Что такое "катеначчо" и кто его изобрел?
Сериа А, кальчо, катеначчо, пицца, россонери, бьянконери, джалоросси, розанеро, аморанте... Какое слово тут лишнее? Правильный ответ: "пицца". Если все остальные слова относятся к футболу, то пицца к нему не имеет отношения. Ну с кальчо понятно, с названиями команд понятно. Но что тут делает "катеначчо"?
Катеначчо (итал. Catenaccio) — тактическая схема в футболе с акцентом на оборону и совершаемых тактических фолах. В переводе с итальянского языка означает приблизительно следующее: дверь, которую невозможно пройти или дословно «дверной засов». Катеначчо подразумевает высокую организацию игры и эффективную защиту, что позволяет свести к минимуму возможность прохождения через нее игроков соперника. В наши дни слово «катеначчо» стало синонимом оборонительного футбола, или так называемого "антифутбола". И самое главное стало синонимом всего итальянского футбола.
Кто же изобрел «катеначчо»?
![](http://ipicture.ru/uploads/101102/2WVT5CmSNL.jpg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Во времена когда практически все клубы в мире использовали тактику «М-W» или «2-3-5», Карл Раппан изобрел особую тактику – так называемую "тактику для слабых". Суть тактики заключалась в том, что один из защитников располагался максимально глубоко, перед самим вратарем. Впоследствии эту позицию начали называть "чистильщик" - "sweeper" (от английского "sweep" - подметать). Такую схему начали называть: "Замок Раппана", "болт Раппана", "засов Раппана", популярно название: "Швейцарский замок". Сам автор пользовался термином verrou - "цепь".
![](http://ipicture.ru/uploads/101102/EuGrY2mR1X.jpg%20?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Целью «замóчной» системы было создание команды, которая будет численно превосходить оппонентов и при атаке, и при обороне. При атаках, «замóк» принимал форму 3-3-4 включая в себя атакующего полузащиту, включая трех защитников, также значительно выдвигавшихся вперед.
Когда мяч терялся, все 10 игроков отходили. Задачей четырех форвардов было мешать оппонентам и замедлять движение атаки. Остальные шесть игроков стремительно отходили на свою половину поля. Атакующая полузащита теперь становилась центральной защитой, в то время как занимавший эту позицию игрок отступал и занимал самую глубокую позицию позади всех. Оттуда он мог двигаться из стороны в сторону поперек поля, прикрывая трех центральных защитников и функционируя как «замóк» для противника.
«Замóчная» система требовала идеальной физической готовности от игроков. Они должны были быстро бегать и иметь в то же время способность действовать и как нападающие, и как защитники. Данная схема не использовалась широко, но она привнесла с собой две идеи: защита путем отступления и один игрок, действующий глубже всех.
![](http://ipicture.ru/uploads/101102/WV4KwHFXb6.jpg%20?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Нерео Рокко вошёл в историю мирового футбола как тренер, который внедрил в Италии тактическую схему «катеначчо». Эта тактика, изобретенная Карлом Раппаном в Швейцарии в 1930-х годах, начала активно применяться лишь в 1960-х годах в итальянском чемпионате, оказав значительное влияние на последующее развитие как итальянского, так и мирового футбола. Рокко начал экспериментировать с катеначчо сразу после войны, тренируя команду «Либертас» из Триеста (одновременно играя там на позиции либеро); ему удалось одержать сенсационную победу в товарищеском матче против значительно более высокой классом «Триестины», главным тренером которой он стал в уже следующем году. «Триестина» закончила сезон 1946/47 на предпоследнем месте и искала выход из кризиса, усиленного затруднительным положением всего города (до 1954 года город находился под международной оккупацией, пока за владение им спорили Италия и Югославия).
![](http://ipicture.ru/uploads/101102/BIJeiX41mZ.jpg%20?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Тактика Нерео Рокко, которую также называют «чистым» катеначчо, была впервые продемонстрирована в 1947 клубом «Триестина»: наиболее общая схема сводилась до 1-3-3-3, иногда она модифицировалась в 1-4-4-1 и 1-4-3-2. Благодаря новому молодому тренеру и новой прогрессивной тактике в следующем сезоне 1947/48 «Триестина» осуществила невероятный рывок и заняла в чемпионате второе место, уступив лишь «Торино», безоговорочному лидеру итальянского футбола послевоенной эпохи. Вспыльчивый, суровый и, по слухам, никогда не бывавший доволен своими игроками, Рокко стал для футболистов чем-то вроде сурового отца, в чём-то эксцентричного, но чрезвычайно любимого; благодаря своей привычке разговаривать на колоритном триестском диалекте он почти сразу получил прозвище «El paròn» («хозяин», «патрон»), которая сопровождала всю его последующую жизнь.
![](http://ipicture.ru/uploads/101102/anDRDjRWX8.jpg%20?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Эленио Эррера, или «Сеньор Э.Э», был дотошным человеком. Не говоря о досье на всех самых сильных игроков мира, он проверял любые мелочи – качество оливкового масла на выезде или даже вес мяча. Кроме умения контролировать всё и всех, Эррера всегда смотрел в будущее и редко пропускал талантливых игроков. Еще Эррера много сил отдал на то, чтобы его подопечные были одним коллективом. Например, раз в неделю вся команда ужинала вместе за круглым столом. Эррера требовал от игроков безоговорочной дисциплины и послушания. Он настаивал, чтобы перед матчем все футболисты его команды клали руку на мяч, как на Библию, и клялись в верности друг другу. Строптивых «звезд», которые не желали исполнять подобные ритуалы, продавали в другие клубы, невзирая на их популярность и успешные выступления. Конечно, "королем Артуром" был только сам тренер – предводитель чемпионов, главная звезда команды. Кроме того, Эррера никогда не опускался до критики команды и даже после больших поражений – как против "Селтика" (в финале Кубка чемпионов в 1967 году), брал вину на себя за свое "недалекое" понимание тактики.
«Сеньору Э.Э» никогда не зацикливался на одних тактических схемах. Он любил экспериментировать. В 1950-х годах экспериментировал «Сеньор Э.Э» в «Барселоне», использовав инсайдов на позиции крайних полузащитников для активизации игры. А в миланском «Интере» его атакующая тактика показала себя неэффективной, и Эррера разработал схему очень жесткого варианта защитной системы катеначчо. Он детально изучил все имеющиеся наработки по оборонительным схемам, и вместо слепой копировки наилучшей идеи, Эррера подстроил "замок" под себя.
![](http://ipicture.ru/uploads/101102/XcIyL5Srrt.jpg%20?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
В версии Эрреры каждый из защитников также отвечал за определенного игрока нападения соперника. То есть, была введена персональная опека игроков.
в свое время опубликовал статью с соккера,насчет катеначчо и заблуждений людей.
Тоже очень любопытно.
Катеначчо -это в первую очередь уменение хорошо играть в защите, но никак не значит плохая атака,у многих в этом как раз заблуждение,что мол команда не атакует и сидит в защите.
Интер (Милан) — черно-синие / нерадзури, гадюки (Biscioni)
Милан — красно-черные / россонери
Ювентус (Турин) — бело-черные / бьянконери, старая синьора, зебры
Фиорентина — фиалки
Рома (Рим) — волки, джеларосси
Лацио (Рим) — небесно-голубые, орлы
Парма — молочники
Торино — скуадра граната, бьянконери, зебры
Кальяри — сардинцы
Верона — греки
Реджина — южане
Бари — петухи
Лечче — кетчупс
Болонья — россоблу
Кьево — летающие ослы, джиалоблу
Брешиа — ласточки (Rondinelle)
Перуджа — грифы
Палермо — розанеро
Ливорно — аморанте
в россии еще есть алекс и с натяжкой дзагоев, касаев не дотягивает до этого.
Перепутали что-то,видимо.
«уступив лишь «Торино», неопровержимому лидеру итальянского футбола». «Неопровержимый» - не совсем уместно, лучше - «непререкаемый» или «безоговорочный».
Ещё:
«брал вину на себя и свое «недалекое» понимание тактики.» «И» лучше заменить на «за».
Есть ещё парочка моментов, но сейчас времени нет, сорри.
Думаю,последние два стоит убрать )