Анатомия «Спартака». Как Массимо Каррера варьирует тактику
«Советский спорт» рассказывает о разнообразных тактических моделях, которые Каррера использует в «Спартаке».
Никто в этом сезоне не ротирует тактические модели так часто, как главный тренер «Спартака». Арсенал впечатляет: схемы с двумя и тремя центральными защитниками в разных вариациях; с одним, двумя и тремя нападающими; с латералями и фулбэками; с Промесом и без. Одни и те же исполнители выполняют разные функции, и им это, похоже, даже нравится: при переходе с одной модели на другую программа не зависает и даже наоборот – раскрывает командную игру по-новому и ставит соперника в тупик.
Другие команды более шаблонны. ЦСКА последние семь лет играл по схеме 4–2–3–1 (она менялась только в некоторых матчах Лиги чемпионов), пока Виктор Гончаренко зимой не привил 3–5–2. По аналогичному сценарию эволюционировал «Локомотив» Юрия Семина. «Ростов» Курбана Бердыева так играет давно. В «Зените» Мирча Луческу охотно варьирует состав, но не тактику. «Краснодар» периодически пробует что-то новое, но возвращается к расстановке, похожей на 4–3–3. А в «Рубине» тактики нет вообще.
Семь-восемь-девять отважных команд премьер-лиги перешли на модель с тремя центральными защитниками и наверняка гордятся собой, глядя в графу «пропущенные мячи». Другие моде не поддались, остались верны «классике», но и что-то новое пробовать побаиваются. И только «Спартак» какой-то конкретной базовой модели не имеет. У него базовая та, что используется сегодня. А уже завтра может быть другая – в зависимости от качества игры, особенностей соперника и подбора исполнителей.
3–5–2 (3–4–3)
4 матча – 83% очков
На схеме – матч «Спартак» – «Ростов» (1:0)
Когда Каррера только стал главным тренером, была уверенность в том, что «Спартак» перейдет на тактику с тремя центрдефами. Так играли «Ювентус» и сборная Италии, где Массимо трудился помощником Антонио Конте. Настоящая итальянская модель! Была и другая причина так думать. В прошлом сезоне Дмитрий Аленичев (а до него – Мурат Якин, ставший в «Спартаке» первопроходцем) периодически выстраивал команду по этой расстановке. Можно и, наверное, нужно было использовать наработки предшественника.
В первом матче этого сезона (с тульским «Арсеналом» – 4:0), а рулил тогда еще Аленичев, «Спартак» сыграл по схеме 3–5–2. Через несколько дней тренерский штаб ушел. Схема осталась. Каррера не стал ничего менять ни с «Крыльями Советов» (1:0), ни с «Рубином» (1:1) – по всей видимости, он только вникал в суть происходящего и изучал возможности состава, поскольку, задержавшись после Евро, присоединился к команде довольно поздно. «Ломать – не строить», – рассудил итальянец и стал наблюдать, как пойдут дела.
Почему через пару недель, уже адаптировавшись и во все вникнув, Каррера не сделал эту модель постоянной – вопрос сложный. Скорее всего, потому, что для 3–5–2 у него не было исполнителей с необходимым функционалом. Например, тех же латералей, очень важных для этой тактики. В итоге Массимо оставил эту схему для специальных случаев – главным образом, для соперников, играющих с пятью защитниками. Возможно, были еще какие-то причины. В комплексе. А может, в одном из интервью Каррера сам все разъяснил.
4–2–3–1
9 матчей – 93% очков
На схеме – матч «Анжи» – «Спартак» (0:2)
В матче с «Краснодаром» Каррера использовал стандартную расстановку 4–2–3–1. К модели с тремя центральными защитниками он не возвращался до игры с «Ростовом». Тогда-то и стало понятно: тактика подбирается под конкретного соперника. Тот, кто играет с тремя центрдефами, получает зеркальный ответ. Эта схема позволяет атаковать шире, расшатывать оборону противника, проникать в тыл. Насколько успешно, впрочем, зависит от класса оппонента. С тем же «Ростовом» получилось не очень убедительно.
Сканирование соперника и подбор тактики отличают Карреру от других специалистов. Многие провозглашают: «Мы – крутые парни, поэтому играем только от себя, и нет нам дела до соперника». Каррера не из таких, у него другой подход. Посмотреть, оценить, сделать правильный выбор. А кто на самом деле крутой, пусть решает турнирная таблица. Против соперников, практикующих модель с тремя центрдефами, «Спартак» сыграл семь матчей, в пяти из которых применил модель 3–5–2 (3–4–3) или более агрессивную 4–3–3.
4–3–3
2 матча – 100% очков
На схеме – матч «Томь» – «Спартак» (0:1)
По модели 4–3–3 «Спартак» сыграл всего два матча – с «Томью» (1:0) и «Амкаром» (1:0). Схема другая, но принцип тот же – взлом эшелонированной обороны (пять защитников), для чего очень важен широкий фронт. Тактика с тремя центральными защитниками позволяет страховать тыл. Поэтому она была применена, например, с очень опасным в контригре «Ростовом». А «Томь» и «Амкар» Каррера, похоже, не опасался. Вполне хватило и двух центральных защитников, а вместо третьего вышел игрок группы атаки.
4–4–2 (4–4–1–1)
6 матчей – 39% очков
На схеме – матч «Крылья Советов» – «Спартак» (4:0)
После матча с «Анжи» Каррера по каким-то неведомым причинам (травмированных не было) отказался от схемы 4–2–3–1 и перешел на 4–4–2 (4–4–1–1). Поначалу все шло хорошо, до матча с «Уфой». Два поражения кряду (три с учетом Кубка; матч в Хабаровске в этом материале не рассматривается). Перерыв. «Ростов»… К 4–4–2 Каррера вернулся только в Самаре. Потом эта модель применялась еще один раз – с «Локомотивом». В обоих матчах «Спартак» потерял очки. А в Самаре и вовсе получил разгром.
Конечно, нельзя результаты команды объяснить только лишь тактической расстановкой. Это полная ерунда. Надо смотреть на состав, на рисунок игры, на класс соперника, даже на небо – как там расположились звезды. В той же Самаре в атаке вышел Давыдов. А ему вообще без разницы, по какой модели играть. А то цифры какие-то нудные. Цифры своего банковского счета, вполне возможно, он знает лучше всех этих ваших 4–3–3 и 6–6–6. Был в Самаре и Мельгарехо. В общем, попал «Спартак» под раздачу. И хорошо, что попал.
И тем не менее статистика убеждает в эффективности разных тактических конфигураций, кроме 4–4–2. А наше небольшое исследование позволяет разглядеть систему: в частности, в матче с соперниками, играющими по «классике», Каррера применил расстановку 3–5–2 только один раз – с «Рубином» (1:1). Да-да, когда итальянец только познавал все прелести разноцветного, многогранного, искристого российского футбола. В четырех матчах с тремя центральными защитниками красно-белые пропустили всего два мяча.
Эту тактику ошибочно называют оборонительной. Это не так. Она эффективна против могучих защитных построений. Тыл застрахован, центр поля насыщен, атака вертикальна. Что в тактике с тремя центральными защитниками, что с двумя «Спартак» владеет мячом по 35 минут чистого игрового времени. Но в первом случае чаще выходит на ударную позицию – 18 против 14, больше пасует в последнюю треть поля – 148 против 131 и активнее контратакует – 4 против 3. Разница незначительная, но все же. Вертикаль.
А в последнем матче Каррера использовал схему 3–4–3.
Итог – уверенная победа над непробиваемой «Уфой», лучший результат тура по ударам (23), голевые моменты, которые сложно подсчитать. Подойдет слово «много». И в целом яркая атакующая игра, при хронических оборонительных трудностях, четкий рисунок, поставленная тактика. Было такое, что тот или иной игрок не знал, куда ему бежать, и не понимал, что делать с мячом? Не было такого. «Спартак» все знал и понимал. «Уфа» – не очень. Как и «Зенит», который не в курсе, к чему готовиться и что его ждет в воскресенье.
Статистика Wyscout
С начальной тактикой понятнее, где-то потеряли багаж Аленичева , пришлось импровизировать )
4-2-3-1(почему-то люди постоянно хотят увидеть именно эту схему, хотя каждый матч Спартак выстраивается именно 4-4-1-1) Спартак играл только на сборах, когда первый раз вышли Адриано и Зе Луиш вместе, там полчаса было всего.