в линию, медиано и два mezzala противостоят прессингу противника – моделирование типичной ситуации, которая встречается в любом матче. В случае же смены владения, трое переходящих меняют команду. Чуть позже Массимо повторяет то же самое в районе углового флажка на еще меньшем пространстве.

«В «Барселоне», где я впервые увидел это упражнение, переходящих футболистов называют «тумбочками»», – говорит Массимо. Если у кого-то из игроков что-то не получается, итальянец немедленно останавливает занятие и терпеливо объясняет ошибку. Вот здесь нужно было дождаться соперника, здесь – немедленно отыграться с партнером, а здесь – создать для него свободную зону. А почему ты остановился, когда у тебя отобрали мяч? В голове у каждого должен работать маленький компьютер, чтобы мгновенно просчитать ситуацию. Veloce! Veloce! Но Маэстро в любой момент готов нажать на паузу. Он весь в игре, всегда выбирает наилучшую позицию для обзора. Cambia! Decidi! Recupera palla! Очень быстро ребята привыкают к его голосу и командам. И даже если переводчик не успевает, все получается так, как задумал режиссер этого действа. Минуты текут незаметно. А на трибуне уже шелестят странички молескинов – кто-то зарисовывает схему очередного упражнения.  

Массимо же не унимается: «Если мяч уходит за пределы поля, его всегда вводит тренер. Допустивший потерю должен не мечтать, а немедленно вступать в борьбу». После тренировки итальянец подходит к каждому из ребят и благодарит. «Победители идут в душ, а проигравшие 10 минут бегают вместе со мной». Судя по всему, такие реверансы – один из базовых моментов его философии. Даже если он прибегает к наказанию, то показывает, что готов разделить его вместе с игроками. «Если упражнения не получаются, это не ошибки футболистов. Это ошибки тренера».

1

«Я здесь не для того, чтобы кого-то чему-то учить, – начинает теоретическую часть семинара Массимо. – Я бы хотел, чтобы вышла дискуссия, чтобы вы задавали интересующие вас вопросы». Мистер Луккези старается как можно дальше дистанцироваться от образа традиционного итальянского специалиста. Возможно потому, что в серии А сейчас не те времена, чтобы она могла безоговорочно диктовать свои методы другим. Он часто вспоминает свои международные командировки –  посещения «Барселоны», несколько реже – «Бенфику» и «Андерлехт». Итальянские же коллеги выступают у него в роли невидимых заблуждающихся оппонентов. «Когда я говорю или показываю это в Италии, то мне говорят…». Далее следует пример, как все обстоит на самом деле. Видимо, на его родине не все так хорошо, как мы привыкли думать.

Почему столько «Барселоны»? Неужели Луккези – сторонник тики-таки? Нет. Футбольный онанизм – это не его религия. Во время лекции Массимо несколько раз скептически высказывается о стремлении всегда контролировать мяч. «Упражнения не столь важны, самое главное – это философия». «Бегать должны не игроки, двигаться и потеть должен мяч». «Самая большая проблема для тренера – если он не знает игроков, не знает, кто и где должен играть».

Банально? Но именно так он объясняет принципы. При этом он не считает себя носителем абсолютной истины, а старается доказать свою точку зрения. Например, обоснованность использования упражнения «7 против 4», которое часто встречается в игровых ситуациях, особенно когда схема 4-3-3 противостоит модулю 4-2-3-1 или классической «испанке». Эх, а в Италии играют 10 на 10, и трое игроков просто стоят без дела. Надо бы написать письмо  в FIGC…

Аудиторию же больше интересуют приземленные вещи, которые по приезду домой сразу будет можно использовать на практике. Какие вы применяете тесты по физической подготовке? Как смоделировать в упражнениях фактор усталости к концу таймов? Стоит ли в данном упражнении ограничивать число касаний? «Касания, конечно, важны, но в первую очередь нужно обучить игроков управлять своими зонами и игровым пространством. Они должны учиться читать игру». Несмотря на настроения публики, Массимо совсем не занимают частности. Он пытается разъяснить отправную точку своей теории, прибегая к ярким сравнениям.  

«В чем отличие футбола от волейбола? Их много, но одно фундаментальное: в волейболе есть сетка, которая разделяет площадку на две части – на два пространства. В футболе же игроки могут свободно перемещаться. Поэтому в футболе нужно захватывать свое пространство». Маэстро отчаянно жестикулирует, он явно поймал кураж: «Смотрите, поле – это как театральная сцена. Есть две команды, которые хотят захватить ее. Нужно сформировать у игроков желание захватить эту сцену». Да это же почти дословная фраза Сакки. Какая уж тут «Барселона»!

1

«В футболе не только нужно знать игроков, знать, куда их поставить, и передать им свои знания. У тренера должен быть особый метод, чтобы вовлечь игроков в процесс. Он должен управлять игрой во время матча…» Я загрустил. Мне показалось, что я слышу начало статьи Ленина «Тяжелый, но необходимый урок». Вы, конечно, помните? C врагом надо бороться. С ним надо уметь бороться. Бороться хорошо. А кто не умеет правильно бороться, тот должен учиться бороться. Однако Массимо вовремя останавливается и переходит к изложению одной достаточно спорной теории. Он любит начинать с вопроса в зал, на который никто не знает ответа. Или думает, что знает, но ошибается.  

«Почему в каждой команде есть тренер вратарей? Потому что он тренирует игрока, у которого есть особые навыки. Это правильно? Да? Но могут ли центральный нападающий и центральные защитники тренироваться по одной методике?» Кому-то не совсем понято, что имеется в виду: большой или детско-юношеский футбол?

«Это неважно! У центрального нападающего ворота за спиной, – Массимо перевоплощается  в Луку Тони, как будто даже становясь выше ростом. – Он должен хорошо принимать мяч, ведь позади него находится защитник. Нападающий должен закрыть мяч от него корпусом. Отыграться с партнером и выбрать правильное время, чтобы забежать за спины защитников. Он должен уметь бить по воротам, уметь открываться под флангового игрока, бежать в штрафную площадь и замкнуть мяч головой. Скольким из всего этого занимается центральный защитник?»

Молчание. Шепот. Гул. Массимо улыбается. Он доволен. Провокация удалась. «Разве защитник принимает мяч, когда соперник висит у него за спиной, пытается развернуться, обыграть кого-то? Нет! У него нет соперников за спиной, они находятся перед ним. Защитник должен играть на опережение нападающего. У защитника и центрального нападающего совершенно разные функции на поле. Один должен защитить зону за собой, второй должен нападать на зону противника. А если я играю эстерно, я должен уметь делать кроссы. А центральные защитники их редко делают. Поэтому тренер должен учить футболистов как отдельным навыкам, так и действовать сплоченно. А потом президент говорит, что команда выглядит так себе. Поэтому очень важно, чтобы был тренер вратарей, но также важно, чтобы был особый подход к каждому амплуа. Один тренер не может и не должен всем этим заниматься». 

1

После этого монолога стало понятно, какие аргументы использует Винченцо Монтелла, когда уговаривает президентов взять в штаб одиннадцать помощников. Однако разве отдельные тренировки для восьми амплуа создадут препятствия для универсализации? Ведь самое прекрасное, что есть в кальчо – смена родных ролей. Буффон-полузащитник, Пирло-фантазиста, Дзамбротта-ала и Белотти-медзала вряд ли способны на что-то великое. А толстых ребят будут ставить в ворота с самой первой тренировки, как это было у нас в 1990-х.  

Не давая осознать услышанное, итальянец вновь бросает в зал провокационный вопрос: «Во время матча количество действий двух команд одинаково или различно?» Кто-то тут же говорит, что различно. Оказывается, что одинаково. Подробное объяснение этого феномена занимает около пяти минут. Но все просто: ты или атакуешь, или защищаешься. 1+1=2. Ловкость рук. Но Массимо понадобился этот переход, чтобы поговорить об эффективности.

«В футболе далеко не каждое действие меняет счет на табло. Не настолько важно играть лучше соперника. Главное – действовать эффективно». В качестве доказательства последнего утверждения Массимо предъявляет тепловую карту, составленную, судя по всему, сразу после финала Лиги чемпионов 1994 года. Ведь в тот момент исход матча «Юве» – «Барса» был ему еще неизвестен.  

1

Я машинально листаю его книгу. Натыкаюсь на абзац про переключения между модулями. А Массимо словно угадывает мои мысли и приводит в пример «Барселону», которая использует схему 4-3-3, но по ходу матчей переходит на 3-4-3. Причем не ту, которую мы привыкли видеть у Гасперини, а с ромбом в центре поля. Делается это для того, чтобы противостоять сопернику, который использует модуль 4-3-1-2,  для создания себе численного перевеса в полузащите.

Если же буквально следовать этим советам, то получается, что схему 4-2-3-1 можно вообще выкидывать на помойку, чего в жизни не происходит. Ведь Аллегри и К° учитывают не только количество игроков, но и форму, и класс исполнителей. Я уже не говорю про то, что игра в три и четыре защитника – разные вселенные. Футболисты вроде Паоло Мальдини или Сандро Несты вымерли. Не каждый терцино способен играть центрального защитника и наоборот.   

На экране – видео матча Италия – Бельгия. Схема 3-5-2 против 4-2-3-1. «Адзурри» отбирают мяч и развивают фланговую атаку. После каждого игрового действия Массимо нажимает на паузу и объясняет происходящее, иллюстрируя стрелочками на доске. Шаг за шагом. Нота за нотой. В его интерпретации каждое действие итальянцев выглядит продуманным – они заставляют бельгийцев принимать решения. Бежать за своим игроком или бросать зону? Это как игра в наперстки в Римини. Любой выбор – ошибочный. Вот против крайнего полузащитника выходит центральный защитник, освобождая зону, и итальянцы этим сразу же пользуются. Либо ты оставайся в центральной зоне, либо смещайся. Выхода нет. А Конте в эти минуты беснуется и сыпет проклятиями на бровке. Стоп. Пауза. Перемотка назад. «Вам все понятно?» – беспокоится Массимо.  

«В результате этой комбинации мяч доводится до штрафной площади соперника. Если бы там был Игуаин, то счет на табло изменился бы. А если бы там был я, то ничего бы не произошло». Он снова включает видео, и я слышу хорошо знакомые вопли Фабио Карессы.  

1

«Все, что мы видели, – игра в динамике. Помимо этого есть еще стандартные положения. Это совсем другое, отдельный мир, потому что у нас есть время подумать. Один мой друг занимается наигрыванием стандартных положений. При розыгрыше углового он ставит двоих игроков у мяча, шесть игроков – в штрафной, и еще одного, который мешает вратарю. Сколько остается для подстраховки в случае контратаки соперника?»

Пока мы считаем, Массимо поясняет, что данная комбинация может развиваться по нескольким сценариям. Можно сделать передачу в кучу малу, а можно – на того игрока, который мешает вратарю. Или  вообще разыграть у флажка. Или же сделать передачу так, чтобы вратарю пришлось играть на выходе. При этом двое из кучи бегут назад. Какие именно? В этом вся фишка. Главное, чтобы этого не знали те, кто их держит. Маэстро поясняет: «При стандартах у своих ворот Месси и Криштиану Роналду уже далеко не Месси и Криштиану Роналду».  

Почему же так важно наигрывать стандарты? Впервые в жизни я слышу этому экономическое обоснование: «Если у нас будет по шесть угловых за матч, то за сезон это будет 180 угловых ударов. Это 180 возможностей для центральных защитников, чтобы забить гол. Если защитник забьет 5-6 мячей, то в следующем сезоне он сможет сказать президенту, что я, будучи защитником, забил 5 голов. Если Игуаин, Роналду и другие главные игроки получают зарплату по 10-15 миллионов в год, то можно поделить их зарплату на количество мячей. Если я забил 5 мячей, а другие защитники забили по 1 мячу, то это должно сказываться на моей зарплате. Поэтому когда защитник выходит в чужую штрафную, он заходит за своей зарплатой».

Искусный оратор всегда оставляет самое главное на сладкое: «Есть команды, которые очень хорошо занимают игровое пространство. Как в оборонительной фазе, так и в атакующей. Есть команды, которые умеют играть в любой ситуации. Например, у Моуринью или Конте. А есть великолепные тренеры, вроде Гвардиолы, которые используют игровое пространство через владение мячом. Это более сложный путь. Однако владение позицией и управление игровыми зонами намного важнее, чем владение мячом. Завтра «Ювентус» отдаст мяч «Барселоне» и будет управлять теми зонами и нападать на те зоны, которые каталонцы будут освобождать».

1

Все именно так и вышло. Синьор Луккези, кажется, я догадался, кто ваш герой. А еще я убедился, что журналисты, скауты и тренеры говорят на одном языке. Может быть, еще не в той степени, как в Италии. Однако этот процесс уже не остановить. И он должен пойти еще быстрее после того, как осенью в Санкт-Петербург приедет специалист из Коверчано.  

Я подхожу к Массимо, чтобы поблагодарить за лекцию. Протягиваю книгу. После короткого диалога, он пишет: «Алессио с наилучшими пожеланиями. Будущему тренеру сборной Италии». Вот теперь я обязательно ее прочитаю. Еще не поздно исполнить свою мечту. 

Всем, кто любит Италию, мы говорим GRAZIE!

Последние материалы блога:

Лео, мы дома. «Юве» остановил «Барсу»

«Барселону» снова разнесли

169-сантиметровый вингер стал лучшим центрфорвардом чемпионата Италии

Фото: Алексей Логинов. Топовое фото: REUTERS/Carl Recine/Action Images